Форма протокола наблюдения признаков отклоняющегося развития ребенка (УО)




Группа признаков | Признаки
1. HABITUS (внешний вид, впечатление, которое производит ребенок на исследователя)
1.1. Внешний вид   Внешние проявления: сильно большая или сильно маленькая голова, приросшие мочки ушей к телу, раскосые глаза, открытый рот, вывалившийся язык, обильное слюноотделение, глубоко посаженные глаза, короткие толстые пальцы, высокое небо, заячья губа, крайне скудная мимика. Не вполне осмысленный, «тусклый», неадекватно фиксируемый взгляд.
1.2. Впечатление Может быть не вполне благоприятным.
2. Психомоторика
2.1. Макромоторика Выраженная неуклюжесть, неловкость движений. Нарушение общей моторики. Движения не координированы. Латеральные предпочтения чаще всего недостаточно сформированы
2.2. Мелкая (тонкая) моторика Всегда существенно нарушена.  
3. Познавательная (когнитивная) сфера
3.1. Базальные психические функции (предпосылки интеллекта) Восприятие может быть искаженным, фрагментарным. Концентрация внимания часто нарушена, не способен выполнять даже неслож­ные пробы на распределение внимания. Интеллектуальная работоспособность резко нарушена. Проявляет крайнюю ригидностью Не выделяет фи­гуры из фона. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Чрезвычайно жесткие стереотипы. Может быть удовлетворительно развитой механическая зрительная и слуховая память. Пересказ затруднен. Не может усвоить приемы эффективного запоминания. Быстро забывает учебный материал. Проприорецептивная, тактильная чувствительность могут быть в значительной мере нарушены. Не сформированы сенсорные эталоны. Имеются значительные проблемы в перекодировании информа­ции, относящейся к зрительно-пространственным представлениям и связанные с этим определенные затруднения в понимании квазипространственных граммати­ческих конструкций.
3.2. Мышление и речь С большой помощью, после научения решает простые задачи, требующие наглядно-­действенного, наглядно-образного мышления. Резко затруднено (чаще всего не­возможно) решение задач, требующих абстрактно-логического мышления. Отсутствует креативность мышления. Не устанавливает причинно-следственные связи. Не выделяет главного в тексте, не всегда понимает инструкции. Не сформированы (и трудно формируются) временные понятия. Часто в речи имеются полиморфные фонетические нарушения, нарушен фонематический слух, не сформировано фонематическое восприятие. Практически не использует неречевые (просодические) коммуникативные средства, бедны мимика, жесты. Словарь крайне беден, чаще всего ограничен бытовым уровнем, значения употребляемых слов недифференцированы, неточны. Встречаются просто­речия, обычны аграмматизмы. Говорит короткими (нераспространенными) предложениями. Встречаются брадилалия, нарушения плавности речи. Может некри­тично использовать ненормативную лексику. Регулирующая функция речи не сформирована.
3.3. Уровень ак­туального развития Знания и представления о себе, своей семье, об окружающем крайне узки, примитив­ны, даже при условии специального обучения. Знание о себе, об окружающем мире ограничиваются бытовым уровнем. Полученные в школе знания, если не являются актуальными, быстро теряются.
3.4. Обучаемость (зона ближайшего развития) Обучаемость низкая. Резко затруднен (а часто и невозможен) перенос вновь полученных знаний (умений) в аналогичную или близкую ситуацию. Не способен самостоятельно ориентироваться в новых для него заданиях. Не может самостоятельно выполнять обобщение, сравнение, простую классификацию и исключение. С трудом воспринимает помощь (например, учителя), часто не воспринимает подсказ­ку.
3.5. Познава­тельная активность Познавательный интерес в значительной степени снижен. Практически отсутствует спонтанная познавательная активность, потребность в получении новых знаний, умений.
3.6. Произволь­ная регуляция деятельности. Плани­рование, программирование, контроль Значительно страдает произвольная регуляция во всех видах деятельности. Требуется постоянная внешняя организующая помощь при планировании и программи­ровании деятельности, так как эти процессы первично не сформированы. Часто невозможен эффективный контроль своей деятельности.  
3.7. Критичность Мало критичен. Не способен дать адекватный отчет своим действиям. При неудачно выполненных заданиях не расстраивается (так как не понимает неудачи).
4. Аффективная (эмоционально-волевая) сфера. Особенности личности.
4.1. Мотивация Школьная мотивация отсутствует, либо является внешней, крайне неустойчивой. Часто проявляет нежелание учиться.
4.2. Поведение Может проявлять грубость, немотивированную агрессию по отношению как к сверстни­кам, так и младшим детям, также и к учителям. Может осуществлять физиологические от­правления в присутствии окружающих. Показывает половые органы. Нет дистанции в общении, присутствует панибратство со взрослы­ми, которых видит впервые. Агрессия чаще всего проявляется в физической форме. Часто нарушения поведения являются не социализированными.
4.3. Самооценка Неадекватна, может быть завышенной, либо заниженной.
4.4. Эмоции Эмоционально неадекватен, аффективно неустойчив. Ригиден в аффекте.
4.5.Коммуникативная сфера Часто наблюдаются нарушения коммуникативной сферы (неумение общаться).
4.6. Социальная адаптация Часто не может самостоятельно одеваться, ухаживать за собой. Бывает неопрятен мочой и калом (энурез, энкопрез). Уровень социальной адаптации снижен.
Фрагменты педагогической характеристики
Несколько лет обучался в первом классе общеобразовательной школы. Не усвоил букв, не научился счи­тать. Моторно неловок. Не может прыгать «на одной ножке». Не научился полностью одеваться, не может застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Часто бывает неопрятен в одежде. Не вполне адекватен в пове­дении. Не научился называть взрослых (и учителя) на «вы». Бывает «неудержим» в аффекте. Иногда без всяких причин проявляет агрессивность, бьет товарищей по классу, гоняется за ними, выкрикивая ругатель­ства. Часто бывает пассивен, тогда его может обидеть даже маленький ребенок. С детьми не дружит, не запомнил их имена. Крайне несамостоятелен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: