Социально- экономические мероприятия «перестройки» и их противоречивый характер.




Вопросы:

1.»Перестройка в области общественной жизни, изменение политического климата в стране.

2.Социально-экономические мероприятия «перестройка» и их противоречивый характер.

3.Прекращение существования Советского Союза: комплексный анализ причин.

1. «Перестройка» в области общественной жизни, изменение политического климата в стране. После смерти К.У.Черненко новым советским лидером, март 1985 г. стал М.С.Горбачев- бывший первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС, а затем член Политбюро и секретарь ЦК по сельскому хозяйству.

Как и его предшественники, Горбачева начал перемены со смены «команды». В короткий срок были заменены на своих постах 70% руководителей обкомов КПСС. Более половины министров союзного правительства.

Значительно обновился состав ЦК КПСС: если в 1985-1987 гг. былизаменены более половины членов Политбюро и секретарей ЦК, то лишь на одном апрельском (1989г.) Пленуме ЦК из 460 членов и кандидатов в члены ЦК были отправлены в отставку сразу 110 человек.

Учитывая реальную роль партийного аппарата, Горбачев заменил почти 85% руководящих кадров ЦК КПСС- опоры системы управления (вскоре на всех ключевых постах в партии и государстве- назначенье Горбачева). Однако дела по-прежнему двигались с большим трудом. Провозглашенный им курс на реформирование всех сфер общественной жизни СССР, получивший название «перестройка». На первом этапе «перестройки» едва ли не единственным ее проявлением стала начавшаяся в мае 1985 г. антиалкогольная компания. Ее негативное последствия охватили регионы страны где выращивали сады и виноградники т.к. перестроить перерабатывающую промышленность на выпуск новой продукции-соки, джемы, варенье, детское питание и т.п. было затратно, проще закупать за рубежом.

Наиболее пострадавшие регионы: Крым. Кубань, Ставрополь, где попросту вырубали, что от поколения к поколению выращивалось и кормило население. Горбачевский волюнтаристический лозунг тотальной борьбы с употреблением спиртных напитков- был отвлечением народа от реальных проблем. Руководству страны было ясно, нужна серьезная политическая реформа. Важным этапом подготовки к преобразованиям была замена старых руководящих кадров- ответственные посты заняли А.Н.Яковлев, Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, Б.Н.Ельцин, А.И.Лукьянов, которые поддержали курс на обновление советской системы.

Состоявшийся в феврале- марте 1986 г. XXVΙΙ съезд КПСС изменил программу партии, провозгласив курс на «совершенствование социализма» (вместо- «построения коммунизма»).

Перелом в политической ситуации наступил в 1987 г. Общество ждало быстрых перемен, а их не было. Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом «перестройки». Вывод из него был лишь один- демократизация общества.

Январский (1987 г.) Пленум ЦК принял решение о созыве (после 46- летнего перерыва). Всесоюзной конференции, в повестку дня которой было решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы.

В 1987 г. М.С.Горбачевым были обозначены важные, но пока достаточно умеренные направления будущих политических преобразований- сокращение вмешательства органов КПСС в вопросы управления на всех уровнях, расширение «внутрипартийной демократии», выдвижение на руководящие посты беспартийных. Проведение выборов в Советы на альтернативной основе.

1989-1991 гг. стали периодом радикальных изменений в политической системе Советского Союза. Так, 25 мая 1989 г. начал свою работу 1-й съезд народных депутатов СССР, участники которого впервые избирались на альтернативной основе. Несмотря на то. Что М.С.Горбачев на съезде был избран Председателем Верховного Совета СССР, из числа депутатов было создана Межрегиональная группа народных депутатов (во главе с А.Д.Сахоровым, Б.Н.Ельцине и др.), которая выступила с резкой и публичной критикой деятельности «агрессивно- послушного большинства».

В марте 1990 г. на 3-м съезде народных депутатов СССР была отменена 6-я статья Конституции СССР, провозглашавшая руководящую роль КПСС. Тогда же, стремясь к сохранению влияния над происходящим в стране процессами, Горбачев смог добиться введения поста Президента СССР и избрания себя на эту должность депутатами съезда. Все эти события сопровождались массовыми политическими митингами, забастовками шахтеров, выдвигавших как политические, так и социально- экономические требования.

Также в марте 1990 г. состоялись выборы народных депутатов.

В 1990- начале 1991гг. стало юридически возможна официальная регистрация новых, альтернативных КПСС политической партии «Либерально- демократической партии Советского Союза» (ЛДПСС),!Союза конституционных демократов», «Демократической партии», «Либерально- христианской партии» и др.

Началось возвращение верующим религиозных сооружений и святынь. Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе. После смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена новым представителем Русской Православной Церкви в июне 1990 г. был избран Алексий ΙΙ. Изменения, произошедшие в годы «перестройки», вновь сделали церковь одним из авторитетных и самостоятельных элементов общественной системы.

В области внешней политики был провозглашен курс на разрядку международной напряженности и «новое мышление». Горбачев по традиции заявил о необходимости борьбы с военной угрозой. Укреплении социалистического содружества, поддержке национально- освободительных движений.

Однако, внешняя политика СССР начала меняться в стране после смены министра иностранных дел СССР (вместо А.А.Громыко это место занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э.А.Шеварднадзе).

Были определены основные направления внешней политики:

- нормализация отношений со сторонами Запада (в первую очередь с США);

- начало двухстороннего сокращения вооружений;

- прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов).

Так. В 1988-1989 гг. советские войска были выведены из Афганистана. Затем, после ликвидации военной организации Варшавского Договора (1 июля 1991 года в Праге, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, СССР и Чехословакии подписали протокол о роспуске Организации Варшавского договора.(Начался форсированный вывод советских войск с военных баз в Центральной и Восточной Европе).

Летом 1990 г. Горбачевым было дано соглашение на объединение Германии и ее пребывание в НАТО. (Хотя, США и ФРГ были согласны обсуждать даже вопрос о нейтралитете единой Германии (что предполагало и ее выход из НАТО).

При содействии СССР их Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы- кубинские войска. Это стало последние препятствие с урегулированием отношений с Китаем (в 1989 г. состоялся визит Горбачева в КНР, в ходе которого было объявлено о нормализации двухсторонних отношений).

Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозантике. Никарагуа.

Следует также отметить, что по мере ухудшения экономической ситуации в СССР значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам, составлявшей в 1986-1989 гг.- 56 млрд. инвалютных рублей (93,3 млрд. долларов).

А, под давление США СССР был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Иранке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии.

Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и Израилем.

Однако, нельзя забывать о том, что политика «нового мышления» имела противоречивые результаты и последствия.

С одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно- ядерной войны. Не только на Востоке, но и на Западе стали говорить о завершении «холодной войны». Начался процесс сокращения и уничтожения не только обычных, но и целых видов ядерных вооружений.

С другой стороны, в результате политики «нового мышления», из «холодной войны» вышел лишь один победитель- западные страны во главе с США. Другой участник- СССР и «восточный блок»- не просто потерпел поражение, но и прекратил свое существование. А по сути, это вело к распаду биополярной системы международных отношений, на которой долгое годы базировалась стабильность в мире.

ИСКУШЕНИЕ ДЛЯ США воспользоваться этой новой ситуацией для укрепления своих позиций в мире было слишком велико, чтобы не воспользоваться ей. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН.

Таким образом, попытки демократизации советской политической системы с отменой 6-й статьи Конструкции СССР привели к кризису и началу распада союзных структур власти. Новых образцов государственности вместо них предложено так и не было.

В период правления Горбачева внешняя политика СССР шла в след за политикой США. Это. В свою очередь, оказалось на положении СССР в мире- утратило свой авторитет, страны победителя во ΙΙ-й Мировой войне.

Социально- экономические мероприятия «перестройки» и их противоречивый характер.

«Перестройка» экономики СССР на первых порах была лишь развитием начатого при Ю.В.Андропове политического курса, который предпринял ряд мер по наведению элементарного порядка в экономике и производственной дисциплине.

