Отставание в психическом развитии.




Нарушения поведения.

Нельзя забывать о том, что каждое нарушение поведения имеет в своей основе не только педагогические ошибки взрослых, но и определенную слабость ЦНС, обуславливающую как ее возрастной незрелостью, так и частными случаями легких мозговых поражений вследствие неблагополучного протекания беременности или родов, обычно преодолевавшими при правильном воспитании к 7-8 годам.

Работа с детьми, имеющими те или иные нарушения поведения, осуществляется в разных формах. Одним из наиболее популярных методов сегодня является психотерапевтическая работа с группой детей, поведения которых характеризуется определенной трудностью. Однако сами по себе занятия в группе не способны изменить тип поведения ребенка, они могут лишь: раскачать ситуацию, выявить проблему, задать основное направление коррекционной работы. Дальнейшая же работа с ребенком по формированию у него желаемого типа поведения ложится на плечи родителей и воспитателя.

Агрессивность.

Многим маленьким детям свойственная агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными оказавшимися острыми и труднопереносимыми для ребенка в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительной для ребенка может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей:

1. Это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергающимся нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.

2. Это пережитая обида, или душевная травма, само нападение. Часто страх возникает из-за нарушенных социальных отношений ребенка и окружающих его взрослых.

Агрессия может быть физической и вербальной.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Иногда агрессивность и разрушительность совпадает, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

За вербальной агрессией (оскорбляют, дразнят, ругаются) часто стоит не удовлетворенная потребность почувствовать себя сильными или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая значения бранного слова, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций и в неожиданных, в неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ребенку полезно дать альтернативу брани – слова, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «пропади пропадом» и др.).

Как работать с детьми, проявляющими агрессивность. Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не свидетельствует о более тяжелом психологическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, что бы постепенно научить ребенка выражать свое неудовлетворение в социально приемлемых формах (Дж. Лешли). Важны постоянство и последовательность в реакции выбранных взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

Первый шаг – попытка сдержать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлениями. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка громкой речью, отвлечь игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессии (отвести руку, удержать за плечи).

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно не приемлемо. Проявивший агрессию ребенок, подвергается суровому осуждению, а его «жертва» окружается повышенным внимание и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он только проиграет от таких поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый должен обязательно кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне прибрать». Уборка как наказание за содеянное неэффективна; лейтмотивом взрослого должна быть уверенность в том, что «большой (ая)» мальчик (девочка) должны нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом необходимо понять, какие чувства и переживания ребенка стояли за ними. Может быть, он хочет использовать чувство превосходства над взрослым, а может быть, в гневе не знает другого способа выразить своих чувств. Иногда взрослые могут превратить оскорбление ребенка в комическую перепалку, что позволяет снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок оскорбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, чем ответить.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивными выпадом ребенка может его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед группой детей и взрослыми. Для предупреждения агрессивного поведения у маленьких детей нужно использовать коллективные игры, способствующие вырабатывать у них терпимость и взаимовыражение.

Вспыльчивость.

Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному поводу, устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость это выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление силы характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления.

Как и в случае с агрессией, приступ вспыльчивости нужно попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других наоборот целесообразнее покинуть ребенка, лишить аудитории. Детей постарше надо побуждать выражать свои чувства словами.

Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобиться утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выражать свои чувства словам или выслушать объяснения взрослого. Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком.

Пассивность.

Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.

Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастливым, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появиться ответная реакция.

Нередко тихое поведение ребенка – реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Проявлениями этого является посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и т. д.

Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно не помогает ребенку справиться с душевным состоянием. Более хорошим будет все то, что поможет ребенку выразить свои эмоции.

Нужно выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое состояние, так можно наладить контакт с ним. С детьми старше 4-х лет можно поиграть или побеседовать, чтобы в игре и в беседе ребенок выражал свои чувства. Основные направления работы с таким ребенком – помочь выразить свои переживания в иной, более приемлемой форме, добиться его доверия и расположения, разрешить в непосредственном контакте с родителями ту ситуацию, которая вызывает у ребенка столь тяжелые переживания.

Другая причина тихого, пассивного поведения ребенка, может страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обращаться к взрослому. Такой ребенок может и не нуждаться в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.

Всегда есть риск, что ребенок слишком сильно привыкал к взрослому, вытащившему его из «скорлупы». Нужно помочь ребенку приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из под опеки одного взрослого, который доверяет, и научится сам сходится с новыми людьми – взрослыми и сверстниками.

Гиперактивность.

В основе гиперактивности обычно лежат не сложности во вне, и незрелость ЦНС, а микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнения беременности и родов, истощение соматического заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспенсия – «несварение»), физические и психические травмы.

Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте.

Основные признаки гипердинамичного синдрома – отвлеченность внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен и нельзя предсказать, что он сделает в следующий раз, не знает этого и он сам. Действует он не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия виновным которого становится. Он легко переносит наказание, не помнит обиды, не держит зла ни на кого, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый неуемный ребенок в детском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлеченность. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, так как любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Так проявляется гипердинамический синдром – 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам он сглаживается, а первые проявления можно заметить уже во младенчестве.

Отвлеченность внимания и двигательную расторможенность ребенка нужно настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Надо четко разграничить целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательная активность нужно направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-либо поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчинить его для цели и приучить достигать его.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка приучают к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заниматься лепкой, рисованием, конструированием, причем надо сделать так, чтобы это занятие стало интересным для ребенка, и он довел его до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые буквально физически удерживают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычным и поступив в школу он сможет усидеть за партой весь урок.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проявляется настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать что к 6-7 годам проявление синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, ребенок столкнется с еще большими трудностями. В школе таких детей зачастую считают неполноценными и невоспитанными и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями, запретами и ограничениями. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной ситуацией и срыв следует за срывом. Особенно бурно проявляется гипердинамический синдром в 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.

Отставание в психическом развитии.

Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвана педагогической запущенностью, ЗПР, обусловленной определенной органической недостаточностью ЦНС, а также общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости.

Практический психолог, работающий с дошкольниками, должен уметь дифференцировать указанные типы отставания детей в психическом развитии, поскольку в его компетенции входит коррекция только педагогической запущенности и легких форм ЗПР. Более сложные случаи требуют комплексной медицинской, дефектологической и психотерапевтической помощи.

Самой благоприятной с точки зрения прогноза формой является педагогическая запущенность, при которой отставание в развитии обусловлено только условиями жизни и воспитания ребенка. Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды могут привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка. Тем не менее, при правильном и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достигнутой интенсификацией развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.

ЗПР, несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с ЗПР не имеющие нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозга, но отличающиеся незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощенности утомляемости, нарушений работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание ЦНС, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем детстве инфекционными заболеваниями.

В целом, при своевременной и адекватной коррекционной работе задержка психического развития обратима. Их стойкость зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфатимум); низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов и т. п. Первые 2 формы ЗПР являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время, как нарушения познавательной деятельности ведут к ЗПР, граничат с дебильностью, обучаемость этих детей значительно снижена. Наилучшие результаты в плане коррекции ЗПР дает работа с риском, начинающаяся в максимально ранние сроки.

К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы, полагая, что все трудности ребенок просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу массовой школы, овладеть необходимыми навыками поведения (классы выравнивания).

Умственная отсталость в отличии от ЗПР носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическими поражениями или недоразвитием коры головного мозга. У детей - олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, при чем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушениями темпа развития ЗПР в дальнейшем преодолевается.

Таким образом, очевидно, что своевременная начальная коррекция и развивающая работа с детьми, имеющими нарушения темпа психического развития, оказываются плодотворными, причем, чем раньше она начата, тем лучше оказывается результат.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: