Анализ стихотворения (письменно)




КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ МЕДЫНСКОГО АРТЕМА 7 класс

План – 06.05.2020

Факт – 06.05.2020

Роберт Бернс (1759 -1796). Краткие сведения о шотландском поэте XVIII века. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности, неиссякаемое жизнелюбие, воплощенные в стихотворении.

Коррекционно-развивающие цели коррекция и развитие личностных качеств, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.

Тип урока изучение нового материала.

Оборудование: конспект лекции.

Основная часть урока

1) Ознакомиться с биографией автора, законспектировать (кратко) биографию

Роберт Бернс (1759–1796).

Английская поэзия XVIII в. представлена творчеством великого шотландского поэта Роберта Бернса. Сын бедного фермера, Бернс полюбил с детских лет народные песни и баллады. Учился он урывками, но читал много, все, что попадалось под руку. А в часы досуга и даже за работой, помогая отцу, сочинял стихи.

В его поэзии отразилось стремление к свободе и независимости шотландского народа, порабощенного английской буржуазией и лендлордами (помещиками):

Наша честь велит смести

Угнетателей с пути

И в сраженье обрести

Смерть или свободу!

(Перевод С. Маршака.)

Когда поэту исполнилось 27 лет, он написал первый сборник стихов о труде, скромных радостях простых людей. Сборник имел большой успех у читателей. Автора его пригласили в главный город Шотландии – Эдинбург, окружили почетом, подыскали ему должность таможенного чиновника. Но вскоре эдинбургская буржуазия поняла, что ей не найти общего языка с революционным поэтом, и постаралась от него избавиться. Бернс вернулся к себе на ферму. Когда началась революция во Франции, поэт на свои скудные сбережения купил пушку и послал ее в подарок французским борцам за свободу.

Бернс много работал, но никак не мог выбраться из нищеты. Он не хотел писать ради заработка, считая, что художник должен слушаться только веления своего ума и сердца. Долгие годы нужды подорвали его здоровье: Бернс умер в 37 лет, оставив миру и своей родине сокровищницу чудеснейших стихов и песен.

Поэзия Бернса выражает мысли и чувства простых людей – людей труда. В ней звучит вера в будущее народа:

Забудут рабство и нужду

Народы и края, брат.

И будут люди жить в ладу;

Как дружная семья, брат.

(Перевод С. Маршака.)

Стихи Бернса жизнерадостны, порой озорны, в них много тонкого остроумия.

Поэта полюбили не только в родной Шотландии, слава его распространилась по всей Европе и Америке. Особенно популярен Бернс стал в нашей стране после того, как советский поэт С. Я. Маршак прекрасно перевел его стихи и песни. Секрет обаяния его поэзии – в удивительном соединении богатства мыслей, чувств и простоты.

 

2) Знакомство с произведением автора

 

Кто честной бедности своей
Стыдится и все прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.

При всем при том,
При всем при том,
Пускай бедны мы с вами,
Богатство —
Штамп на золотом,
А золотой —
Мы сами!

Мы хлеб едим и воду пьем,
Мы укрываемся тряпьем
И все такое прочее,
А между тем дурак и плут
Одеты в шелк и вина пьют
И все такое прочее.

При всем при том,
При всем при том,
Судите не по платью.
Кто честным кормится трудом,
Таких зову я знатью,

Вот этот шут — природный лорд.
Ему должны мы кланяться.
Но пусть он чопорен и горд,
Бревно бревном останется!

При всем при том,
При всем при том,
Хоть весь он в позументах, —
Бревно останется бревном
И в орденах, и в лентах!

Король лакея своего
Назначит генералом,
Но он не может никого
Назначить честным малым.

При всем при том,
При всем при том,
Награды, лесть
И прочее
Не заменяют
Ум и честь
И все такое прочее!

Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.

При всем при том,
При всем при том,
Могу вам предсказать я,
Что будет день,
Когда кругом
Все люди станут братья!

 

I. Закрепление материала

УСТНО

Кто, по мнению поэта, «жалкий раб» и трус?

– Как понимать: «Богатство – штамп на золотом, а золотой – мы сами!?» (Золотой человек, – говорят о гордом человеке, с чувством собственного достоинства; жалким рабам и трусам свойственны лицемерие, подхалимство.)

Задание: объяснить слово «знать». (Знатные, достойные уважения для поэта те, кто кормится своим трудом, не живет за счет других.)

– Какая русская пословица уместна в этом случае? («Встречают по одежке, а провожают по уму». В стихотворении «Вельможа», Г. Р. Державина есть строчки:

Осел останется ослом,

Хоть ты осыпь его звездами,

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.)

4-я строфа.

– Всесилен ли король? («Не место красит человека, а человек место» – пословица. Никак нельзя заменить ум и честь наградами, чинами. Король не всесилен.)

5-я строфа.

– Во что верит поэт? (Придет время, когда уму и чести будет почет и уважение, верит, что наступит время справедливости и единства.)

Вывод. Мы с вами уже говорили, что честь, совесть, справедливость, честность – общечеловеческие понятия, но им противостоят лицемерие, подхалимство, несправедливость. И лучшие люди во всем мире и во все времена находили силы и смелость бороться с этим злом, которое мешало и мешает жить умным и честным людям.

 

Физкультминутка

https://yandex.ua/video/preview?filmId=15340637581810344128&from=tabbar&text=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0

Анализ стихотворения (письменно)

Род: лирика

Вид: философская

Тема: рассуждение лирического героя над вечными вопросами о бедности, богатстве, чести и разуме.

Идея: богатство - это не всегда честь, достоинство и счастье.

Текст построен на контрастах и противопоставлениях бедных и богатых людей. Автор показывает, что богатые бывают людьми неблагородными. Это доказывает, что деньги - не всегда синоним чего-то возвышенного и прекрасного, ум - не признак денежного состояния. Автор критикует установленные порядки, и ищет способ избавить людей от нищеты и бесправия.

В тексте мы встречаем большое количество художественных средств.

Эпитеты: честная бедность, трусливый раб

Повторы: При всем при том;

Риторические восклицания: Кто честным кормится трудом, - Таких зову я знатью.

Сравнения: шут - придворный лорд; бревно.

 

II. Рефлексия

III. Сообщение домашнего задания

 

Задания необходимо выполнить до 13.05.2020



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: