Тема 2. «Эффективность инновационной деятельности».




Лагунова А.В.

ПОУвСО-1

Раздел 2. «Управление инновационной деятельностью в образовательном учреждении».

Тема 2. «Эффективность инновационной деятельности».

В современном мире в системе общего образования четко наблюдается тенденция перехода образования от режима простого функционирования в инновационный режим развития. Эти изменения продиктованы и меняющейся политикой в сфере образования, и тем, что образовательные организации вступают на путь конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Вместе с тем школе необходимы не любые изменения, а лишь только те, которые бы приводили к положительным изменениям ее образовательной системы и результатов образования.

Оценка эффективности деятельности образовательной организации, функционирующей в инновационном режиме, - это один из ключевых механизмов регулирования развития системы образования в целом и отдельных ее компонентов.

Переход образовательной организации в режим инноваций влечет за собой необходимость создания механизмов, обеспечивающих оценку эффективности и перспективности, происходящих в организации процессов, которые в свою очередь направлены на повышение качества образования в целом.

В последние годы в системе образования происходят значительные изменения: появляются новые образовательные парадигмы, концепции, новые модели образовательных учреждений, обновляется содержание образования, разрабатываются новые стандарты и пр. В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

В первую очередь современное качество образования – это:

1) качество результата, проявляющееся в готовности выпускника школы к самостоятельной жизнедеятельности,

2) качество процесса, которое определяется изменениями в профессионально - педагогической деятельности учителя,

3) качество управления образованием.

Инновационные процессы в современной системе образования имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности, и как результат – повышение качества образования.

Проблема внедрения инноваций в образование сегодня становится актуальной в виду нескольких причин:

так инновации признаны необходимым условием развития образования и находят отражение в федеральных государственных стандартах;

на современном этапе модернизации образования первостепенную важность приобретают проблемы управления инновационным развитием образовательных систем;

современное обучение напрямую связано с тем, насколько развита инновационная деятельность в образовательном учреждении.

 

Кроме того, потребность в инновациях определяется несколькими факторами:

1. Изменение содержания образования, введение новых дисциплин, поиск современных технологий обучения.

2. Социальные и экономические изменения в политике государства предопределили необходимость кардинальных перемен в системе образования. Средством обновлений сегодня является именно инновационная деятельность педагогов, которая включает в себя формирование, освоение и применение педагогических инноваций.

3. В современном обществе создаются новые типы учебных заведений, тем самым происходит реальная конкурентоспособность, что заставляет задуматься о качестве обучения.

Понятие эффективности инноваций является одним из самых спорных и проблемных аспектов инновационного менеджмента. Необходимость оценки эффективности инновационных проектов возникает в следующих ситуациях:

· когда существует множество инновационных проектов в различных областях деятельности фирмы, различных хозяйственных подразделениях и встает вопрос о приоритетности их финансирования;

· на начальной стадии разработки инновационного проекта, когда в проектно-целевой группе возникает несколько альтернативных проектов по воплощению инновационной идеи и встает вопрос о выборе наиболее эффективного варианта;

· на заключительной стадии принятого к реализации инновационного проекта для анализа его результативности.

Последняя ситуация является наиболее простой и понятной, так как анализ эффективности реализованной инновации осуществляется путем сравнения плановых и фактических показателей. Проект считается эффективным, если полностью достигнуты поставленные цели и количественные экономические показатели соответствуют запланированным.

Намного более сложным представляется определение системы критериев отбора и ранжирования инновационных проектов на начальном этапе инновационной деятельности. В современной теории и практике инновационного менеджмента до сих пор не существует единой концепции оценки эффективности инноваций. Причина заключается в различии сущностей инновационных и инвестиционных проектов. Для инвестиционных проектов разработана единая общепринятая система оценки на основе доходности.

Основу экономического анализа инновационной деятельности предприятий составляет сравнительный подход, позволяющий соотнести показатели ее эффективности. На современном этапе развития инновационного менеджмента, вопросы оценки эффективности инновационной деятельности предприятий выходят на первый план.

В зарубежной литературе понятие инновационной эффективности часто отождествляется с понятием эффективности инновационного проекта, что в корне неверно, поскольку инновационная деятельность является непрерывным процессом, генерирующим сами проекты как единицы измерения инновационной активности.

Подходы к оценке эффективности инновационной деятельности возможны следующие:

1. Экономический. Целесообразность инновационной деятельности определяется путем расчета ее абсолютных и относительных количественных показателей, таких как NPV, IRR, рентабельность, выручка от реализации, коэффициент капитализации и др. (взаимосвязь между авансированным капиталом и эффектом от инноваций не всегда является линейной).

2. Научно-технический. Предполагается прирост научно-технических знаний и использование лучших инновационных решений. Эффективность инновационной деятельности оценивается экспертной комиссией, состоящей из представителей научного сообщества.

3. Ресурсный. Эффективность инновационной деятельности определяется исходя из объема производства и потребления какого-либо вида инновационной продукции и услуги в стоимостных и натуральных показателях.

4. Социальный подход связан с учетом общественно-значимого эффекта от внедрения инноваций, то есть от того, насколько они повышают качество жизни, делают ее удобной и комфортной.

5. Экологический (количество вредных выбросов в атмосферу при выпуске того или иного продукта, его токсичность, уровень шума и вибрации и пр.).

