Форма протокола наблюдения признаков отклоняющегося развития ребенка (ЗПР)




Группа признаков | Признаки
1. HABITUS (внешний вид, впечатление, которое производит ребенок на исследователя)
1.1. Внешний вид   Отдельные дизэмбриогенетические стигмы: отклонения в размерах головы, искривленные мизинцы, отклоняющаяся форма мочек уха. Низкий рост. Осмысленный (адекватно фиксирующийся) взгляд
1.2. Впечатление Благоприятное: производит впечатление нормально развивающегося ребенка, может казаться, несколько более младшего возраста.
2. Психомоторика
2.1. Макромото­рика Несколько моторно неловок, движения не всегда достаточно координированы. Латеральные предпочтения не всегда сформированы соответственно возрасту. Встречаются случаи «вынужденного» левшества.
2.2. Мелкая (тон­кая) моторика Недостаточно сформирована  
3. Познавательная (когнитивная) сфера
3.1. Базальные психические функции (предпосылки интеллекта) Восприятие нарушено нерезко. Лучше дифференцирует форму предметов, чем их относительную величину. Знает основные цвета. Путает дополнительные: оранжевый, фиолетовый, серый, коричневый Часто нарушена концентрация внимания, с трудом выполняет несложные пробы на распределение внимания, быстро при этом истощается. Интеллектуальная работоспособность снижена. Часто проявляют высокую импульсивность во всех видах деятельности и поведении. Чрезвычайно низка помехоустойчивость внимания, памяти Не всегда легко переключается с одного вида деятельности на другой. Демонстрирует явно неравномерный темп работы. Темп и качество работы часто зависят от самочувствия, настроения, иных факторов. Продуктивная деятельность сохраняется малое время. Может быть неплохо развитой механическая вербальная память. Не умеет произвольно запоминать стихи и прозаические отрывки. Испытывает выраженные трудности при припоминании запомненного учебного материала. Медленно запоминает, плохо сохраняет, с трудом припоминает, быстро забывает учебную информацию. Проприорецептивная, тактильная чувствительность в основном сохранны. Имеются проблемы в перекодировании информации, относящейся к зрительно-пространственным представлениям и связанные с этим имеются выраженные затруднения в понимании и употреблении квазипространственных грамматико-логических языковых конструкций. Нарушения зрительно-двигательной координации
3.2. Мышление и речь Относительно успешно решает задачи, требующие наглядно-действенного, на­глядно-образного мышления. Чаще всего затрудняется при выполнении задач, тре­бующих абстрактно-логического (вербально-дискурсивного) мышления. При выделении 4-го лишнего выполняет задания после обучения, но обобщающими понятиями не владеет, объясняет принцип выделения по конкретному, а иногда и по латентному признаку. С помощью составляет рассказ по сюжетной картинке, по сериикартин, пересказывает с помощь наводящих вопросов. Не всегда правильно понимает, устанавливает причинно-следственные связи. В речи имеются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения вследствие наличия дизартрического компонента. Не всегда адекватно может пользоваться неречевыми (просодическими) коммуникативными средствами, мимикой, жестом. Словарь беден, значения употребляемых слов недостаточно дифференцированы, неточны. Встреча­ются просторечия, часты аграмматизмы. Говорит простыми короткими (нераспространенными) предложениями. Может использовать ненормативную лексику. Включение речевого контроля может способствовать улучшению качества выполняе­мых заданий.
3.3. Уровень актуального развития Запас знаний и представлений о себе, своей семье, окружающем мире в значительной мере ограничен. Не может использовать в практической деятельности изученные правила.
3.4. Обучаемость (зона ближайшего развития) Обучаемость снижена. Затруднен самостоятельный перенос вновь полученных знаний (умений) в аналогичную или близкую ситуацию. Способен с помощью взрослого ориентироваться в доступных заданиях. С трудом воспринимает помощь (например, учителя), подсказку.
3.5. Познава­тельная активность Познавательный интерес в значительной степени снижен (особенно в ситуациях, связанных с учением). Недостаточная любознательность.
3.6. Произволь­ная регуляция дея­тельности. Плани­рование, програм­мирование, контроль В значительной степени страдает произвольная регуляция. Требуется внешняя организующая помощь при планировании и программировании деятельности. Не может самостоятельно контролировать свою деятельность (осуществлять как текущий, так и итоговый контроль). Не в полной мере сформирована регулирующая функция речи.
3.7. Критичность Отчасти критичен. В ряде ситуаций не способен дать адекватный отчет своим действиям. При неудачно выполненных заданиях чаще всего расстраивается.
4. Аффективная (эмоционально-волевая) сфера. Особенности личности.
4.1. Мотивация Не проявляет мотивации к школьной деятельности в достаточной степени. Наблюдается явное преобладание игровой мотивации. Нестойкие, поверхностные интересы.
4.2. Поведение Аффект может носить «органический» характер. Реагирует на поведение окружающих инфантильно, с налетом конфликтности. Не признает ограничений и дистанции в об­щении.
4.3. Самооценка Может быть повышенной.
4.4. Эмоции Слишком эмоционально лабилен
4.5.Коммуникативная сфера Тянется к контактам с более младшими чем он детьми. Конфликтен в группе сверстников. Другие дети не радуются его появлению.
4.6. Социальная адаптация С трудом усваивает новую для него социальную роль, не может понять, где и как себя вести. Испытывает трудности в усвоении и выполнении правил поведения, распорядка дня. Часто не может сам аккуратно одеться. Неаккуратен и небрежен в еде, рисовании, лепке
Фрагменты педагогической характеристики
Инфантилен. С трудом отрывается от матери, не отпускает ее от себя. Проявляет высокую эмоциональную лабильность: легко переходит от плача к смеху. Все интересы ограничены игрой. В игре неутомим, фантазер. В школу приносит полный портфель машинок и роботов. К учебе особого интереса не проявляет. С трудом запоминает буквы, цифры. Не любит рисовать, рисунки примитивны, цвет практически не использует. Путает оранжевый и фиолетовый цвета. Плохо ориентируется на листе бумаги, не может по заданию учителя отступить нужное количество строчек, клеточек. Однако, помощь использует, иногда даже с незначительной организующей помощью может справиться с относительно сложным заданием. Устает на уроках. Продуктивно может работать не более 10-15 минут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: