Двадцать шестое ноября
Домашняя работа
Практическое занятие № 4
Анализ структуры текста
Учебная цель: способствовать развитию умения анализа структуры текста, понятию того, каким должен быть текст, средства и способы связи предложений в нем.
Учебные задачи:
1. Развитие умения классифицировать примеры текстов по типу речи.
2. Выработка навыков анализа структуры текстов разных типов по плану,
3. Развитие умения находить средства, способы связи предложений в тексте.
Краткий теоретический материал по теме
Текст должен быть связным и цельным.
Основные признаки текста:
а) тематическое и композиционное единство всех его частей;
б) наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная).
Особенности параллельной связи: одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторение первого слова в предложении.
Особенности цепной связи: повтор ключевого слова, замена его синонимом, повтор того или иного члена предложения.
Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – несколько связанных между собой предложений, объединенных микротемой (часть общего текста) и определенной структурой: зачин, срединная часть, концовка.
Абзац – композиционно стилистическая единица, которая является важным стилеобразующим средством:
- предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически
- каждый абзац дает какую-либо новую информацию о развитии действия, о характеристике героев.
Алгоритм анализа структуры текста:
· Цельность и связность.
· Тема, идея.
· Грамматическая связь между частями (доказать наличие связи).
· Языковые средства связи.
· Текст это или ССЦ
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Перечислите основные признаки текста.
2. Назовите виды грамматической связи предложений в тексте.
3. Назовите особенности параллельной связи предложений в тексте.
4. Назовите особенности цепной связи предложений в тексте.
Задания для практического занятия
Задание 1. Внимательно прочитайте отрывок из произведения И.А.Бунина и докажите, что это текст по алгоритму.
Вот я вижу себя снова в деревне глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьём и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам… голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. Помню, у нас в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня, и вести в полутемноте беседы. Войдя в дом, я нахожу зимние рамы уже вставленными, и это ещё более настраивает меня на мирный зимний лад. В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки. Потом иду в людскую. Там светло и людно: девки рубят капусту, мелькают сечки, я слушаю их дробный, дружный стук и дружные, печально-весёлые деревенские песни... Иногда заедет какой-нибудь мелкопоместный сосед и надолго увезёт меня к себе… Хороша и мелкопоместная жизнь!
(По И.А. Бунину)
Задание 2. Прочитайте данные тексты. Определите, какой из них является ССЦ, какой – абзацем. Докажите.
1) Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых шипов, перемежающихся с розовыми бутонами; свёрнутые в причудливый рисунок нежных соцветий плоды шиповника не торопились себя обнаруживать, как бы говоря прохожему: «Попробуй, отыщи нас!»; густая листва кустарника плотно прилегала к тонким крепким ветвям, не давая взгляду проникнуть сквозь шиповник и увидеть, что там, позади него.
(По К. Паустовскому)
2) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Такая защитная реакция психики свойственна человеку, не получившему в детстве достаточно внимания и ласки. В этом проявляется его невоспитанность в безоценочном смысле этого слова. Никто не позаботился о воспитании его души, и вот, как следствие, - его некорректное поведение.
(Психологический практикум «Помоги себе сам»)