Рис.1.4. Подходы к определению эффективности инновационной деятельности

О.П. Мыльцева отмечает, что инновации оцениваются по степени их рыночной перспективности, хозяйственной реализуемости, эффективности инвестиций и влияния на развитие предприятия в целом.

Поскольку анализ эффективности инновационной деятельности является комплексным и долговременным процессом, представляется целесообразным выделить стадии его реализации и рассмотреть их подробнее.

М.А. Рязанов предлагает анализировать эффективность инновационной деятельности по трем направлениям:

· коммерческая эффективность;

· исследовательская эффективность;

· инвестиционная эффективность.

Отбор идей и оценка потенциала предприятия объединены в данной модели в один этап, что затрудняет анализ, так как модель становится слишком громоздкой и трудно применимой. Определяя этапы оценки эффективности инновационной деятельности, воплощаемой в инновационных проектах, уместно анализировать эффективность инновационной деятельности в разрезе инновационного проекта.

Первый этап анализа, который может быть назван предварительным, связан с зарождением инновационной идеи и оценкой возможности ее реализации. При этом проводится детальное маркетинговое исследование будущего продукта или услуги, определяется востребованность на рынке, сложность и затратность коммерциализации, наличие материально-технической базы для реализации проекта. Необходимо учесть так же квалификацию и численность персонала, ресурсообеспеченность предприятия, возможность субконтракции, потребительские ожидания, конкурирующие технологии и другие внешние и внутренние факторы, непосредственно влияющие на возможность осуществления проекта.

Результат выполнения процедур данного этапа может быть представлен в виде маркетингового инвестиционного исследования, технико-экономического обоснования или бизнес-плана, включающего описание продукта, его места на рынке, определение основных потребителей, необходимых технологий и оборудования, объема общих затрат на выполнение проекта и потенциального дохода от его реализации.

Второй этап осуществления инновационного проекта может быть назван промежуточным. Таковым он является и в финансовом и в техническом плане, поскольку результаты оцениваются в середине цикла его реализации. Окончание данного этапа по срокам совпадает с выпуском промышленного образца.

В финансовом плане предприятие оценивает целесообразность расходования денежных средств на научные исследования, соотносит эти затраты с заложенными средствами в бюджете, анализирует их по компонентам (сырье и материалы, оплата труда научных работников, арендная плата, лизинговые платежи, если таковые имеются). Оцениваются так же технические характеристики опытного образца (предоставляемой услуги, выполненной работы), проводится анкетирование потенциальных потребителей, технический анализ с привлечением экспертов и др.

На третьем, заключительном, этапе рассматриваются финансовые показатели уже реализованного проекта, характеризующие инновационность и эффективность проекта:

· чистая текущая стоимость проекта (NPV);

· внутренняя норма доходности проекта (IRR);

· срок окупаемости (PBP);

· индекс доходности (PI);

· степень обеспеченности проекта собственными средствами предприятия.

Эти расчеты выполняются лишь по истечении некоторого срока, например одного года, в течение которого продукт представлен на рынке, что оговаривается при разработке задания на проектирование.

Реализация инновационного проекта невозможна без детального инвестиционного анализа, выполняемого на этапе проработки инновационной идеи. Изучение взаимосвязи инноваций и инвестиций играет существенную роль в планировании инновационной деятельности, поскольку необходимо иметь четкое представление о том, как гарантировать получение приемлемого дохода при инвестировании в определенный инновационный проект и выборе инновационной стратегии развития предприятия.

Расчет эффективности инновационной деятельности предполагает формирование комплексной системы показателей, отражающих результативность использования всех имеющихся у предприятия ресурсов. В эту систему могут входить как классические финансово-экономические показатели, так и специфические, имеющие отношение исключительно к инновационной деятельности.

Под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационного потенциала материальных ресурсов и интеллектуального потенциала. Каждая составляющая инновационного потенциала имеет свою специфику использования для развития, испытывает влияние различных факторов, формирует сильные и слабые стороны предприятия.

Основную видимую часть инновационного потенциала составляют материальные ресурсы, которые подразделяют на оборотные активы и основные средства. Совсем по-другому обстоит дело с интеллектуальным потенциалом. Данный потенциал представляют невещественные активы, действие которых приводит к высокому показателю эффективности. Основной особенностью данного потенциала является то, что он может качественно преобразовывать деятельность предприятия, влияя на все его сферы от производства до управления. Учитывая неоднородность интеллектуального потенциала, среди его ресурсов следует различать: нематериальные активы, маркетинговые ресурсы, управленческо-инфраструктурные ресурсы и трудовые ресурсы.

Наличие и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяют как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий. От величины инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития.

Выводы

Итак, инновационная деятельность- это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Существуют различные классификации инноваций и инновационной деятельности. Наиболее часто применяется на практике классификация Росстата, где выделены четыре типа инноваций - технологические, маркетинговые, организационные и экологические инновации.

Практика инновационной деятельности заключается в реализации инновационных проектов.

Понятие эффективности инноваций является одним из самых спорных и проблемных аспектов инновационного менеджмента. На современном этапе развития инновационного менеджмента, вопросы оценки эффективности инновационной деятельности предприятий выходят на первый план.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: