РАЗДЕЛ 2. МОРФОЛОГИЯ
Глагол
Уважаемые студенты!
Перед Вами стоит задача самостоятельно изучить тему «Глагол», сделав конспект и выполнив упражнения для изучения и закрепления темы. Но прежде всего следует понять, для чего Вам необходимо знание темы «Глагол», оценить степень важности и востребованность данной темы в Вашей будущей профессии.
Почти во всех странах мира рецепт пишется на латинском языке, поэтому любой медицинский работник должен уметь читать и писать рецепт по-латински. В рецепте врач даёт фармацевту различные указания: «Возьми», «Смешай», «Выдай», «Обозначь» и т.д.
Не зная латинские глаголы, нельзя прочитать или написать ни один, даже самый простой рецепт.
Изучив тему «Глагол», Вы должны будете
Знать:
- неопределённую форму (инфинитив) глагола;
- деление глагола на 4 спряжения;
- образование повелительного наклонения;
- рецептурные формулировки с глаголами в сослагательном наклонении.
Уметь:
- определить спряжение, выделить основу глагола;
- образовать форму повелительного наклонения ед.ч.;
- употребить глаголы в повелительном и сослагательном наклонении в стандартных рецептурных формулировках;
- читать и переводить текст с латинского языка на русский и с русского на латинский, используя глаголы в любом наклонении.
Иметь представление:
- об образовании форм изъявительного наклонения глаголов.
Информацию по теме «Глагол» Вы можете найти в учебнике Ю.И. Городковой «Латинский язык», Р н/Д, 2000г., § 11- 24.
План изучения раздела
1.Грамматические категории глагола. Типы спряжения. Основа глагола.
2. Повелительное наклонение.
3.Употребление сослагательного наклонения в стандартных рецептурных формулировках.
|
4. Изъявительное наклонение (для специальности 060108 «Фармация»).
Запишите в тетрадь следующую информацию.
Глагол в латинском языке имеет 2 залога: genus activum (действительный залог) и genus passivum (страдательный залог); изменяется по числам (numerus singularis – ед.ч. и numerus pluralis – мн.ч.) и по лицам, т.е. спрягается.
Латинские глаголы разделяются на 4 спряжения. Принадлежность глагола к тому или иному спряжению определяется по его неопределённой форме (infinitivus), которая оканчивается:
В I спряжении на –are – signare – обозначать
Во II спряжении на – ere – miscere – смешивать
В III спряжении на – ere – dividere – разделять
В IV спряжении на – ire – audire – слушать
Если отбросить в I,II.IV спряжении конечное – re (признак неопределённой формы), а в III спряжении – ere (e является кратким соединительным гласным), то мы получим основу глагола.
Например: signare – I спряжение, основа signa-
Miscere – II спряжение, основа misce-
Dividere – III спряжение, основа divid-
Finire – IV спряжение, основа fini-
В учебных словарях обычно даётся глагол в 1 лице ед.ч. наст.вр. и конечная часть его неопределённой формы, чтобы по ней определить спряжение. Например, signo,are,I – обозначать.
Для закрепления изученного материала выполните следующие упражнения, проверьте правильность выполнения по ключу.
Упражнение 1. Определите спряжение и основу следующих глаголов
1. praescribere – прописывать 5. finire – заканчивать
2. miscere – смешивать 6. filtrare – фильтровать
3. sterilisare – стерилизовать 7. legere – читать
4. vertere – вертеть 8. docere – учить
Упражнение 2. Вставьте пропущенные гласные в неопределённой форме, прочитайте, правильно поставив ударение
|
1. d-re I – давать 6. cur-re I – лечить
2. repet-re III – повторять 7. doc-re II – обучать
3. fin-re IV – заканчивать 8. val-re II – здравствовать
4. solv-re III – растворять 9. stud-re – II учиться
5. vert-re III – переворачивать 10. labor-re I – работать
Повелительное наклонение
Единственное число повелительного наклонения образуется от неопределенной формы глагола путем отбрасывания окончания – re. Например:
Signare – обозначать, signa – обозначь.
Miscere – смешивать, misce – смешай.
Dividere – разделять, divide – раздели.
Audire – слушать, audi – послушай.
Множественное число у глаголов I,II и IV спряжений образуется путём прибавления к единственному числу окончания – te. Например:
Signa – обозначь. Signate – обозначьте.
Misce – смешай. Miscete – смешайте.
Audi – послушай. Audite – послушайте.
В III спряжении во множественном числе е перед –te заменяется кратким i.
Краткие сведения о рецепте
Медицинский работник должен уметь выписывать рецепт, а для этого прежде всего необходимо знать что представляет из себя сам рецепт, а также какая документация существует с указаниями по его заполнению. Изучая данную тему, вы должны будете
Знать:
- Формы бланков рецепта и их особенности.
- Структуру рецепта.
I. Слово «рецепт» происходит от формы латинского причастия «receptum » (взятое, полученное), производного от глагола recipere (брать, получать).
Рецептом называется специальный бланк с письменным обращением врача в аптеку, в котором изложены инструкции по изготовлению, выдаче и порядке приёма лекарства.
|
Существуют 3 вида бланков рецепта.
- Форма -107/ у
а) Предназначена для отпуска лекарств за полную стоимость.
б) На одном бланке выписываются от одного до 3-х лекарственных средств.
в) По нему можно получить лекарства от одного до трёх раз, и он действителен от десяти дней до 2-х месяцев.
- Форма -148-1/у-04
а) Предназначена для отпуска лекарств по льготной цене и бесплатно. Право на бесплатное или льготное получение лекарств имеют инвалиды и участники Великой отечественной войны, локальных военных конфликтов, больные некоторыми видами хронических заболеваний (например: сахарный диабет, туберкулёз и др.), дети до 3-х лет.
б) На одном таком бланке разрешается выписывать только одно лекарственное средство и получить его можно только один раз.
в) Рецепт выписывается в двух экземплярах и дополнительно заверяется печатью «Для рецептов» лечебно-профилактического учреждения.
Специальная форма бланка для прописи наркотических средств и психотропных веществ (список 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Эти бланки имеют серийный номер и степени защиты, водяные знаки. Заполняются рукой врача, выписавшего рецепт, а также подписываются главным врачом и заверяются печатью лечебно- профилактического учреждения. Срок действия рецепта -5 дней.
Структура рецепта.
1. Наименование лечебно-профилактического учреждения.
2. Возрастная группа (взрослый, детский- ненужное зачеркнуть)
3. Дата выписки рецепта (число, месяц, год).
4. Фамилия и инициалы больного.
5. Возраст (для детей и лиц старше 60 лет).
6. Фамилия и инициалы врача.
7. Обозначение лекарственного средства и их количества.
8. Название лекарственной формы и указания фармацевту.
9. Сигнатура (указание о порядке приёма лекарственного средства). Пишется на русском языке.
10. Подпись и личная печать врача.
Упражнение 1. Прочитайте в словаре (стр. 22) и выучите общепринятые рецептурные формулировки.
Например, Divide – послушай. Dividite – послушайте.