В основу метода положено сравнение показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастно-половой группы стандартных оценочных таблиц данного региона. В каждом случае рассчитывается индивидуальное отклонение показателя от среднеарифметической величины в абсолютных единицах, а также сигмах – σ. Сигма (σ) – среднее квадратичное отклонение – статистический показатель, который характеризует варьирование значений индивидуальных данных вокруг среднеарифметической величины М. Чем больше варьирует признак, тем больше величина сигмы. Все расчеты удобнее произвести в соответствии с таблицей 1.
Ход работы:
Произвести измерения длины тела, веса, окружности грудной клетки.
Оценить индивидуальное физическое развитие по методу сигмальных отклонений:
найдите разность между фактическими данными и средними возрастными показателями (М) (приложение …);
разделите полученную разность на среднее квадратичное отклонение (σ) (приложение …). Вы получите сигмальное отклонение для данного показателя;
рассчитайте сигмальное отклонение для всех трех показателей.
Расчет индивидуальных отклонений
Таблица 1
Признак | Х | М | σ | Х - М | Х – М σ |
Рост, см | «+» или «-» | ||||
Масса, кг | «+» или «-» | ||||
ОГК, см | «+» или «-» |
Примечание: Х-фактические показатели обследуемого,
М – средние показатели, σ – среднее квадратичное отклонение,
(Х – М) – индивидуальное отклонение, (Х – М)/σ - индивидуальное отклонение в сигмах, которое вычисляются с учетом знака(«+» или «-»).
Построить профиль физического развития:
Антропометрическая карта (профиль развития)
-3 σ -2 σ -1 σ М +1 σ +2 σ +3 σ | ||||||||
Длина тела, см | ||||||||
Вес тела, кг | ||||||||
ОГК, см | ||||||||
низкое ниже среднее выше высокое среднего среднего |
Оформление работы. Привести все собранные соматометрические данные, производимые расчеты, построенный профиль развития. Сделать вывод.
Вывод:
1. Если профиль развития находится в пределах от +1σ до -1σ, то развитие по уровню оценивается как среднее, если профиль развития находится в пределах от +1σ до +3σ или-1σ до -3σ, то развитие оценивается как выше или ниже среднего соответственно. Если профиль развития находится в пределах от +3σ или от -3σ, то развитие оценивается как высокое или низкое соответственно.
2. По гармоничности развития. Если профиль развития находится в пределах одной сигмы (профиль укладывается в одну вертикальную графу или располагается в двух соседних), то физическое развитие оценивается как гармоничное, если между крайними показателями укладывается одна вертикальная графа, то - дисгармоничное. Если больше – то резко дисгармоничное.
Вывод:______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работа № 2
Оценка уровня физического развития по основным физиометрическим показателям
Ход работы:
Произвести измерения величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и мышечной силы кисти.
Вычислить должную величину ЖЕЛ по соответствующей формуле.
Полученные данные занести в таблицу 2:
Сделать вывод: соотнести показатели обследуемого (фактические величины) с должными.
Физиометрические показатели физического развития
Таблица 2
№ | Признак | Х | Н |
ЖЕЛ в л. | По формуле: Джел = (Р ∙ 0,052 – В ∙ 0,022) – 3,60 = … (л.) для мужчин, Джел = (Р ∙ 0,041 – В ∙ 0,018) – 2,68 = … (л.) для женщин, Где Р – рост (см), В – возраст (в полных годах) | ||
Мышечная сила кисти | Для мужчин = 45 кг Для женщин = 30 кг |
Примечание: Х – фактические показатели обследуемого,
Н – должные показатели (норма).
Вывод:______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Таблица 3
Стандарты физического развития спортсменов (М + δ)
(по данным Московского врачебно-физкультурного диспансера)
Показатели | Возраст | |||||||||
17 лет | 18 лет | 19лет | 20 лет | 21 – 25 лет | ||||||
М | δ | М | δ | М | δ | М | δ | М | δ | |
Мужчины
Рост, см | + 6,4 | + 7,0 | + 6,0 | + 6,0 | + 6,0 | |||||
Масса, кг | 63,5 | + 7,6 | 65,0 | + 7,5 | 66,0 | + 6,9 | 67,0 | +6,0 | 68,0 | + 5,6 |
Окружность грудной клетки, см | 87,0 | + 4,7 | 89,0 | + 4,9 | 91,1 | + 4,4 | 92,0 | + 4,0 | 92,0 | + 3,2 |
Жизненная ёмкость лёгких, мл | + 755 | + 755 | + 650 | + 675 | + 500 |
Женщины
Рост, см | + 6,0 | + 6,0 | + 6,0 | + 6,0 | + 6,0 | |||||
Масса, кг | 58,6 | + 6,4 | 58,6 | + 6,4 | 58,7 | + 6,2 | 60,6 | + 6,6 | 60,6 | + 6,0 |
Окружность грудной клетки, см | 85,3 | + 4,4 | 85,3 | + 4,4 | 82,2 | + 4,4 | 85,2 | + 4,4 | 84,4 | + 4,1 |
Жизненная ёмкость лёгких, мл | + 470 | + 470 | + 450 | + 450 | + 480 |
М – среднее значение, δ – среднее квадратическое отклонение
Если измеренная величина совпадает с указанной в таблице стандартов или отличается от неё в ту или другую сторону не больше, чем на величину показанного здесь же среднего квадратичного отклонения, то оценка может быть признана удовлетворительной. Если же полученная величина отличается от средней, указанной в таблице более, чем на одно среднее квадратичное отклонение (δ), то соответствующий индивидуальный признак следует считать худшим или лучшим в зависимости от того, в какую сторону от средней величины он отклонён.
Отметка о ведении протокола занятия № 2 _______________
Подпись преподавателя _____________
Тема 3.