УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ




 

Борис Леонтьевич Горбатов родился 15 июля 1908 года в Донбассе, в рудничном поселке Петро-Марьевка (ныне город Первомайск ЛНР). Когда ему было девять лет, семья переехала в город Бахмут. В Донбассе прошли его детство и юность. Но и потом, где бы ни пришлось жить,- он никогда не терял связи с шахтерским краем. Навсегда родными остались для него холмистая степь с ее зеленеющими балками, копры и терриконы шахт, огневые всполохи над заводами, запах угля и дыма, и люди - самоотверженные в труде, несгибаемые и гордые в беде, безудержные в веселье. Горбатов говорил о себе: “Я - патриот своей донецкой родины, и каждый камень в ней и каждая травинка в донецкой степи мне дороги до слез”. Он участвовал в обороне Донбасса и был среди первых солдат, освобождавших рабочие поселки и города родного края.

Близость к Донбассу – не только черта жизненной биографии Горбатова, но и неотъемлемая особенность его творчества. О людях Донбасса написаны лучшие произведения его зрелого таланта – повесть “Непокоренные” и роман “Донбасс”. Здесь, в шахтерском крае, происходило духовное формирование будущего писателя.

Склонность к литературному творчеству обнаружилась у Горбатова рано. Первый его рассказ “Сытые и голодные” напечатан в газете “Всероссийская кочегарка” 31 мая 1922 года. С этого дня и до конца жизни Горбатов не оставлял сотрудничества в газетах, никогда не отделял создание крупных прозаических и драматургических произведений от повседневной публицистической работы.

В “Кочегарке” молодой журналист сотрудничал около двух лет, а затем его направили в комсомольскую газету. “Молодой шахтер”, где он работал секретарем редакции организаторов юнкоров, заместителем редактора.

Горбатов в 1923-1926 году начал писать стихи, которые публиковал в журнале “Октябрь” и в газете “Правда”.

Горбатов знал, что его стихам не хватает поэтической силы. Поэтому он решил встретиться с Маяковским и тот, прослушав несколько стихотворений Горбатова, ответил, что ему здесь больше всего нравятся слова: “Я - рабочий!”

После этих слов Горбатов забрал из типографии свои стихи и уехал из Москвы в Донбасс. Позже он напишет: “Осенью того же 1926 года я принял два важных решения, я понял, что я не поэт, и бросил писать стихи, и я решил вернуться в Донбасс. Это были, ей-богу, мудрые решения! По-моему, они спасли мою творческую биографию”.

В 1931 году Горбатова принимают на работу в “Правду”. Этой газете он отдал шестнадцать лет своей жизни, но получил взамен великолепное журналистское и писательское образование. В эти годы он написал свою известную повесть “Мое поколение”. В 1955 году в журнале “Новый мир” был опубликован роман Бориса Горбатова “Алексей Гайдаш”, который после смерти писателя был обнаружен в его архиве. Роман писался во второй половине тридцатых годов и представлял собой продолжение книги “Мое поколение”.

По живым следам событий была создана и повесть Б. Горбатова “Семья Тараса” впоследствии названая «Непокоренные», в которой, в единый сплав слились горячая публицистичность и торжественная эпичность.

В основу произведения легли личные впечатления автора, входившего в город Донбасса вместе с передовыми частями армии.

Когда Горбатов оказался в Ворошиловграде – город был освобожден советскими частями 14 февраля 1943 года, - он бросился искать знакомых. Ходил из дома в дом, беседуя с рабочими и их женами, с недавними партизанами и подпольщиками. Горячо и сбивчиво рассказывали ему о пережитом, и эти рассказы глубоко взволновали писателя. Перед ним вставала картина народного подвига и народного горя, когда советские люди противопоставляли ненавистничеству и жестокости врага гордость и достоинство, величие нравственного облика, неисчерпаемую силу сопротивления.

В Горсовете 15 февраля Борис Горбатов встретился со Степаном Емельяновичем Стеценко, главой подпольщиков и попросил у него отчет о работе Ворошиловградской партийной организации.

Горбатов пришел в восторг от этих чудом сохранившихся бесценных документов. Вопросы сыпались один за другим, он расспрашивал о работе в подполье, о судьбах, прошедших на глазах у старика, о немецкой жестокости и преступлениях, о жизни простых граждан. Горбатов захотел написать об этом статью, но вовремя понял, что масштаба статьи будет слишком мало, чтобы вместить все события, всю душу людей. “Постепенно у меня возникли смутные очертания будущей повести”,- писал он позже в газете “Правда” (6 ноября 1943 года.). Так началась работа над «Непокоренными».

Вопросам Горбатова не было конца – он расспрашивал старого рабочего о жизни в оккупированном городе, о думах и переживаниях его товарищей по подполью, о людских судьбах, прошедших на глазах у старика. Услышанное и увиденное побуждало браться за перо немедленно, сейчас же.

Первую часть повести Горбатов написал в течение трех недель марта и апреля 1943 года, находясь в Донбассе. В мае – с 17 по 23 – она уже была опубликована в “Правде”. Вторая часть была написана в августе – сентябре 1943 года на подмосковской даче. Писатель трудился увлеченно, вдохновенно. Он понимал, что такое произведение необходимо как оружие теперь же, когда идут ожесточенные сражения с гитлеровскими захватчиками.

Повесть создавалась в состоянии непрерывного творческого горения, “на едином дыхании”. Писатель испытывал то ощущение внутренней свободы, которое сопутствует работе над родным, выношенным материалом. Он говорил: “Только потому, что я сам донбассовец, родившийся и выросший там, и только потому, что в дни войны я был в Донбассе, и при обороне его и в боях за него, только потому, что я с войсками вошел в освобожденный Донбасс, - смог я рискнуть написать книгу “Непокоренные” о людях, мне известных и близких. Я не изучал их – я жил с ними”.

В произведении многие герои и события взяты из реальности. Горбатов спрашивал у всех истории, которые мог бы вставить в свою повесть, например историю Антонины, Андрея и Лукерьи Павловны рассказали ему квартирные хозяйки. Прототипом Степана Яценко был Степан Емельянович Стеценко – глава подпольщиков Донбасса. Прототипом Вали – жена Стеценко Валентина Павловна, учительница, которая была во время войны связной обкома и не раз, рискуя жизнью, переходила линию фронта. Доктор Фишман – расстрелянный гитлеровцами известный в городе врач Г. А. Фишкин. “История расстрела евреев, описание базара, положение детей, девочка из сундука – все это мне было рассказано ворошиловградцами”, – писал Б. Горбатов в многотиражке “Правдист” 6 ноября 1943 года. Так, идя от конкретных впечатлений, писатель создавал яркие собирательные образы. Но за портретом главного героя нет никаких прототипов. Таких людей Горбатов знал в бесчисленном количестве в детстве, на улице, в юности и во взрослой жизни. Главный герой – это собирательный образ, созданный автором.

Ян­декс.Ди­рект

 

Следует отметить и композиционную особенность повести. Главы расположены не просто в порядке временной последовательности, изображенных в них событий. Каждая последующая глава начинается с того момента, изображением которого завершена предыдущая. И чтобы подчеркнуть их неразрывность, автор сковывает их, как цепью, анафорическими повторами: заключающая главу фраза повторяется в начале следующей главы.

Звучание этих фраз подобно смысловому камертону, дающему тон повествованию и определяющему тональность главы. Эти рефрены связаны с народно-песенной и народно-эпической традицией и гармонируют с лиро-эпическим строем всей повести.

Перед читателем повести встает картина гитлеровского “нового порядка”, установленного захватчиками на оккупированной советской земле.

“Новый порядок” – это вереница оборванных и измученных пленных на дорогах, плач полонянок, увозимых в Германию, принудительный труд на заводе, обозы и эшелоны с награбленным добром.

“Новый порядок” – это базар, на котором нищета разоренных сел встретилась с голодной нищетой рабочего городка. Это – облава на городских улицах, бегущие, охваченные ужасом люди, парень, остервенело вырывающийся из лап автоматчиков.

“Новый порядок” – это биржа труда, превращенная в застенок, где избивают, разлучают семьи, гонят на подневольный труд, где люди плюют кровью в лицо обидчика. Это – тысячи голодных людей с тачками на дорогах. Это – расстрелянные, повешенные, замученные русские люди.

Русский человек не может примириться с «новым порядком», потому что он на своей земле, он стоит на защите своей Родины.

Центральной идеей повести является изображение геройства обычных людей. Как должны вести себя в оккупации советские люди? Казалось бы, никаких сомнений: в партизаны и в подпольщики, как Степан и Настя! Но автор не дает такого легкого выбора главному герою. Тарас Яценко – человек духовно богатый, но не сразу приходящий к пониманию смысла совершающегося. Образ старого рабочего – несомненная удача писателя, стремившегося создать подлинно народный характер. С большим искусством передает Горбатов духовную эволюцию героя.

В самом начале Тарас не хотел вмешивать себя в войну с фашизмом, отгородившись от всего мира в своем маленьком мирке, состоящем из дома и своих родных. Поэтому когда внук взволнованно вбежал в дом и сказал, что немцы в городе, Степан ответил: «Нас это не касается».

«Не касается» не потому, что ему все равно, кто будет хозяйничать в городе. Нет. Просто Тарас находится во власти представления о том, что его это обойдет стороной. Об этом говорят все детали: плотно закрытые ставни, закрытая дверь, гробовая тишина в доме. Особенно ярко это вырисовывается в том, что хозяин увлеченно делает свои замки и засовы, словно бы пытаясь от кого-то закрыться, заслониться.

Следующую стадию духовной эволюции героя писатель непосредственно связывает с тем противоречием, которое рождено присущей советскому человеку жаждой дела и невозможностью работать по приказу оккупантов. Психологически тонко ведет писатель подготовку к изображению окончательного перелома в жизни своего героя.

Поход с тачкой по пыльным степным дорогам в поисках неразоренных деревень стал для Тараса новым этапом приобщения к народной борьбе. То, что увидел Тарас на дорогах – тысячи людей с тачками и санками, бредущих в надежде обменять свой скарб на продукты, чтобы не умереть с голоду, костры в ночной степи, разговоры, полные ненависти к врагу и веры в победу, - все это помогло ему постигнуть глубину народного горя и меру народного величия. Образ этой военной дороги драматичен, эмоционально напряжен. Как и многие другие образы романа, он символичен. Это символ народного горя и несгибаемой силы народного сопротивления.

«Тачки, тачки, тачки – насколько хватало глаз, одни тачки да спины, согбенные над ними. Спины и тачки – больше ничего не было, словно то была дорога каторжников. Скрипя и дребезжа, катились тачки по камням и тащили за собой людей, измученных, потных, черных от пыли. Казалось, это не люди идут, а сами тачки с прикованными к ним человеческими руками…»

Автор не стал ставить в центр повествования предателей. В центре произведения – нравственно чистые, русские люди, красота их души, еще ярче выявившаяся в тяжелейших испытаниях войны. Кульминацией духовного взлета Тараса стала его встреча со старшим сыном, Степаном. И снова его сын не такой, каким он себе его представлял. Степан – глава подпольщиков, которые ищут добровольцев для разведки и точечных ударов по фашистам. Автор симпатизирует Степану. Писатель не говорит нам, что, пока все сражаются, он сидит в подполье. Наоборот, показывает, насколько важен для партизан Степан и как он поднимает дух людей, побуждая их к тайному сопротивлению.

Какое Тарас испытывает чувство, видя Степана, чувство гордости, радости за такого сына, такое же чувство гнева и презрения Тарас испытывает к своему второму сыну - Андрею. Вот в этот момент Тарасу и приходиться пожалеть о своем неучастии в жизни и воспитании сыновей. Но если Степан смог вырасти сам патриотом Родины, то Андрею нужна была помощь отца, которую он не получал. Вот и открылись глаза Тараса, когда он понял, какое Андрей доставил семье горе.

Андрей пришел домой осенним вечером, одетый в чужую крестьянскую свитку, худой и бородатый, чужой и колючий. “Папка пришел, значит, наши в городе?” – спрашивала дочка Андрея. Нет, ошиблась Марийка. Избавившись от гитлеровского плена, Андрей решил переждать войну, уйти в сторону. “Мы тебя не таким ждали, - сурово заявил ему отец. – Всех ты обманул! И Россию, и жену, и меня, старого дурака, и мое ожидание”. И Тарас “вырубил его из своей души”.

Суровые слова отца будто сдернули пелену с глаз Андрея, которому до того казалось, что он обрел мирную гавань, что в годину, когда все на земле пошатнулось, лишь родной дом остался неизменным. Упала пелена, и он увидел седую голову жены, понял ожесточение и горечь отца, и нужду, что хозяйничала в хате, и скоро разглядел, какую непримиримую “не на живот, а на смерть” борьбу ведут с врагом и отец, и сестра, и маленький племянник. Андрей решил было идти на завод, но отец запретил ему. Он заставил сына понять, что есть у сына только один путь – снова в армию, снова к оружию. Это был единственный путь домой, и Андрей это понял.

Другую загадку загадала отцу Настя. Тарас видит, как затаилась от него дочь. Почему она молчит? О чем думает? К чему стремится?

Вздыхает старый Тарас: “Незнакомое племя!” Не было у него веры в стойкость таких, как Настя. “Где уж им! На папашины деньги учились, горя не видели, с Александром Яковлевичем Пархоменко в поход не хаживали, почем хунт лиха, не знают”. Тарас придирчиво присматривался к Насте и ее подругам. Какой путь изберет его дочь? Терзался отец и не знал, что девушка нашла этот путь раньше, чем он сам, и мужественно идет трудной дорогой подпольщицы. В ней как бы нашел воплощение измененный временем облик комсомолки гражданской войны. О таких поэт М. Светлов писал:

Наши девушки ремешком

Подпоясывали шинели,

С песней падали под ножом,

На высоких кострах горели.

Изображение нового поколения не прерывается на Насте, автор ведет ее и далее – к образу Лёньки. Этот мальчик полон энергии и сил бороться с немцами. Он луч света в этом царстве жестокости и насилия. Этот мальчишка знает все, что делается в городе. Кто первый говорит Тарасу, что немцы в городе и что немцы убегают? Мальчик тянется к знаниям, к новым для себя открытиям, ему недостаточно уметь читать, считать и писать, нет, ему нужно большее, но он все равно отказывается идти в фашистскую школу. Ленька - это то поколение, за которое находится в подполье Степан, ходит по стране Тарас, умирает на виселице Настя.

Конец произведения устремлен в будущее. Советская армия разбивает немца на всех фронтах. Тарас и жители освободили город. Домой на костылях возвращается младший сын Тараса Никифор. Он чувствует себя не усталым, больным солдатом, а жадным, нетерпеливым строителем: “Эх, работы сколько! Работы! А костыли что ж? Костыли скоро долой! И задымим. Будьте любезны!” Андрей воевал вместе с армией и получил медаль “За отвагу”.

Образы повести «Непокоренные» не оставили равнодушными современников: по мотивам повести в 1945 г. на Киевской киностудии был снят кинофильм «Семья Тараса» (режиссер - Марк Донской). Фильму был присужден Главный приз Золотая медаль МКФ в Венеции-46.

В одном из небольших кинотеатров Лос-Анжелеса близ Голливуда демонстрировался советский фильм «Семья Тараса» («Непокоренные»). Прошло два года после окончания войны, и притихшие зрители, среди которых было немало выходцев из России, взволнованно следили за событиями в украинском городке, оккупированном фашистами. И в тот момент, когда на экране крупным планом появилось сосредоточенное лицо подпольщика Степана Яценко, в зале послышались громкие рыдания. Седая женщина небольшого роста, не сдерживая слез и не отрывая глаз от экрана, кричала: «Степан... это же мой сын Даниил! Я его не видела и ничего не знала о нем долгих семнадцать лет!».

Опера «Семья Тараса» принадлежит к числу наиболее ярких советских героико-патриотических опер. Именно в 1942 г. Дмитрий Кабалевский вместе с либреттистом С. Цениным задумал написать оперу «Семья Тараса». Первая редакция оперы, законченная в 1947 г. и в том же году представленная в Москве, была подвергнута критике. Вторую редакцию композитор закончил к 1950 г. В новом виде «Семья Тараса» была поставлена на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, а затем обошла большинство советских и ряд зарубежных оперных сцен. Леонид Баратов (режиссер-постановщик) был удостоен Сталинской (Государственной) премии за постановку в театре имени Кирова оперы "Семья Тараса" Д. Кабалевского (1952 г.). Критики особо отмечали образ Насти – символ юности, веры, силы и любви.

Гоголевские традиции в “Непокоренных”

Что автор хотел нам показать этой книгой? Он описывал беспримерный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. В этой книге Горбатов учил, как жить, как понимать свой гражданский долг, как быть честным и сильным. В это трудное время не только солдаты были героями, но и простые люди, живущие в городах и деревнях под немцем, не щадили себя.

Название повести с предельной точностью выражает ее идею. Это книга о духовной силе, несгибаемости, непобедимости народа. “Непокоренные” - это повесть о том, как шла борьба за души людей, не по своей воле оказавшихся в оккупации. Выиграть эту борьбу было не просто, но еще сложнее было решиться на эту борьбу. А кто решался (таких было большинство), до последнего стояли на защите своей страны и городов.

В своих поисках стиля, интонации повествования Горбатов не случайно, а вполне продуманно опирался на гоголевскую традицию, традицию повести “Тарас Бульба”. Его сближает с Гоголем сознательная установка на изображение героического подвига, совершаемого человеком из глубин народной жизни, сближает высокий речевой стиль, пронизывающая повествование лиричность.

Бесспорна близость основных образов к повести Гоголя.. Вчитайтесь внимательнее, и вы увидите за символическими образами новизну содержания. Горбатов в создании их идет от реальной действительности своего времени. Кажущаяся традиционность образов становится средством оттенить новизну характеров.

Но важно подчеркнуть и другое – перекличка с Гоголевскими образами открывает возможность раскрыть глубже героичность русской души, исторические корни, её питающие.

Только посмотрев на имена героев, можно увидеть, что они перекликаются с Гоголевскими, Тарас (и тут и там), Андрей (у Гоголя - Андрий), Степан (Остап у Гоголя). Если посмотреть на сюжетную линию, то можно увидеть много общего с Гоголевским «Тарасом Бульбой»: Андрей разочаровал своего отца своим уходом из войска (то есть можно сказать, предал родину, как Андрий), фашисты казнили Настю (враги убили жену Тараса). В отличие от Гоголя, самым важным для Горбатова было утверждение красоты, благородства нравственного мира русского человека.

Горбатов и сам хотел подчеркнуть эту похожесть своего произведения с Гоголевским. В самом конце есть диалог, который наводит на мысль о связи с «Тарасом Бульбой»: “У Степана вдруг радостно защемило в горле. “Что за отец у меня! Что за старик!” Он с любовной гордостью посмотрел на отца, почувствовал себя его сыном и услышал, как глубоко-глубоко в этой земле шумят корни его рода.

- Хорошего мы с тобой рода, отец! – весело засмеялся он. – Казацкого!

Старик удивленно просмотрел на сына.

- Мы не казацкого, с чего ты взял? Не казацкого – рабочего. И прадед твой рабочий был, и дед, и дядья. Вся фамилия наша – рабочая.

Но Степан весело обнял его за плечи:

- Казацкого, казацкого! Ты не спорь, отец!”

Повесть “Непокоренные” стала заметным событием в советской литературе, она послужила своеобразным ориентиром и для других художников в развитии темы народа в Великой Отечественной войне. Напечатанная сначала в “Правде”, в “Комсомольской правде”, в журнале “Октябрь”, она вышла затем в 1943 году отдельным изданием с тиражом 500 тысяч экземпляров. Только за время войны повесть выдержала двенадцать изданий. И это красноречиво говорило о том, что народ признал и полюбил эту честную и мужественную книгу, написанную Борисом Горбатовым, писателем, который от начала и до конца своего творческого пути был писателем-бойцом, журналистом-бойцом, человеком-бойцом. И поныне его слово остается в боевом строю.

Проследив жизненные вехи и творчество Б.Горбатова, можно резюмировать:

1. Борис Горбатов не сразу выбрал путь прозаика, вначале писал стихи, после нелестного отзыва В.Маяковского понял, что поэзия не его стезя.

2. Писательская профессия началась с газетных заметок и статей.

3. Б.Горбатов – автор произведений разных жанров: статей, заметок, рассказов, повестей.

4. Главная идея его произведений – отражение геройских будней современников.

5. Произведения Б.Горбатова получали неоднозначную оценку критиков.

ВЫВОДЫ.

Проанализировав повесть «Непокоренные», можем определить особенности этого произведения:

1. Повести по праву присуждена Премия. Здесь нет рисовано трагичных картин, нет пафосности, столь присущей военной прозе ХХ века.

2. Произведение не оставило равнодушным современников: по сюжету книги снят кинофильм М.Донским, Д.Кабалевским написана опера.

3. В центре повествования нравственно чистые, русские люди, патриоты.

4. Прообразами «Непокоренных» послужили реальные лица.

5. Сюжет, изложенный автором, на самом деле имел место в истории Донабасса в годы Великой Отечественной войны.

6. Особенность композиции повести: анафорические повторы (заключающая главу фраза повторяется в начале следующей главы), подчеркивающие неразрывность глав «Непокоренных», автор сковывает их, как цепью.

7. Можно провести параллели между героями «Непокоренных» и «Тараса Бульбы» Н.Гоголя: сюжет, герои, идея.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: