Подчиненные и их основные типы




СУБЪЕКТЫСИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Трудовой коллектив

Рассмотрим общие характеристики группы, которые необходимо знать менеджеру. В соответствии со степенью тесноты контактов участников выделяют несколько типов групп:

· конгломерат (толпа), состоящий из случайных лиц;

· объединение (стая) – временное образование для решения конкретных разовых проблем;

· коллектив.

Чтобы считаться коллективом группа должна удовлетворять определенным признакам:

1. цель, отражающая осознанные потребности и являющаяся общей для всех ее членов;

2. психологическое признание участниками друг друга на основе общности интересов, идеалов, принципов;

3. практическое взаимодействие людей, направленное на достижение цели, в результате которого возможности группы оказываются большими, чем сумма возможностей ее участников;

4. наличие культуры, представленной общими ценностями, нормами, правилами поведения, традициями;

5. использование системы социального контроля, позволяющей воздействовать на участников через поощрения и санкции;

6. существование четко выраженной структуры.

Менеджеру следует знать, что в рамках коллектива между его участниками возникают следующие типы отношений:

· дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

· дружеское соперничество в отдельных сферах в рамках позитивного взаимодействия;

· формальное сотрудничество при фактическом нейтралитете;

· соперничество в рамках формального сотрудничества при взаимном недоверии;

· соперничество и негативные отношения друг к другу в рамках общей деятельности.

Членство в коллективе обеспечивает людям: удовлетворение естественной потребности в общении и принадлежности к группе себе подобных; обретение поддержки и защиты; признание успехов и достижений.

В то же время, находясь в коллективе, люди хотят сохранять индивидуальность, отличаться от других, быть достойными уважения за свои собственные достоинства.

Поведение коллектива как единого целого, а соответственно и управление им обусловливают его психологические характеристики.

1. Морально-психологический климат, отражающий состояние внутренних взаимоотношений. Условиями формирования благоприятного морально-психологического климата являются:

· достижение согласия в отношении норм и правил поведения, взаимоотношений;

· создание возможностей для реализации потенциала личности каждого;

· помощь в приобретении уверенности в себе и своих способностях;

· предоставление всем равных возможностей;

· стимулирование обмена опытом;

· поощрение самостоятельности;

· отсутствие пропасти между администрацией и персоналом.

2. Психологическое состояние коллектива обусловлено: отношениями с руководством (главный фактор); степенью удовлетворенности участников своим положением; отношением к своей работе, ее престижностью; размерами вознаграждения; перспективами служебного роста; наличием дополнительных возможностей; психологическим климатом.

3. Сплоченность проявляется как психологическое единство группы по важнейшим вопросам жизнедеятельности, проявляющееся в притяжении к ней участников, стремлении ее защитить и сохранить. Сплоченные коллективы характеризует организованность, т.е. способность и готовность к самостоятельному преодолению трудностей, согласованным действиям.

Сплоченный работоспособный коллектив возникает не сразу. Началом формирования официального коллектива является юридически оформленное решение о создании соответствующего подразделения. Объединение людей обусловливает их взаимодействие, в процессе которого происходит формирование сначала эмоционального расположения, а затем доверия - устойчивого расположения, основанного на высокой индивидуальной оценке.

На основе доверия происходит формирование предпочтений (сантиметов), отражающих желание сотрудничать с данным субъектом, а затем и постоянных отношений.

Любой коллектив проходит длительный процесс организации.

На первом этапе имеет место первичное объединение на основе формальных отношений. В поведении людей преобладает индивидуализм; они наблюдают окружающих, знакомятся, демонстрируют собственные возможности, но еще не стремятся к близким контактам.

На втором этапе происходит осознание интересов, сближение людей, установление между ними более тесных контактов. Одновременно возникают группировки со своими лидерами, появляются попытки захвата ими власти, приводящие к конфликтам. Это наиболее трудный для управления коллективом период.

На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются общие ценности и нормы, постепенно налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получить гарантированные результаты. Но в таком коллективе все равно существует ведущая группировка, пытающаяся подчинить себе остальных. В результате возникает временный спад в работе коллектива, что считается вполне нормальным явлением.

С ростом зрелости наступает четвертый этап – консолидация. Доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга, групповые ценности, доминирующие над индивидуальными, в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоорганизации и самоуправления.

 

Практическое задание:

1. На основе приведенных признаков коллектива определите его наличие у себя в группе.

2. Используя классификацию коллективов, попробуйте дать характеристику своему учебному коллективу.

3. Оцените степень зрелости своей учебной группы как коллектива.

4. Определите наличие в своем коллективе групповых норм. Каковы они и в чем проявляются?

5. Проанализируйте свое окружение: есть ли в нем референтные группы или отдельные личности. Выясните, какие черты делают их таковыми.

6. Подготовить доклады по темам:

· «Конформизм и его роль в управлении коллективом»,

· «Команда – разновидность коллектива»,

· Характер и учет его особенностей в управлении персоналом»

 

Подчиненные и их основные типы

Все работники организации, кроме руководителя являются подчиненными, т.е. лицами, находящимися в подчинении старшего по должности.

Подчиненные могут быть: непосредственными, с которыми руководитель контактирует непосредственно; прямыми, которые хотя и находятся в сфере его юрисдикции, но непосредственно ему не подчиняются.

Руководитель и подчиненные формально одинаково включены в организацию как средство ее деятельности. В тоже время первый имеет право устанавливать вторым нормы поведения, отдавать распоряжения, добиваться их реализации, контролировать результаты.

Хорошие исполнители обеспечивают 80% успеха.

Основными видами подчиненных являются заместители руководителя, исполнители, сотрудники личного аппарата.

В отношениях с заместителем руководитель должен придерживаться правил:

· знакомить со своей работой и текущей обстановкой;

· оказывать всестороннюю помощь;

· не перегружать текучкой;

· не отстранять полностью от решения кадровых вопросов;

· не обсуждать личностные и деловые качества с подчиненными;

· защищать, в том числе и перед высшими инстанциями;

· поддерживать корректный тон в общении.

«Чистые» исполнители с точки зрения осуществляемых функций делятся: на занимающихся основной деятельностью, профильной для данной организации; занимающихся вспомогательной деятельностью, которая обеспечивают осуществление основной; занимающихся обслуживанием всего персонала в целом.

Личный аппарат руководителя включает референтов, консультантов, помощников, секретарей.

С точки зрения отношения к окружающей действительности выделяют типы подчиненных.

1. Аналитики. Они логичны, методичны, продумывают детали, не любят ошибок, спешки и риска, неопределенности; предпочитают работать в одиночку, опираясь на цифры, документы, инструкции.

2. Прагматики. Самостоятельны, умеют рисковать, предпочитают решать реальные проблемы и получать конкретные результаты. Легко осваивают новые методы работы, успешно действуют в нестандартных условиях.

3. Реалисты. Активны, работоспособны, дисциплинированы, стремятся к контролю над ситуацией и людьми, методично вникают в мелочи, всегда имеют свое мнение.

4. Критики. Не признают авторитетов, никому не подчиняются, любят экспериментировать, анализировать, выявлять ошибки, недостатки и предсказывать будущие проблемы.

5. Идеалисты. Демократичны, требовательны к себе и другим, стремятся помочь людям, повлиять на них личным примером.

В соответствии с вкладом в результаты деятельности организации выделяют категории подчиненных: решающие все плановые задачи и достигающие результатов; выполняющие добросовестно большую часть обязанностей; неспособные выполнить большую часть обязанностей; ненужные работники.

С точки зрения отношения к делу выделяются:

· самостоятельные независимо мыслят и стремятся к поиску новых творческих решений, смело отстаивают свои взгляды и при выполнении распоряжений проявляют инициативу, способны решать задачи повышенной сложности;

· застенчивые ориентированы на широкий подход к делу, глубокий анализ обстановки, но не способны открыто изложить свое понимание ситуации. При получении ошибочных указаний не противодействуют, но снижают активность;

· осторожные нацелены на запланированный результат и не выходят за пределы заданий;

· добросовестные ориентированы на широкий подход к делу, глубокий анализ обстановки, но из-за робости не всегда способны изложить свое понимание ситуации; при несогласии не настаивают на своем, но снижают трудовую активность, что нередко порождает у них внутриличностный конфликт;

· терпеливые безропотно воспринимают любые задания и пунктуально их выполняют; во всем доверяют руководителю, что считая, что тот все знает лучше.

Официальные обязанности подчиненных сводятся к следующему:

· быть компетентными в вопросах, которые они должны знать;

· добросовестно выполнять поручения, в пределах своей компетенции принимать самостоятельные решения;

· не давать пустых обещаний и не перекладывать на руководителя и коллег собственные обязанности;

· самокритично относиться к себе, честно признавать ошибки;

· искать пути совершенствования своей деятельности, стремиться к повышению квалификации, к саморазвитию;

· везде и всегда соблюдать интересы организации, отстаивать ее честь;

· уважительно относиться к своим руководителям независимо от личных симпатий и антипатий.

Неофициальные обязанности подчиненных:

· соблюдать установленную границу между собой и руководителем, не подчеркивая и не нарушая ее;

· не принимать серьезных решений без предварительной консультации с руководителем;

· не вмешиваться в дела руководителя, за исключением крайних случаев, когда тот допускает явные промахи;

· всегда рассматривать свою деятельность и ее результаты с точки зрения интересов руководителя, не выставлять на всеобщее обозрение собственные амбиции, привлекать внимание не к своей персоне, а к работе;

· ценить время руководителя, не отвлекать его по пустякам;

· не подчеркивать некомпетентность руководителя.

Такое поведение служит для руководителя основанием предоставлять подчиненным большую самостоятельность, содействовать продвижению по службе, широко информировать об их успехах администрацию и коллег, дополнительно вознаграждать.

 

Практическое задание:

1. охарактеризуйте работников учебного заведения, с которыми вам приходилось сталкиваться, как подчиненных;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: