Двадцать шестое ноября. Домашняя работа




Двадцать шестое ноября

Домашняя работа

Практическое занятие № 4

Анализ структуры текста

Учебная цель: способствовать развитию умения анализа структуры текста, понятию того, каким должен быть текст, средства и способы связи предложений в нем.

Учебные задачи:

1. Развитие умения классифицировать примеры текстов по типу речи.

2. Выработка навыков анализа структуры текстов разных типов по плану,

3. Развитие умения находить средства, способы связи предложений в тексте.

Краткий теоретический материал по теме

Текст должен быть связным и цельным.

Основные признаки текста:

а) тематическое и композиционное единство всех его частей;

б) наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная).

Особенности параллельной связи: одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторение первого слова в предложении.

Особенности цепной связи: повтор ключевого слова, замена его синонимом, повтор того или иного члена предложения.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – несколько связанных между собой предложений, объединенных микротемой (часть общего текста) и определенной структурой: зачин, срединная часть, концовка.

Абзац – композиционно стилистическая единица, которая является важным стилеобразующим средством:

- предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически

- каждый абзац дает какую-либо новую информацию о развитии действия, о характеристике героев.

Алгоритм анализа структуры текста:

· Цельность и связность.

· Тема, идея.

· Грамматическая связь между частями (доказать наличие связи).

· Языковые средства связи.

· Текст это или ССЦ

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Перечислите основные признаки текста.

2. Назовите виды грамматической связи предложений в тексте.

3. Назовите особенности параллельной связи предложений в тексте.

4. Назовите особенности цепной связи предложений в тексте.

Задания для практического занятия

Задание 1. Внимательно прочитайте отрывок из произведения И.А.Бунина и докажите, что это текст по алгоритму.

Вот я вижу себя снова в деревне глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьём и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам… голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. Помню, у нас в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня, и вести в полутемноте беседы. Войдя в дом, я нахожу зимние рамы уже вставленными, и это ещё более настраивает меня на мирный зимний лад. В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки. Потом иду в людскую. Там светло и людно: девки рубят капусту, мелькают сечки, я слушаю их дробный, дружный стук и дружные, печально-весёлые деревенские песни... Иногда заедет какой-нибудь мелкопоместный сосед и надолго увезёт меня к себе… Хороша и мелкопоместная жизнь!

(По И.А. Бунину)

Задание 2. Прочитайте данные тексты. Определите, какой из них является ССЦ, какой – абзацем. Докажите.

1) Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых шипов, перемежающихся с розовыми бутонами; свёрнутые в причудливый рисунок нежных соцветий плоды шиповника не торопились себя обнаруживать, как бы говоря прохожему: «Попробуй, отыщи нас!»; густая листва кустарника плотно прилегала к тонким крепким ветвям, не давая взгляду проникнуть сквозь шиповник и увидеть, что там, позади него.

(По К. Паустовскому)

2) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Такая защитная реакция психики свойственна человеку, не получившему в детстве достаточно внимания и ласки. В этом проявляется его невоспитанность в безоценочном смысле этого слова. Никто не позаботился о воспитании его души, и вот, как следствие, - его некорректное поведение.

(Психологический практикум «Помоги себе сам»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: