Задания для дистанционного обучения по литературе
Класс
26.11.2020
Тема: А.С.Грибоедов «Горе от ума». Образ фамусовской Москвы.
Цель урока: знакомство с комедией «Горе от ума».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над темой урока.
1. Перейдите по ссылке и просмотрите видеоурок: https://yandex.ua/video/preview?text=видеоурок%209%20класс%20А.С.Грибоедов%20«Горе%20от%20ума».%20Образ%20фамусовской%20Москвы.&path=wizard&parent-reqid=1606251449816448-516386244478278440700330-prestable-app-host-sas-web-yp-58&wiz_type=vital&filmId=8647290279860136951
2. Слово учителя (читать, конспект)
- А.С. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнею Москву, но и всю российскую действительность, такой какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметить черты определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов». «Антиподы» Чацкого – это гости Фамусова, «тузы», как они себя гордо зовут, «цвет Москвы».
Может быть это уважаемые мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему отечеству? Может быть, они славятся своими заслугами на служебном поприще, отличным выполнением гражданского долга, ранами, полученными на полях сражений?
Все это мы будем анализировать в комедии «Горе от ума».
Анализ 1 действия.
-Назовите основной мотив, доминирующий в 1 действии? (обман)
-Что же лежит в основе отношений фамусовской Москвы?
Анализ 2 действия.
Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой»
Деловая неделя Фамусова
-В чем противоречие деловой недели Фамусова?
-Какой вывод следует из этого?
-Кто для него пример?
Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»
-Кто идеал Фамусова?
-Как Грибоедов характеризует Максима Петровича?
-Чем готов поступиться Фамусов, чтобы стать «вельможей в случае»?
-Какое качество Фамусова здесь проявляется?
-Умен ли Фамусов?
-Что Фамусов вкладывает в понятие ум?
Формула:
Ум = случай + смекалка
Таким образом, чтобы получить какое-то положение в обществе не обязательно быть умным, главное быть в нужное время в нужном месте.
Монолог Фамусова «На всех московских особый отпечаток»
-По какому принципу Фамусов оценивает людей?
-Является ли фамусовское общество патриотами?
Таким образом, фамусовское общество не переживает за свое отечество, а каждый беспокоится лишь о себе.
Монолог Чацкого «А судьи кто?»
-Каково мнение Чацкого о дворянстве?
-Как фамусовское общество относится к простому народу?
-Почему Чацкий негативно относится к «мундиру»?
-Кто, по мнению Чацкого, должен быть судьей?
Таким образом, Чацкий осуждает фамусовское общество, называет его грабителями, мотами, преступниками.
Проблема УМА
- Умен ли Чацкий и о каком уме идет речь?
Пушкин в письме П.Вяземскому писал так: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен».
-Как вы считаете, почему Пушкин считает Чацкого неумным человеком?
Это же подметил и Пушкин. В письме к Бестужеву он писал так: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо. Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, - очень умно, но кому он все это говорит? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными людьми».
-Можно ли согласиться с этим суждением?
-Действительно ли, Чацкий не понимает ситуации, в которой оказывается?
Анализ 3 действия
-Кто антагонист Чацкого?
- Как Чацкий характеризует Молчалина?
-Так глуп ли Молчалин, как думает о нем Чацкий?
-Одинаков ли ум Молчалина и Чацкого?
Схема:
УМ
Молчалин Чацкий
житейский ум возвышенный ум
простой ум высокий ум
-Как вы считаете, какой ум важнее в жизни человека? Аргументируйте.
Анализ 4 действия.
-С какими мотивами мы сталкиваемся в 4 действии?
Возвращаемся к мотиву обмана и дороги, как и в первом действии
Таким образом, соединяя все выше перечисленное, мы постигаем философию фамусовщины:
Формула:
Фамусовщина = связи (родство/дружба) + богатство +смекалка + обман (ложь) + мотовство
III.Подведение итогов.
IV.Домашнее задание.
Выписать крылатые выражения и афоризмы из комедии и указать героя, которому они принадлежат.