Горбачев продолжил «широкомасштабный экономический эксперимент» в легкой промышленности ряда регионов и на железнодорожном транспорте. Он предполагал внедрение элементов хозрасчета. А, с учетом растущего отставания СССР в научно- технической сфере было объявлено об ускорении научно- технического прогресса.

Однако дополнительных капиталовложений в эту сферу так и не последовало(расходные статьи бюджета остались прежними). Выход из сложившейся ситуации- следовать за своими предшественниками и Горбачев призывал активнее использовать «скрытые резервы», крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование.

В стане по-прежнему оставалось все как и было: для обеспечения более высокого качества продукции было введена система госприемки (увеличен управленческий аппарат на производстве), а средства производства остались старые, только более изношены.

Поняв, что традиционные меры не дают серьезных экономических результатов Горбачев и его команда принимают решение о смене кадров управления экономикой, и разработке новой стратегии экономического развития. И эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н.И.Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты- Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян, Т.И.Заславская и др. (К лету 1987 г. работа была завершена).

Следует отметить, что реформа исходила из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее реформа предполагала внесение серьезных изменений в существующую экономическую модель.

Что же она предусматривала:

- расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

- постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе- через развитие производственной кооперации);

- отказ от монополии внешней торговли;

- более глубокая интеграция в мировой рынок;

- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств;

- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозом и совхозами- агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйства);

- возможность закрытия убыточных предприятий;

- создание банковской сети.

КЛЮЧЕВЫМ ДОКУМЕНТОМ реформ стал принятый тогда же «Закон и государственном предприятии»- предусматривавший значительное расширение прав предприятий.

С самого начала «перестройки» руководители страны объявили о социальной ориентации реформ (планы были грандиозные в сфере образовательной деятельности и в здравоохранении).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь- опережающего возможности производства роста заработной платы. Так, ее размер увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 г. (Отсутствие товаров и услуг должного качества и количества породили дефицит). Социальные проблемы в стране нарастали, как снежный ком, обрастая все новыми.(В стране введены карточки покупателя).

Всем без исключения стране стало ясно, что без перехода к рыночной экономик не обойтись.

Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демократизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г.- уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что можно было проводить их под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 гг.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более трагично (передача земли в частности собственность проходила крайне медленно и с большими трудностями, а колхозы и совхозы свои функции и выполняли плохо- возник дефицит сельхоз продукции).

Подводя итог проведенных реформ следует отметить, что ни одного из предположенных властями экономических нововведений так и не работало, в полную меру.

Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия и товаров народного потребления за границей.

Главными причинами неудач экономического реформирования в годы «перестройки» стали:

- непрерывные корректировки принимаемых экономических реформ;

- промедление в осуществлении уже принятых решений;

-начало демонтажа прежней вертикали управления экономической без создания новых механизмов управления;

- отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни;

- обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли центра;

- активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны;

- утрата населением веры в способность Горбачева добиться результатных перемен к лучшему (к лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах).

Таким образом, советская экономика в своем развитии в 1985-1991гг. прошла сложный путь от планово- директивной модели к рыночной. Это означало полный демонтаж системы управления экономической, работавшей десятки лет. Однако и экономической системы, основанной на материальном стимулировании производителя, создать так и не удалось. В результате прежние структуры управления оказались разрушены, а новые созданы не были. Коллапс советской экономики в этих условиях был неизбежен.

3.Прекращение существования Советского Союза: комплексный анализ причин. В середине 80-х гг. XX в.в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР. Таджикская. Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек- представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического. Социально- экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях горбачевской гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис времен «перестройки», охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызвала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республики, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения (Рух. На Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. К сожалению, руководство страны (Горбачева) оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках. Основными причинами обострения межнациональных отношений внутри страны являлись:

- Углубление экономического кризиса во всех отраслях;

- противоречивость национальной политики;

- ослабление руководящей роли КПСС.

Протесты населения в союзных республиках вспыхивали повсеместно: так. В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан), открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха- территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе Аз СССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками месхетинцами вспыхнул в Фергане. А в апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. И в др. местах.

