Использование информационно-коммуникационных технологий в органах власти.




Тимошкова Мария Ж/б-18-1-о

 

С появлением современных средств и технологий электронной коммуникации неразрывно связана задача рационализации государственной управленческой деятельности и формирования соответствующей системы ее информационной защиты. Искусственный интеллект, CALS-технологии, широкополосный Интернет, глобальные информационные сети не только существенно повышают качество управленческой деятельности, устраняют избыточность управленческих функций, стимулируют социальную активность людей и вводят их, как говорится, в «захватывающие лабиринты» глобального информационно- коммуникационного пространства, но и порождают немало проблем, дисбалансов и управленческих рисков. IT-технологии, медиатизация и виртуализация коммуникационного пространства – не только мощный технический ресурс и коллективный организатор, но с не меньшим успехом они используются в неправедных целях. Все зависит от того, кто и в каких целях использует информационный фактор, в каком порядке выстраивает и в каких пропорциях дозирует информацию, в каких формах и как ее преподносит потребителю.

Решение актуальных задач информатизации управления и овладения современными электронно-коммуникационными технологиями в соответствии с запросами современного глобализирующегося общества требует не только глубокого понимания теоретико-методологических, методических и технологических проблем электронного правительства, но и решения целого ряда сугубо прикладных правовых и организационных задач]. В том числе по защите человека от манипулятивной дискриминации со стороны патологий информационно искаженного политического и идеологического воздействия.

Термин «электронное правительство» в русском языке появился сравнительно недавно, причем в прямом переводе с английского «electronic government». Надо признать, что русскоязычный термин вряд ли можно считать удачным. В английском языке понятие «правительство» трактуется значительно шире, чем у нас. Оно характеризует не только правительство как «высший исполнительный орган государственной власти», но и систему государственного управления в рамках всего комплекса органов исполнительной власти. Поэтому, с нашей точки зрения, более строгим и удобным для российского пользователя будет трактовка термина «электронное правительство» как государственное управление посредством и с помощью средств электронных коммуникаций. Его базовый принцип – доступность для каждого члена общества, причем в любое время, в любом месте и из любого места.

Проблематика «электронного правительства», как и «электронной демократии» для нас относительно нова, хотя в мировой практике она давно получила широкое распространение, достаточно глубокую научную интерпетецию и соответствующее практическое применение. В США вопросы государственной стратегии формирования электронного правительства начали обсуждать еще в конце 1960-х гг. Концепция применения информационных технологий в глобальном управленческом плане сложилась к началу 1990-х гг. Тогда же стали предприниматься реальные практические шаги по информатизации сферы образования, культуры и науки. Затем перешли к торговле, банковским операциям. Вскоре появилась Национальная Информационная Инфраструктура, главные принципы которой –системность,доступность, удобство и информационная безопасность.

В Великобритании интернет-общение властных структур с гражданами сегодня организовано в масштабах всех 200 центральных министерств и ведомств. В Испании на базе платформы «Enterprise Content Management Documentum» налажена система регистрации прав на недвижимость. В Финляндии впервые в мире был создан национальный архив медицинских записей. В Германии создана межведомственная система «FAVORIT» для информатизации работы с документами и архивными материалами, широко практикуются площадки электронной торговли, электронные механизмы поставки товаров и услуг и решения финансово-налоговых проблем. Аналогичная картина в других странах.

Анализ зарубежного и отечественного опыта информатизации управления убеждает, что информационный продукт сегодня — один из определяющих факторов демократической трансформации и повышения эффективности управления. Вот почему так нужны социальные сети, веб-сайты, рабочие кабинеты, электронные почты, порталы, форумы, внутриведомственные и межведомственные информационные сети, электронный документооборот. За всем этим: повышение качества и доступности государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания; сокращение административных издержек; внедрения единых стандартов управленческого взаимодействия; расширение пределов открытости информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти. И самое главное: оптимизация взаимодействия органов власти различного уровня в режиме «сетевого управления и «открытого правительства, а также по линиям межведомственного взаимодействия «government to government — G2G» и «власть — частные структуры» («government to business» — G2B).

Достаточно благоприятные условия для развития электронного правительства и соответствующей медиа-среды созданы и в Российской Федерации. Посредством электронного правительства проводятся выборы, референдумы, социологические опросы, сборы подписей, доводится информации до пользователей, организуются торги, конкурсы и аукционы, осуществляются банковские операции, подаются налоговые декларации. Активизировались многофункциональные центры, появились электронные социальные карты. Для малого и среднего бизнеса сформирован бесплатный электронный сервис – бизнес-навигатор, в котором содержится информация о том, в каком регионе есть перспективные площадки для открытия своего дела, какая продукция и услуги востребованы, какую финансовую, имущественную и организационную поддержку может получить предприниматель

В числе приоритетов на будущее – создание общегосударственной (общенациональной) автоматизированной информационной системы; формирование информационно-технологической индустрии (IТ-индустрии) с соответствующей телекоммуникационной и нормативно-правовой инфраструктурой; подготовка и постоянное повышение квалификации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий; мобилизация немалых бюджетных и внебюджетных финансово-материальных ресурсов; формирование строго правового и этического поля информационного пространства. Что вполне оправдано и воспринимается обществом с большим пониманием.

По уровню распространения персональных компьютеров и доступности сети Интернет наша страна вышла на одно из ведущих мест в мире. И это при условии, что еще пять лет назад всего 20% россиян постоянно пользовались Интернетом, причем более половины интернет-трафика приходилось на 5% субъектов РФ. Сегодня ситуация принципиально иная: общее число активных интернет- пользователей составляет 56% населения страны и превысило 76 млн. человек старше 18 лет. Россия в рейтинге ООН по развитости электронного правительства 2013 г. находилась на достаточно высоком 27-м месте из 193 исследованных стран мира. Причем движение вперед мы планируем не сбавлять: к концу 2018 г. численность интернет-пользователей гарантированно должно превысить 80 млн. и составить не меньше 70% всего взрослого населения страны. Наш курс определен и государство твердо его придерживается – обеспечение всех физических и юридических лиц понятными, доступными, стандартизированными и удобными формами получения и использования информации о реальной жизни общества и функционировании государства.

В перспективе предусматривается формирование единой общенациональной телекоммуникационной инфраструктуры страны и обеспечения гарантированности населению самых современных коммуникационных услуг без непосредственного соприкосновения с бюрократическим аппаратом. Правительством утверждена концепция «российской общественной инициативы», обеспечен доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах всех органов государственной власти. Сегодня услуги в электронном виде предоставляются по линии 150 федеральных органов и всех властных структур субъектов федерации. По этой системе также работает 27 тыс. органов местного самоуправления. Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах, превысила 90 процентов. Обыденным явлением стали электронные социальные карты, медицинские полисы, страховые свидетельства, налоговые и бухгалтерские отчеты, банковские карточки. Свои личные кабинеты на порталах публичных услуг зарегистрировало более 3 млн. граждан. Причем работы на этом направлении не прекращаются.

 

Выводы:

Основные задачи в деле дальнейшей информатизации в органах власти могут быть представлены следующим образом:

1) создание центров общественного доступа к информации на базе отделений почтовой связи, региональных и муниципальных библиотек, ведомственных центров обработки телефонных обращений;

2) формирование единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами, развитие инфраструктурных сетей доступа к образованию по принципу «обучение всю жизнь»;

3) совершенствование системы подготовки специалистов, обладающих соответствующей квалификацией в сфере информатики, документоведения, лингвистики, информационного права и информационной безопасности, интеллектуальной собственности и служебной этики. Не лишено смысла предложение о создании специализированного вуза, ориентированного на подготовку кадров в сфере информационных коммуникаций – Высшей Школы Технологий;

4) обучение людей навыкам грамотного использования информационной техники, организация открытых для всех желающих компьютерных курсов

5) ужесточение ответственности за незаконные электронные слежки, торговлю заведомо конфиденциальными базами данных государственных органов, банков, частных компаний и граждан.

Представленные меры, несомненно, сделают государственное управление более гибким, рациональным, более эффективным и ответственным.

 

 

Список использованных источников:

1. Володенков С.В. Медиатизация и виртуализация современного пространства публичной политики // Коммуникология. 2016. Том 4. С. 125-136.

2. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект). М., 2015. Гл. 7.

3. Хартия глобального информационного общества. Принятая саммитом «Большой восьмерки» 22 июня 2000 г. Остров Окинава.

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г. No Пр-212.

5. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. No 601.

6. Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы. Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. No 403

7. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы). Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. No 1815-р.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: