Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.




Общение (А.В.Батаршев) - это сложный многоплановый процесс, установление и развитие контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включают в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия,восприятия и понимания другого человека.

В наиболее обобщенных классификациях (Галина Михайловна Андреева) выделяется три стороны общения:

· Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

· Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

· Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Близкая классификация предлагается в работах Бориса Федоровича Ломова:

· информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема и передачи информации,

· регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности,

· аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

А. А. Брудный выделяет в качестве основной рабочей функции:

· инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда,

· синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

· трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

· функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания. Эта функция особенно характерна для творческих личностей.

По критерию «цель общения» выделяется 8 функций общения (Л. А Карпенко):

· контактная, цель которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности,

· информационная, цель которой - обмен сообщениями, т. е прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д,

· побудительная, цель которой - стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий,

· координационная, цель которой - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности,

· понимания, цель которой - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.,

· амотивная, цель которой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний,

· установления отношений, цель которой - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей того сообщества, где предстоит действовать индивиду,

· оказания влияния, цель которой - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Отечественная психология исходит из принципа неразрывного единства общения и деятельности, в то время как в западных социально-психологических системах описывается обычно какая-либо одна сторона общения и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Причём связь этих сторон с совместной деятельностью практически не исследуется.

Основные эффекты межличностного восприятия:

 

1. Эффект ореола.

 

Этот эффект заключается в нашем «дописывании» черт человека на основе одного проявленного признака. Данное «дописывание» базируется на нашем предыдущем опыте и связанных с ним ассоциациями. Ключевым фактором является недостаток информации о другом, но при этом мы можем наблюдать какие-либо признаки, будь то внешность, голос или что-то иное, по которому мы можем приписать ненаблюдаемые черты и приумножить их. Например, если мы встречаем пожилую женщину, то ей могут приписываться качества характерные для нашей бабушки. Мы наблюдаем, что у нее теплые руки и приписываем ей доброту, внимательность, мудрость и так далее.

 

2. Эффект проецирования.

 

Это эффект проявляется в готовности приписывать другому собственные черты характера или мотивацию. И выражается, например, в ожидании: «что нравится мне, нравится и миру» или «я бы сделала так, потому что…».

Например, если фрилансер отказался с нами работать и при этом одна из наших ключевых мотиваций заключается в деньгах, то мы вероятней скажем: «Он не захотел работать с нами, потому что кто-то другой предложил больше денег», хотя причины у человека могут быть абсолютно не материальными. Или если мы обладаем низкой самооценкой, то вероятней всего будем приписывать негативные качества другому человеку: выскочка, болтливый, дурак и т.д. И также наоборот, люди, обладающие высокой самооценкой, видят больше положительных качеств в другом.

 

3. Стереотипизация.

 

Качества группы, к которой относится другой, переносятся на собеседника. Мы определяем другого по признакам группы, например, если блондинка, то глупая, если немец, то пунктуален, если русский, то много пьет. Стереотипизация по структуре построения образов еще более схематичная и упрощенная, мы даем максимум один-два признака другому.

 

4. Самоосуществляющееся пророчество.

 

Особенность данного эффекта -наличие предварительной установки на другого человека. Данный эффект проявляется в двух формах.

Во-первых, исходя из своей установки, мы начинаем своими действиями провоцировать поведение другого человека, чтобы оно соответствовало нашей установке. Например, если мы считаем человека раздражительным, то будем испытывать его терпение, то тех пор пока он не наорет на нас, а потом мы скажем: «Я так и знал».

Во-вторых, мы толкуем поведение другого человека только с позиции нашей первой установки. Если мы считаем человека, агрессивно настроенным к нам, то в ответ на его заботу, будем думать: «Добреньким прикидывается, но я то знаю, какой он!»

 

5. Каузальная атрибуция

 

Эффект выражается в приписывании причин действий другому человеку.

Эффект работает как с объяснением собственных поступков, так и поступков других.

Этот эффект работает, когда нарушаются базовые ожидания или этические нормы.

 

В рамках казуальной атрибуции существует понятие фундаментальная ошибка атрибуции - при объяснении причин поведения другого мы склонны искать их в личностных особенностях другого, при объяснении причин собственного поведения мы склонны искать их в обстоятельствах. Если я преподаватель и ко мне на занятие не пришел студент, то я буду говорить, что он лоботряс, бездельник и лентяй. Если я студент и не пришел на занятие, то я скажу, у меня много дел, я работаю, меня дома родители закрыли.

 

Другое понятие в данном эффекте - мотивационная ошибка: если я объясняю успех, то связываю его с личностью, если объясняю неудачу, то связываю ее с обстоятельствами.

 

Влияние эффектов может быть снижено, и для этого, важно просто больше общаться с человеком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: