Методика обучения приёмам рукопашного боя




 

9.3.1. Проведённый анализ техники приёмов рукопашного боя показывает, что наблюдается тесная взаимосвязь приёмов нападения и самозащиты. Если некоторые приёмы изготовки к бою, самостраховки, ударов не требуют взаимодействия с партнёром, то остальные приёмы разучиваются только в парах, когда один из партнёров действует за противника. При этом, если в начале разучивания приёма «противник» оказывает лишь пассивное сопротивление, то по мере закрепления навыка поведение партнёра становится активным, возрастает темп проведения приёмов.

 

На первом занятии по рукопашному бою разучиваются приёмы изготовки к бою, передвижения, самостраховки. На последующих занятиях эти приёмы обязательно включаются в структуру новых приёмов и тем самым постоянно тренируются. Структура разучиваемых приёмов от занятия к занятию усложняется. Так как загиб руки за спину является конечным приёмом при проведении большинства болевых приёмов и обезоруживания, этот приём изучается раньше других.

 

Руководитель занятий уже до начала прохождения раздела должен чётко представлять себе последовательность овладения приёмами, включёнными в программу обучения. Вначале разучиваются приёмы нападения, а потом приёмы защиты от них. Это создаёт логическую последовательность в обучении.

 

При обучении приёмам рукопашного боя более эффективным является проведение основной части в составе подразделения под руководством командира. В этом случае командир подразделения может более правильно распределить учебное время, выделяя большую часть на обучение новым приёмам и меньшую на тренировку ранее изученных. Как правило, обучение проводится в двухшереножном строю.

 

9.3.2. Приёмы самостраховки изучаются в такой последовательности: принятие группировки; отработка конечных положений и упреждающих ударов руками и ногами; выполнение падений из группировки, из низкой, средней, высокой стойки и в движении.

 

Приёмы самостраховки достаточно сложны по координации движений, и соблюдение указанной последовательности необходимо для того, чтобы обучаемые постепенно могли овладеть навыками группироваться и закручиваться во время падения.

 

Обучение приёмам самостраховки осуществляется одновременным или поочерёдным выполнением упражнений всеми обучаемыми. Тренировка в выполнении приёмов самостраховки проводится на месте и в движении, одновременно всеми занимающимися или потоком в различных сочетаниях с передвижениями и кувырками на соответствующих интервалах и дистанциях.

 

В качестве примера проследим последовательность обучения падению на бок. Приём разучивается в обе стороны. После ознакомления с приёмом разучивание его начинается из конечного положения лёжа на правом (левом) боку. Руководитель занятия обращает внимание занимающихся на необходимость плотной группировки и правильного положения рук, ног и головы. Для выполнения упражнения подаётся команда «Конечное положение на правом (левом) боку — ПРИНЯТЬ». Затем руководитель исправляет у обучаемых допущенные ошибки, проводит отработку данного положения на левом и правом боку в динамике, указывая порядок выполнения упражнения: «Оттолкнуться рукой и ногой от земли, поменять в воздухе положение ног и, перекатываясь на левый бок, сделать упреждающий удар левой рукой и ногами. Упражнение начи-НАЙ». Упражнение выполняется 6-8 раз. Затем падение на бок выполняется из низкой, средней и высокой стоек. Дальнейшее совершенствование в падении на бок проводится с применением упражнений в падении на бок через руку и спину партнёра, через палку и шест.

 

9.3.3. Изготовка к бою разучивается в составе подразделения вначале на месте в разомкнутом одношереножном или в двухшереножном (шеренга от шеренги — 6-8 шагов) строю, стоя друг к другу лицом.

 

Изготовка к бою в движении шагом и бегом изучается в колонне по одному. Военнослужащие двигаются по кругу или прямоугольнику. Дистанция при передвижении шагом 2-3 шага, бегом — 3-4 шага.

 

9.3.4. Уколы штыком разучиваются на мишенях (чучелах) групповым односторонним методом в такой последовательности:

 

— по разделениям и в целом на месте;

 

— с уходом от мишени после укола;

 

— в движении шагом и бегом.

 

В такой же последовательности разучиваются удары прикладом.

 

9.3.5. Удары рукой и ногой отрабатываются на подвесных мешках и тренировочных чучелах (плетёнках) по обозначенным наиболее уязвимым болевым точкам. Никакого обозначения ударов в мнимого противника не должно быть, каждый обучаемый должен чётко знать и наносить удар в определённую точку мишени нужным предметом и с максимальной силой.

 

При проведении учебных схваток с партнёром удары следует только обозначать, останавливая руку (ногу) в непосредственной близости от цели.

 

Удары рукой и ногой разучиваются в целом или по разделениям вначале на месте, затем с шагом, двумя шагами, в движении. Особое внимание обращается на скорость и силу удара, которые достигаются за счёт правильной работы рук, ног и туловища.

 

Тренировка в выполнении ударов проводится в сочетании с передвижениями, кувырками и падениями, одновременным или поточным выполнением комбинаций различных ударов всеми занимающимися, с использованием чучел, подвесных мешков, повешенных на стену гимнастических матов и других приспособлений. Следует постоянно изменять расположение чучел и усложнять задачи. Это будет вырабатывать у воинов способность ориентироваться в обстановке, выбирать последовательностъ поражения целей.

 

9.3.6. Болевые приёмы разучиваются на партнёрах по частям (элементам), затем в целом, но вначале медленно. После того как все занимающиеся несколько раз выполнили приём по командам руководителя, следует переходить к самостоятельному разучиванию приёма в парах. Руководитель, последовательно контролируя работу в парах, даёт конкретные указания по исправлению ошибок. Приём обязательно должен завершаться связыванием или «травмированием» партнёра.

 

Болевые приёмы вначале разучиваются в стойке, а в положении лёжа проводятся после освоения бросков. Таким образом, с каждым новым занятием приём как бы надстраивается за счёт новых элементов, логически связанных с предыдущими действиями.

 

Проследим последовательность обучения загибу руки за спину.

 

Вначале приём осваивается при подходе к противнику сзади как более простой по структуре. При разучивании приём выполняется на три счёта:

 

— на счёт «РАЗ» первые номера (сзади стоящая шеренга) с шагом левой ногой к правой ноге партнёра захватывают правой рукой его правую руку за запястье — руководитель проверяет захват и исправляет ошибки;

 

— на счёт «ДВА» первые номера, толкая ладонью левой руки, развернутой пальцами вправо, захваченную руку партнёра в области локтевого сгиба из­нутри, закладывают его предплечье в локтевой сгиб своей левой руки, при этом ладонь переводится на локоть — руководитель обращает внимание на то, чтобы вторые номера, почувствовав боль, подавали сигнал, по которому первым номерам прекращать давить на локоть;

 

— на счёт «ТРИ» первые номера ставят правую ногу на линию ног партнёра, а правой рукой обозначают удар ребром ладони по шее и захватывают партнёра за волосы или одежду на левом плече, вынуждая его стать на носки или на одну ногу.

 

По разделениям приём выполняется 2-3 раза, затем 2-3 раза в целом в медленном темпе, 5-6 раз самостоятельно и 1-2 раза в боевом (быстром) темпе. После этого занимающиеся меняются местами, руководитель проводит обучение вторых номеров.

 

9.3.7. Разучивание бросков проводится в той же последовательности, что и при обучении болевым приёмам. Вначале, выделив отдельные элементы приёма, броски отрабатываются по разделениям с исправлением ошибок и доводятся до целостного выполнения. При обучении броскам пары располагаются в таком порядке, чтобы не мешать друг другу. Задняя подножка разучивается в обе стороны. При проведении броска в начале обучения партнёр должен подыгрывать проводящему приём. На завершающем этапе броски отрабатываются в учебной схватке, когда проводить приём может любой из партнёров в зависимости от обстановки. Бросок завершается болевым приёмом.

 

Комплексная тренировка

 

Закрепив навыки в выполнении изученных приёмов многократным их повторением в различных условиях (на месте, в движении после дополнительных действий, без сопротивления и с сопротивлением партнёров и т.д.), приступают к комплексной тренировке. Основное содержание тренировки составляют приёмы, изученные на данном занятий, в сочетании с ранее освоенными.

 

Комплексная тренировка может проводиться: последовательным (поточным) выполнением приёмов и действий на 5-6 учебных точках; выполнением приёмов и действий одновременно с преодолением 3-4 элементов полосы препятствий с имитацией очагов пожаров, взрывов, стрельбы; проведением учебных рукопашных схваток с предварительно обусловленными действиями участников.

 

Тренировка проводится в составе подразделения. Для повышения плотности тренировка проводится потоком на 3-4 направлениях на дистанциях, обеспечивающих безопасность выполнения приёмов военнослужащими (7-10 метров). При проведении учебных схваток подразделение следует построить парами по периметру учебной площадки (борцовский ковёр, яма с песком и опилками, травянистая площадка) или рассредоточить пары с указанием места каждой паре обучаемых.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: