Культура ранкесредневекового вьетского общества




 

Складывание независимого вьетского государства в VI в. способствовало утверждению местных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве. В конце VIII в. возник смешанный архитектурный стиль, известный под названием стиля Дайла, по названию города, где этот стиль впервые стал господствующим. Для архитектуры этого стиля характерны стройные многоэтажные кирпичные башни; надмогильные храмы, квадратные в плане. Этажи башен были невысокими, каждый имел ниши, в которых стояли статуи Будды. Характерной особенностью этих зданий были вогнутые крыши.

Творцы наиболее известных памятников вьетской каменной скульптуры, относящихся к середине IX в., испытывали значительное индийское влияние.

Чрезвычайно разнообразна была керамика стиля Дайла. Кирпичи, черепица, поливная посуда, терракоты покрывались рельефными украшениями. Они орнаментировались по местным мотивам, хотя на узорах отчасти сказывались индийские и китайские влияния. Ведущей формой религиозных верований оставался вьетский культ предков. Главным следствием "северной зависимости" было, как и в Японии, Корее и ряде других государств средневекового Дальнего Востока, использование китайского языка и китайской письменности в официальной переписке и в литературе. Большую роль в культурной и политической жизни страны сыграл и буддизм. Он завоевал прочные позиции еще в VI в.; одна из его школ "тхиен" (дхьяна - медитация) почти безраздельно господствовала в стране. Ее основная доктрина гласила, что "человек познает в своем собственном сердце истинное сердце Будды", т.е. человек от природы чист, свободен от заблуждений, достижение им нирваны - прежде всего результат его собственных усилий. Среди различных школ буддизма школа тхиен была одной из самых индивидуалистических, но в своей вьетнамской форме она стала надолго государственной религией, хотя и достаточно аристократической.

 

Кампучия в VI - VIII вв.

 

В начале средних веков кхмеры, обладатели высокой культуры поливного риса, наследники древних традиций городской жизни и международной торговли, занимали нижнее и среднее течение р. Меконг, бассейны его крупных притоков и Большого Озера.

Последние десятилетия существования раннеклассовой империи Бапном (Фунань) были заполнены ожесточенной междоусобной борьбой за власть нескольких политических центров. Один из них сложился на севере, в низовьях р. Мун, другой - в центре империи, третий - на юге. В конечном итоге крупным политическим центром стала Кам-буджа (Ченла) в бассейне р. Мун, правого притока Меконга, на территории современного Восточного Таиланда. Раздел империи в конце VI в. стал реальностью. В начале VII в. власть в Камбудже перешла к Читрасене (около 600-615), присоединившем к своим владениям и территорию центрального Бапнома.

Период распада империи Бапном и возникновения ряда новых государств в VI-VII вв. отмечен значительными социально-экономическими сдвигами в кхмерском обществе, связанными с процессом феодализации. С этого времени ускоренными темпами развивалось храмовое и светское крупное землевладение. Монархи и аристократы щедро дарили храмам также зависимых людей, не имевших семей и земельных участков (кньомов), чей социальный статус был близок к положению раба. Земельные дарения были особенно распространены на севере, где монархи и крупные землевладельцы располагали обширными фондами земли.

В VII-VIII вв. оформляется и укрепляется новая социальная организация кхмерского общества, более развитая, чем в раннеклассовом Бапноме. Данные эпиграфики позволяют представить многие детали социально-экономической жизни. В обществе сочетались элементы рабовладельческого и феодального укладов. Объектом извлечения ренты-налога были юридически свободные члены сельских общин (анаки). Они не только выплачивали государству налоги и подати, но и отбывали трудовую повинность или государственную барщину, служили в армии. Их труд использовали для расширения площадей запашки, расчистки полей, строительства ирригационных систем. Однако часто возделанные их руками поля государство передавало частным владельцам, чем способствовало развитию крупного феодального землевладения. Правда, такая практика имела и некоторые ограничения. Так, для передачи нови требовалось согласие анаков соседних деревень. Деревня-община могла судиться по этому вопросу даже с храмами.

В среде светских землевладельцев стали выделяться хозяева больших обрабатываемых площадей, где использовался труд кньомов. Последние постепенно приближались к статусу феодально-зависимых крестьян, они могли уже обзаводиться семьями, но и в VII-VIII вв. их еще продолжали продавать и дарить как в одиночку, так и семьями. Обязанности кньомов еще не фиксировались и значит не ограничивались. Труд кньомов использовался также во владениях священнослужителей.

Кадры низших чиновников поставляла деревенская верхушка, постепенно обособлявшаяся от массы свободных общинников. Чиновников более высоких уровней набирали из числа мелких землевладельцев, а верхушка управляющего аппарата пополнялась за счет более крупных землевладельцев. На самом верху общественной пирамиды находилась светская и духовная знать, обладатели высших титулов "людей священной государственности". В этом отождествлении божественного и государственного уже в VII в. были заложены основы культа бога-царя. Служители ведомства духовных имуществ составляли важную категорию чиновников государственного аппарата.

Помимо деревень анаков, мелких и крупных держаний светских феодалов, существовали владения духовных лиц, вишнуитских и шиваитских храмов и буддийских монастырей. Их земли также обрабатывали кньомы, поселенные маленькими группами рядом с полями. Нередко светский феодал часть своих земель посвящал построенному им же храму и тем самым становился совладельцем доходов с храмовой земли.

Источники, которыми располагают историки, позволяют считать, что крупные феодалы сами не вели хозяйства. Для них была характерна практика дарения обрабатываемых земель, широко распространились операции по продаже и закладу земель. Если на севере в долине р. Мун, где шел интенсивный процесс поднятия нови, были в обычае дарения, то в центре страны, на старых землях, чаще прибегали к купле-продаже как полей, так и садов и огородов. Все операции с землями утверждались монархом. Он же предоставлял различные иммунитеты землевладельцам. Кроме того, продажа давно освоенных земель в центре страны предполагала согласие и правителей городов. Новые их владельцы принимали на себя все обязанности старых хозяев перед государством.

Можно выделить в это время несколько форм складывавшегося феодального землевладения, которые отличались полнотой иммунитетов и объемом обязательств по отношению к государству. Так, владельцы париграхи располагали полным иммунитетом и правом передачи земли по наследству. Более распространены были ненаследственные владения (кшатра). Их держатели - светские и духовные феодалы часть налога должны были передавать государству. Владельцы наследственных поместий (пунья) должны были отдавать часть своих доходов либо храмам, либо монарху. В целом же необщинное землевладение могло достигать трети обрабатываемых земель.

Основным объектом феодального владения была не деревня, а рисовое поле; кхмерский феодал мог иметь много полей в разных местах. Деревня же сохраняла свою общинную структуру, повинности и налоги анаков определялись в зависимости от площади земли, а не с урожая, что направляло их усилия на более интенсивную обработку существующих, площадей, а не на расширение обрабатываемых земель.

В VII в. территория Камбуджи значительно расширилась, ее правителям удалось на некоторое время объединить кхмерские земли. С 630 г. в состав государства вошли дельта Меконга и северо-восточное побережье Кхмерского моря (Сиамский залив). Позже, при Джаявармане I (655-681), реформированная и усиленная армия Камбуджи начала наступление по Меконгу, дойдя до районов Вьентьяна и Луангпхабанга, где тогда было родственное кхмерам население.

К этому времени сложился довольно большой аппарат государственной власти, стремившийся укрепить роль центрального правительства, значение главы государства. Стали практиковаться торжественные полурелигиозные дворцовые церемонии, усилилось религиозное почитание монарха. По мере увеличения власти монарха, его министров и чиновников кхмерское общество пришло к культу Шивы, хотя это не означало полного отказа от культа Шивы-Вишну (Харихары).

Во главе аппарата власти были поставлены пять министров. Страна оказалась разделенной на 30 областей с правителями во главе. Однако некоторые аристократические роды сохранили наследственную власть над отдельными районами Камбуджи.

Нормализация политической обстановки в стране способствовала активизации хозяйственной жизни. К концу VII в. в бывшем Бапноме все земли были освоены (применительно к тогдашним условиям) и началось освоение района будущей столицы Яшодхарапуры на северо-западе Камбуджи. Здесь за счет имевшихся у государства людских и финансовых ресурсов создавались большие владения знати и храмов, рядом вырастали новые поселения анаков. Новый центр государства, как и все ранние столицы кхмеров, располагался в крупном рисоводческом районе. Примечательно, что развитие северо-западных земель приходится преимущественно на начало VIII в., когда Камбуджа еще сохраняла свое единство.

Все же политическое объединение кхмерских земель в раннем средневековье оказалось непрочным. Еще в 80-е годы VII в. стала все сильнее ощущаться борьба двух центров тогдашней кхмерской государственности: центрального и южно-приморского. В начале VIII в. выступления правителей различных областей существенно ослабили центральную власть, а в конечном итоге привели к распаду страны на несколько княжеств. На их основе затем сложились два государственных объединения, известные как Камбуджа (Ченла) Земли и Камбуджа (Ченла) Воды. Основой первого был бассейн р. Мун и прилегающие долинные районы среднего Меконга, второе охватывало районы к югу от р. Сап и дельту Меконга. В VIII в. были освоены районы к югу, западу и северу от Большого Озера, где распространились владения светских и духовных феодалов. Последние выступили в союзе с правителями юга, входя в коалицию княжеств, составлявшую - Камбуджу Воды.

Ни одно, ни другое государство не могло стать центром объединения кхмерских земель. Камбуджа Земли охватывала обширную территорию, но там не было объективных возможностей для создания обширной ирригационной системы и возникновения на этой основе мощной экономической базы. Возможно, поэтому политические устремления этого государства были связаны с более южными кхмерскими областями. Камбуджа Воды, хотя и более компактная, состояла из нескольких княжеств и практически никогда не была единым государством. В силу этих обстоятельств она также не могла выступить в роли "собирателя" кхмерских земель.

Перемены, происшедшие в кхмерском обществе в VII-VIII вв., оказали большое влияние на развитие культуры. Именно с этого времени специалисты отмечают появление специфических черт в местной архитектуре, где кирпичные башни-храмы начали группироваться в ансамбли. Эпиграфические памятники свидетельствуют о широком распространении кхмерской письменности. Синкретизирующие тенденции в религиозной жизни привели к распространению культа Шивы-Вишну.


Список литературы

 

1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: