Игра «Назови общую часть»




Грамматика в играх и картинках

 

по теме:

«Зима, зимние забавы»


 

 


Игра «Лишнее слово»

Чему учится ребенок: игра способствует развитию слухового внимания, обогащению словаря и уточнению значения слов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова, а его попросите называть лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал

Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки. (Сапоги — обувь.)

Зима, весна, лето, осень, ноябрь. (Ноябрь — месяц.)

Белка, заяц, медведь, синица, еж. (Синица — птица.)

Еж, белка, заяц, лиса, рыба. (Рыба.)

Шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (Панаму носят летом.)

 

Игра «Объясни»

Чему учится ребенок: пополняет словарный запас, уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: называйте ребенку поочередно словосочетания и просите объяснить, что они означают.

Лексический материал

Земля — как белый пушистый ковер.

Зима — веселое время года.

Снежное пальтишко лежит на плечах.

У нее иголки зимой в серебре.

И превратились лужицы в холодное стекло.

Как розовые яблоки, на ветках снегири.

 

 

Игра «Подбери слова»

Чему учится ребенок: пополняет словарный запас, уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете называть действие или определение. А его попросите подобрать предмет. Лексический материал Зимой ветки засыпаны ... (снегом). Расстелила зима по земле белый пушистый ... (ковер). Медведь устраивает в чаще песа ... (берлогу). Берлога — это глубокая ... (яма в земле). В феврале у медведиц появляются ... (медвежата).

 

Игра «Тепло или холодно!»

Чему учится ребенок: понимать значение слов; усвоит пары антонимов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: много — мало, белый — черный, лежать — бежать, весело — грустно.

Лексический материал

Предложите ребенку подобрать антонимы.

Осенью теплее — зимой ... (холоднее).

Звери сытые — звери ... (голодные).

В шапке тепло — в панамке ... (холодно).

Ворона большая — воробей ... (маленький).

Сосна справа — береза ... (слева).

На деревьях ветки длинные — на кустах ... (короткие).

Лисичка идет — зайчик ... (прыгает).


Игра «Подумай и измени»

Чему учится ребенок: употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку закончить фразу, изменив единственное число имени существительного на множественное.

Лексический материал

Я купил елку — я купил ... (елки).

Я кормлю белочку — я кормлю ... (белочек).

Я повесил на елку фонарик — я повесил на елку ... (фонарики).

Я иду за клюшкой — я иду за ... (клюшками).

Я чищу шапку — я чищу ... (шапки).

Я вижу зайца — я вижу ... (зайцев).

Я сыплю синичке крошки — я сыплю синичкам ... (крошки).

 

Игра «Назови общую часть»

Чему учится ребенок: подбирать однокоренные слова.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень); предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив при этом свой выбор.

Лексический материал

Зимний, зимующий, зимородок.

Ледовый, ледник, подледный, ледяной.

Снежный, подснежник, снеговик. Снегурочка, снежинка.

Холодный, холодок, холодеть, холодильник.

Облака, облачный, заоблачный.

Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки.

Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

 

Игра «Слова»

Чему учится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными. Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «белый».

Куртка какая? (Белая.)

Сапоги какие? (Белые.)

Поле какое? (Белое.)

Снеговик какой? (Белый.)

Затем аналогично обыграйте прилагательное «серебристый».

Снег какой? (Серебристый.)

Дорога какая? (Серебристая.)

Ветки какие? (Серебристые.)

Озеро какое? (Серебристое.)

 

Игра «Назови ласково»

Чему учится ребенок: образовывать слова при помощи суффиксов.

Оснащение: мяч.

Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Лексический материал Шуба теплая — шубка тепленькая. Лиса хитрая — лисичка хитренькая. Заяц белый — зайчик беленький. Сапоги чистые — сапожки чистенькие. Ветка короткая — веточка коротенькая. Шишка длинная — шишечка длинненькая. Ворона черная — вороненок черненький. Снег белый — снежок беленький.

 

Игра «Покажи картинку»

Чему учится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: попросите ребенка показать картинку, соответствующую фразе.

Мальчик подходит к горке — мальчик отходит от горки.

Девочка подъезжает к дому — девочка отъезжает от дома.

Тетя входит в дом — тетя выходит из дома.

Заяц залезает под куст — заяц вылезает из-под куста.

 
 

Игра «Кто с кем!»

Чему учится ребенок: употреблять слова в творительном падеже; правильно называть детенышей животных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: расскажите ребенку, что животные пошли на прогулку со своими детенышами. Предложите ему ответить, кто с кем пошел гулять.

Затем предложите ребенку составить с этими словосочетаниями предожения или, по желанию, составить небольшой рассказ. Лексический материал Заяц с ... (зайчонком). Лиса с ... (лисенком). Медведь с ... (медвежонком). Белка с ... (бельчонком). Волк с ... (волчонком). Еж с ... (ежонком).

       
   
 
 

 


Лет

(подготовительная группа)

 

Игра «Антонимы»

Чему учится ребенок: подбирать антонимы к словам.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением. Например, утро — вечер, темно — светло, холодно — жарко. Прочтите ребенку предложения. Попросите найти в них слова, противоположные по смыслу.

Зимой короткий день, а летом ... (длинный).

Жарко теплым летом, холодно ... (зимой).

Грустно поздней осенью, радостно ... (зимой).

Зверям голодно зимой, зверям сытно ... (летом).

Лето далеко, зима ... (близко).

В городе дороги широкие, в лесу тропинки ... (узкие).

 

Игра «Какой, какая!»

Чему учится ребенок: игра способствует развитию слуховой памяти и слухового внимания, обогащению словарного запаса.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать стихотворение и назвать слова, отвечающие на вопрос «какой?».

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную —

На землю просится. (И. Бальмонт)

 

Предложите ребенку объяснить, как он понимает выражение «высь лазурная».


Игра «Синонимы»

Чему учится ребенок: подбирать синонимы, правильнее и точнее выражать свои мысли.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками. Например, слово «грустный» имеет синонимы — печальный, угрюмый; слово «морозный» — холодный, студеный.

Предложите ребенку подобрать как можно больше синонимов к каждому из следующих словосочетаний, а затем составить с любым из них предложение.

Холодный день — ... (морозный).

На улице холодно — ... (зябко, морозно).

Белый снег — ... (чистый).

Зимой выпал белый ... (чистый, светлый) снег.

Снег блестит — сверкает, переливается.

На солнце снег блестит.

Предложените ребенку послушать отрывок из стихотворения:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

 

Игра «Объясни»

Чему учится ребенок: употреблять слова с переносным значением.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, то есть иносказательно. Например, «теплый взгляд» — добрый, приветливый. Это выражение иносказательное. «Теплая вода» — согретая вода. Это выражение употреблено в прямом смысле слова.

Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение выражений.

Лексический материал

Идет снег, идет человек, идут часы.

Спит медведь, спит природа, спят деревья.

Летит птица, летит снег.

Плачет ребенок, плачет вьюга, плачет свеча.

Молчат деревья, молчат люди.

Твердый лед, твердый характер.

Игра «Волшебник»

Чему учится ребенок: образовывать слова при помощи суффиксов.

Оснащение: указка, мяч.

Ход игры: предложите ребенку стать волшебником и превращать предметы в большие или маленькие, изменив слово.

Возьмите указку, дотроньтесь ею до стола. Скажите: «Это стол, а как изменить слово так, чтобы он превратился в маленький стол? (Столик.)».

Предложите сначала ребенку «превращать» предметы в комнате: елка (елочка), кровать (кроватка), зеркало (зеркальце), окно (окошечко), диван (диванчик), карандаш и т. д.

Затем возьмите мяч и предложите «превращать» предметы на улице: дом (домик), забор (заборчик), дорога (дорожка), дерево (деревце), снег (снежок), холод (холодок), льдина (льдинка), лес (лесок), ветер (ветерок), день (денек), свеча (свечка), шишка (шишечка).

Аналогично проводите игру по «превращению» предметов в большие: дом (домище), куст (кустище), лес (лесище), волк (волчище), человек (человечище), холод (холодище), мороз (морозище).

 

Игра «Скажи наоборот»

Чему учится ребенок: подбирать антонимы.

Оснащение: мяч.

Ход игры: бросайте ребенку мяч, называя действие. Попросите ребенка, возвращая мяч, назвать действие с противоположным значением.

Лексический материал

Наливает — выливает; входит — выходит; влетает — вылетает; вносит — выносит; закрывает — открывает; запирает — отпирает;

Сгибает — разгибает; собирает — разбирает; приплывает — отплывает; приклеивает — отклеивает; подъезжает — отъезжает; подбегает — отбегает;

Залезает — вылезает; прибегает — убегает; улетает — прилетает.

Предложите ребенку составить словосочетания (или предложения) с этими словами.

Можно разнообразить игру, сопровождая называемые глаголы соответствующими действиями.

 

 

...





Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.027 с.