И так, основными предпосылками распада СССР были:

- ослабление роли КПСС, кризис коммунистической идеологии;

- Борьба за власть между центральными и региональными политическими элементами;

- неэффективность советской экономической системы и неудачи экономических реформ;

- отсутствие разумного баланса в полномочиях центра и республик. Кроме перечисленных общих предпосылок распада СССР, в стране наблюдаются внутренние причины- политические и социально- экономические.

Политические:

- недовольство населения непоследовательным, волюнтаристским характером реформ проводимых в стране;

- кризис доверия власти, олицетворением которой по- прежнему являлась КПСС;

- конфликтном интересов общесоюзного руководства с интересами республиканских и региональных властей;

- кризис системы советских ценностей, основанных на коллективизме, интернационализме и атеизме.

Социально- экономические:

- экстенсивный характер советской экономики, для которой приоритетным являлось не удовлетворение повседневных потребностей населения, а ежегодный рост капитальных вложений в средства производства (общее благо);

- бюджетный дефицит, который был вызван, с одной стороны, сокращением мировых цен на энергоносители основная статья советского экспорта) а с другой стороны - высокими расходами государства на военные нужды и поддержку дружественных режимов в различных регионах мира (идея старая- построение социализма в других странах), а у самих проблем выше крыши.

В связи с этим в СССР с конца 80-х гг. наблюдается протест народа- «народ суверенитетов». В числе первых- республики Прибалтики (Латвия, Литва и Эстония). Уже в ноябре 1988г. Верховные Советы этих республик приняли Декларации о государственном суверенитете, позже это произошло в Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР(1990 г.).Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. Ι съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н.Ельцин, вице- президент- А.В.Руцкой.

ДЕКЛАРАЦИЯ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК о суверенитете поставили в центр политической жизни опрос о дальнейшем существовании Советского Союза.

Вместе с тем были попытки сохранить Советский Союз, так ΙV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность.

В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЕНИЕМ съезда в СССР был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза, как федерации суверенных республик. (За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании населения страны).

Однако сохранить СССР не удалось, распад союза стал необратимым после предпринятой 19-21 августа 1991 г. попытки ряда консервативно настроенных лиц в руководстве СССР совершить государственный переворот (ГКЧП), отстранить от власти М.С.Горбачева (самоустранившегося от решения вопросов государственного строительства и государственного управления) и ввести в стране чрезвычайное положение, для наведения порядка в стране и реализации народного волеизъявления- сохранить обновленный Советский Союз.

Деятельность Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) т.г. «августовский путч»- противоречила интересам союзных республик и их новому руководству. В числе первых выступила Б.Н.Ельцин, который ближе всех находился к штабу ГКЧП, он мобилизовал силы оппозиционеров и заблокировал их. Тем самым не только устранил ГКЧП, но и Горбачева от управления страной, 23 августа 1991 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности Коммунистической порти РСФСР, а с 6 ноября 1991 г.- о прекращении на территории республики деятельности КПСС и КП РСФСР.

Венцом этих событий было подписание в Беловежской пуще (БССР) 8 декабря 1991 г. совместного заявления. Президента РСФСР Б.Н.Ельцина, президента Украины Л.М.Кравчука и председателя Верховного Совета Белоруссии С.С.Шушкевича- о прекращении действия союзного договора 1992 года и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же было достигнута, между ними, договоренность о создании СНГ-Содружестве Независимых Государств. Декларация об образовании СНГ была подписана в Алма-Ате (Казахстан) 21 декабря 1991 г. Помимо РСФСР, Украины и Белоруссии, после ратификации национальными парламентами, в состав СНГ вошли все бывшие союзные республики за исключение прибалтийских (Латвия, Литва, Эстония). Видя свою безысходность президент СССР М.С.Горбачев 25 декабря 1991 г. объявил о прекращении своей деятельности на этом посту.

25 ДЕКАБРЯ 1991 Г. РСФР была официально переименована в Российскую Федерацию.

26 декабря 1991 г. Совет Республики Верховного Совета СССР принял Декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

Таким образом, «перестройка» задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни советского общества, закончилась

Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационально государства-СССР и завершение советского периода в истории нашего Отечества.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: