воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.




Характеристика игры как игровой технологии

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную - это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

коммуникативную - освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

развивающую – развитие психических процессов, таких как воображение, память, внимание, мышление.

диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функцию коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

воспитательную - воспитание таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развитиечувства взаимопомощи и взаимоподдержки;

социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

реальные отношения между играющими;

сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

В современном учреждении дополнительного образования, делающем ставку на активизацию и интенсификацию педагогического процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технологии организации досуговой деятельности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

· обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

· познавательные, воспитательные, развивающие;

· репродуктивные, продуктивные, творческие;

· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами

деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно

полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не

вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей. В образовательном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.

На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр Сталя Анатольевича Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр28:

1. Физические и психологические игры и тренинги:

- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

- экстатические;

- экспромтные игры и развлечения;

- лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

▪ предметные забавы;

▪ сюжетно-интеллектуальные игры;

▪ дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

▪ строительные;

▪ трудовые;

▪ технические;

▪ конструкторские;

▪ электронные;

▪ компьютерные;

▪ игры-автоматы;

▪ игровые методы обучения

 

3. Социальные игры:

- творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

- деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

Игры могут быть индивидуальными или групповыми. Игры имеют важное значение в процессе развития и воспитания ребенка.

_________________________________________________________________________________________________

 

Список литературы

Игры – обучение, тренинг, досуг…/ под. ред. В.В.Петрусинского/ - М. новая школа, 1994.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 2004

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: