РОМАНТИЗМ ЭТО РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ




Понятие «Лирический герой». Образ лирического героя у поэтов «золотого века» русской литературы.

Лирический герой это художественный образ неравный биографическому я поэта.

Лирический герой - понятие лирический герой возникло в 20 веке, у него есть автор Юрий Тынянов. Он ввел это понятие, опираясь на поэзию Блока, потому что у Блока тема лирического героя и поэта звучала очень отчетливо.


«Я помню чудное мгновение» (А.С Пушкин) это не значит, что это Пушкин о себе, это «лирическое я» то есть неравный образ биографическому «я» поэта!! Дистанция может быть разная, большая, маленькая, но знак равенства ставить в любом случае нельзя.

Пример на большую Дистанцию - это Гумилев и его лир. «я» они сильно удалены друг от друга. В ранней его Лирике создается образ идеального мужчины, воина, путешественника, Дон Жуана. Один из первых его сборников называется «путь конкистадоров» (путь завоевателей)…Хотя Гумилев в реальной жизни был человеком очень болезненным (особенно в юности) он был собой нехорош, не был победителем женских сердец. Тут мы видим скорее обратный пример, что Гумилев сам подражает своему лирическому герою и лепит себя по образу и подобию лирического я. То есть не реальный Гумилев отразился в лирическом герое, а наоборот.

 

Пример на маленькую дистанцию - между биографическим и лирическим я у С.А Есенина. Как в жизни был хулиганом, любил пьянки и женщин, так и его лирический герой, но в любом случае знака равенства ставить нельзя.

К.Н Батюшков (1787-1855) - В золотом веке начинается линия лирического героя с поэзии К.Н Батюшкого, в поэзии Батюшкого очень заметна разница между лирическим «я» и биографическим «я».. он был человеком поколения (был человеком наполеоновских войн) и стихи связанные с образом человека поколения у него есть (Переход через рейн, Послание дашкову), но главный его лирический герой очень отличается от того, каким он был в жизни, он был чрезвычайно скромным, книжным, в любви несчастным и в своих стихах свою жизнь описывает как «Скудель но мне дороже, чем бархатное ложе и вазы богачей» он жил в своем книжном мире и там ему было удобней, чем с людьми и в реальной жизни. А в поэзии у него возникает образ «эпикурийца», поклонника зимных радостей, упивающимся чувственными радостями жизни и любви.. очень мало похоже на реального Батюшкого. Характерны строки из стихотворения «Радость» «Сегодня день радости, Феллида суровая сквозь слезы стыдливости, -люблю -мне промолвила» центр вселенной для него это ощущения чувственной радости любви. Батюшков создает в своей лирике целое царство красоты, гармонии радости и находит все это в «Элладе», декорации его стихов очень часто это «Эллада» именно там этот герой упивающийся радостями жизни. Программное стихотворение Батюшкого «Вакханка» Нужно знать о нем!!!

С чем связано, возникновение такого героя у Батюшкого? Это, во-первых, компенсация в воображении того, чего не хватает в реальной жизни. Но на самом деле главное, что этот герой сигнализирует о миросозерцании романтиков, у романтиков социальный идеал заменяется культом человека, личности, индивидуальности, индивидуализма, эгоцентризма и так далее. А социальный идеал рухнул впоследствии Великой Французской Революции.

РОМАНТИЗМ ЭТО РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В.А Жуковский (1783-1852)- Рядом с Батюшковым Жуковский. У Жуковского тоже лирический герой-романтик но другого типа, у него поэзия более мистическая и герой соответственно тоже, и тяготеет Жуковский к тому чтоб изобразить человека в тончайших переживаниях его души. Лир. Герой и похож и не похож на био. Героя потому что в жизни Жуковского было много любовных и мистических переживаний, но при этом он был очень рациональным человеком. А герой романтически мистический.

 

А.С Пушкин (1799-1837) - У Пушкина лир. Герой развивается, эволюционирует. В молодой лирике у его героя очень сильны идеалы общественный и социальный (Свобода, Равенство, Братство) потому что Пушкин современник декабристов, современник победоносной России, в нем еще живет гражданский пафос и ранняя его лирика, это лирика, гражданственного накала (сопутствуют ему Кюхильбекер, Рюлеев-«Я не поэт, а гражданин») это период так называемой «Вольнолюбивой лирики Пушкина» например «к Чаадаеву» «Ода вольность» «Деревня»…. Но довольно быстро эти общественные идеалы исчезают у Пушкина, потому что он понимает, что путь к свободе гораздо сложнее, чем это представляется в юности (сами идеалы не исчезают просто он понимает что их достижение намного сложнее чем он думал). В 1823г он пишет «Свободы сеятель пустынный» и с этим стихом его герой гражданин уходит.
Затем у него формируется постоянный герой его лирики и он сам формулирует «Ненарушимая благосклонность ко всему», то есть он во всем видит красоту (лирика природы, в любое время года и стремится воспринимать мир в гармонии, даже в трагических обликах жизни, иллюстрация к этому его любовная лирика. Его герой способен принять любовь в ее трагических обликах, у Пушкина любая любовь это благословение, это проживание жизни!! Программное стихотворение «Испиндемонти». Сам таким Пушкин не был!! Он был бунтующим, ревнивым, но он стремился к своему герою к идеалу.

 

!!! ГРУБАЯ ОШИБКА ВЫТАСКИВАТЬ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ИЗ ПОЭМ. ТАМ НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ, ЛИРИЧЕСКИЙ ТОЛЬКО В ЛИРИКЕ!!!

М.Ю. Лермонтов(1814-1841) - Пушкин с Лермонтовым очень отличаются друг от друга, так же как и их лирические герои. Лермонтовский лир. Герой романтический, для которого характерен конфликт с миром, враждебность с миром! полнее всего позиция лирического героя высказывается в любовной лирике. У Лермонтова возлюбленная- это часть мира и по этому его любовь несет в себе конфликтное начало, героиня не понимает героя, недостойна героя «Я не унижусь пред тобою»…. Хотя несмотря на то,что Лермонтов прожил немного, у его героя тоже было развитие, после 1837г у него появляется грубость войны (Его ссылают на Кавказ), у него появляются персонажи в стихах. Лермонтов развивался очень быстро. В последних стихах он уже ищет гармонию.

 

Ф.И Тютчев (1803-1873) - лирический герой Тютчева не находится на земле, это некий космос, у него все понимается очень широко и глубоко.(Стих. «Цицерон»). У него есть ощущение человека не в земной реальности, а в космосе. «и мы плывем пылающей бездной со всех сторон окружены» ощущение глубокого космического одиночества. Хотя у него есть и вполне традиционная любовная лирика, демонстрирующая близость автора с Лирическим я. Тютчев не был красив, но был умен и женщины на это покупались, и у него были романы с очень красивыми женщинами. У него была возлюбленная намного его младше, которую он пережил. И его любовная лирика очень схожа с его жизнью, жизненным опытом, практически лирический дневник.

А.А Фет(1820-1892) - очень не похож лирический Герой на биологического я. В жизни он был очень рациональным человеком, много писал про природу, себя называл «Природы праздный саглядатай » он был заскорузлым крепостником. А лирический герой очень абстрактный.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: