Проблема метода в философии




КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫИ ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

К ключевым проблемам философии следует отнести: исходную философскую проблему, основной вопрос философии, проблему метода познания, проблему человека, проблему ценностей и некоторые другие.

2. 1. Исходная философская проблема

Уже на первых этапах развития философии начинают формироваться собственно философские проблемы. В число первых вопросов, которые ставят философы относительно мира, входят такие:

- Почему существует этот мир?

-Почему вообще что-то существует?

-Почему существует нечто, а не ничто?

Эти вопросы связаны с наиболее фундаментальной – исходной философской проблемой соотношения бытия и небытия.

Дадим определение философским понятиям (категориям) «бытие »и

«небытие».

Бытие - 1) существование чего-либо; 2) существующая реальность;

3)все реально существующее.

Небытие- 1) отсутствие чего-либо; 2) несуществующая реальность;

3) все реально несуществующее.

Проблема отношения бытия и небытия в истории философии имела два принципиально противоположных решения.. Это позволяет говорить о существовании двух различных философских парадигм:

1) философия бытия;

2) философия небытия.

Философия бытия решает исходную философскую проблему следующим образом: изначальным является бытие, небытие производно. При этом бытие может быть как материальным, так и духовным (идеальным) Крайних взглядов здесь придерживался древнегреческий философ Парменид (VI-V вв.до н.э.). Он говорил: «Существует только бытие, небытия нет». В средневековье представители катафатического (положительного) богословия утверждали, что вечное абсолютное бытие – Бог. В марксистской философии признается существование относительного небытия, однако абсолютным является только бытие – материя.

Общая формула философии бытия: «Из ничего не возникает нечто». Подавляющее большинство философов стоит на позициях философии бытия.

Философия небытия исходную философскую проблему решает так:

Небытие порождает бытие. Крайней точкой зрения в этой парадигме является

Позиция философского нигилизма, который отрицает наличие бытия. Так, древнегреческий философ Горгий (V-IV вв до н.э.) говорил: «Все существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна (II в.н.э.) утверждал: «Весь мир есть пустота(шунья)». В средневековой философии сторонники апофатического (отрицательного) богословия отождествляли Божество и Ничто. В ХХ веке немецкий философ-экзистенциалист Хайдеггер полагал, что основанием существования человека служит Ничто.

Общая формула философии небытия: «Все из ничего».

Наряду с этим есть философы и учения, которые занимают промежуточное положение между указанными философскими парадигмами.Это, например, древнегреческий философ Демокрит (V –IV вв.до н.э.), котрый считал, что основой всего является, с одной стороны, бытие – вещественные атомы, с другой стороны, небытие – пустое пространство. В Древнем Китае философия даосизма

Говорит о том, что «бытие рождается из ебытия, а небытие – из бытия». Немецкий философ Гегель (XVIII-XIX вв) утверждал, что исходными являются две логические формы – категории «чистое бытие » и «ничто».

Проблема метода в философии

Наряду с исходной философской проблемой и основным вопросом философии есть еще один важный вопрос: «Каков мир?» Этот вопрос распадается на два вопроса.

1.Взаимосвязан мир в своих частях или разобщен?

2Изменяется ли мир, развивается или неизменен?

В зависимости от ответов находится и метод познания этого мира, Что же такое метод познания?

Методэто совокупность приемов, способов изучения объекта.

Философский методэто путь, направление познания мира. Говоря о роли метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим дорогу путника в ночи.

Метод познания должен соответствовать природе исследуемого объекта. Метод вырастает из знаний об объекте исследования, поэтому метод тесно связан с теорией. Философский метод познания должен отвечать характеру, сущности познаваемого мира, что выясняется при решении вопроса: «Каков мир?». Этот вопрос делит философов на диалектиков и метафизиков (антидиалектиков).

Диалектики, о твечая на этот вопрос, формулируют два основных принципа:

1.Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов и явлений.

2.Принцип всеобщности движения и развития.

При этом предполагается, что источник развития коренится в самих предметах, в их внутренней противоречивости.

Представители диалектики:

Гераклит (древнегреческий философ,VI-V вв. до н.э.); говорил:

«Все течет, все изменяется. В воды одной и той же реки нельзя войти дважды». Свойства переходят в противоположность: холодное в теплое, жизнь в смерть и др.

Георг Гегель (немецкий философ, XVIII-XIX вв) в работе «Наука логики»(1816) в наиболее полной и систематической форме воспроизвел совокупность диалектических категорий и исследовал содержание основных законов диалектики: 1) закон перехода количества в качество; 2) закон тождества (противоречия); 3) закон отрицания,

Гегель создал идеалистическую диалектику, согласно которой развиваетсянеприрода, а духовное начало – абсолютная идея.

Маркс, Энгельс и др. представители марксистской философии (XIX-XX вв)в свою очередь, разработали материалистическую диалектику, согласно которой способностью к саморазвитию обладает сам материальный мир.

Применение диалектики к социальным системам и человеку в ХХ в. проведенопредставителями франкфуртской школы ( Адорно, Маркузе, Фромм). Так, Т.Адорно в книге «Негативная диалектика» называет диалектику способом выявления противоречий в реальности.

В соответствии с диалектическим пониманием мира формировался и диалектическийметод познания и преобразования действительности

Другое понимание мира и другие ответы на вопрос «Каков мир?», другой метод познания давали философы, стоящие на антидиалектических позициях.

Этих философов со времен Гегеля (XIX в) назы вают метафизиками.

Метафизики, в отличие от диалектиков, не признают два указанных выше диалектических принципа. Для метафизиков мир фрагментарен, его части органически не связаны между собой, мир в целом статичен и неизменен;

если же происходят изменения, то они носят только количественный, а не качественный характер, внутренняя противоречивость предметов отрицается.

Представители метафизики:

Древнегреческий философ Парменид (VI-V вв до н.э.) утверждал: «Бытие неподвижно.Движение иллюзорно». Идеи Парменида пытался развивать его ученик Зенон (V в.до н.э.), который свои воззрения на мир сформулировал в виде трудноразрешимых проблем – апорий.

Одна из этих апорий называется «Ахиллес и черепаха»

Ахиллес никогда не догонит находящуюся впереди и удаляющуюся черепаху,т.к., пока он преодолвает разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного и так всякий раз до бесконечности. Здесь предполагается, что пространство и время не имеют предела делимости.

Ошибка Зенона в том, что преувеличивает непрерывность пространства и противопоставляет ее прерывности.

Другая апория Зенона «Стрела»

Летящая стрела на самом деле покоится, значит, движения нет, Стрела в каждый данный момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть, не движется. Для того, чтобы стрела передвигалась, она должна, утверждает Зенон, в каждый момент времени находится в определенном месте и одновременно не находится в нем. Но это противоречиво, а следовательно, невозможно.

Пытаясь доказать кажущийся характер реального движения, Зенон фактически доказывал его противоречивый, диалектический характер. Здесь диалектика дает о себе знать вопреки метафизике.

В Новое время, начиная в XVI-XVIIвв, происходит бурное развитие частных наук, их отпочкование от философии, для естествоиспытателей и философов мир как бы распался на отдельные невзаимосвязанные области. Философские учения Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка и др. в целом носят недиалектический характер Подавляющее число материалистов вплоть до Фейербаха (XIX в) развивали метафизический стиль мышления, использовали метафизическую методологию..

Метафизический стиль мышления проявлялся по-разному: в линейном эволюционизме английского философа Спенсера (XIXв), который сводил социальные законы общества к биологическим и механическим законам, в эмерджентном понимании развития(Бергсон, Морган,Уайтхед и др.,ХХ в),

с внезапными взрывными скачками в природе и обществе т др.

В ХХ в.с позиций антиисторизма диалектику подверг критике представитель постпозитизма Карл Поппер, который отдавалпредпочтение методу «проб и ошибок.».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: