Практическое занятие № 1
Басни И. А. Крылова
Обеспечение:
а) Тексты басен: Лягушки, просящие царя. Пестрые овцы. Воспитание Льва. Рыбья пляска. Колос. Конь и Всадник. Листы и Корни. Собака и Лошадь. Свинья под дубом. Крестьянин и Смерть. Мор зверей. Сочинитель и Разбойник. Огородник и Философ. Мартышка и очки. Ворона и Лисица. Волк и Ягненок. Волк на псарне. Кот и Повар. Щука и Кот. Обоз. Ворона и Курица и др.
б) Конспект статей (в отдельной тетради):
– Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов // Полн.собр.соч.: В 13 т. – М., 1953-1959. – Т. 8. –С. 565-591.
– Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова // Литературная критика 1800-1820-х годов. – М., 1980. – С. 68-77; или: Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985. – С. 181-196.
– Пушкин А.С. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен Крылова // Полн. собр. соч.: в 10 т. – Л., 1977-1979. – Т. 7. – С. 19-24.
План занятия:
1. Проблематика басен Крылова. Характеристика идейных и художественных принципов Крылова-баснописца. Язык и стиль басен.
2. Политическое содержание басен И.А. Крылова.
3. Басни о войне 1812 года.
4. В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и В. Г. Белинский об И. А. Крылове (общий, готовят все).
Литература:
Архипов В.А. И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., 1974. – 312 с.
Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985. – 346 с.
И.А. Крылов. Исследования и материалы. – М., 1947. – 416 с.
Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. – Л., 1975. – 388 с.
Илюшин А.А. О языке и стиле басен И.А. Крылова // Русский язык в школе.– 1973.– № 4.– С. 8-12.
Стенник Ю.В. Крылов-баснописец // История русской литературы: В 4 т. – Л., 1981.– Т. 2.
Степанов Н.Л. И.А. Крылов. Жизнь и творчество. – М., 1958. – 324 с.
Степанов Н.Л. Мастерство Крылова баснописца. – М., 1956. – 186 с.
Практическое занятие № 2
Лирика В.А. Жуковского
Обеспечение:
а) Конспекты лекций.
б) Тексты: В. А. Жуковский. Сельское кладбище. На смерть А/ндрея Тургенева/ (1803). Вечер. Певец (1811). Славянка. Песня (О, милый друг!…, 1811). Таинственный посетитель. К мимопролетевшему знакомому гению. Лалла Рук. Явление поэзии в виде Лалла Рук. Я музу юную, бывало…
в) Конспект статьи: Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 2 // Полн. собр. соч.: В 13 т. – М., 1953-1959. – Т. 7. – С. 141-222 (или любое другое издание)
План занятия:
1. Лирический герой ранней поэзии В.А. Жуковского.
2. Природа романтического двоемирия в творчестве В.А. Жуковского. Темы природы и смерти.
3. Элегия «Теон и Эсхин» как программное произведение.
4. Стихотворения – эстетические манифесты В.А. Жуковского.
Литература:
Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». – Пг., 1904; Пг., 1918 (2-е изд.).
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965. – С. 23-172.
Гуляев Н.А. Жуковский // Русский романтизм. – М., 1974. – С. 61-68.
Иезуитова Р.В. Жуковский // История русской литературы: В 4 т. – Л., 1981. – Т. 2. – С. 104-134.
Измайлов Н.В. В.А. Жуковский // История русской поэзии. – Л., 1968. – Т. 1. – С. 237-265.
Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С. 25-52.
Манн Ю.В. «Невыразимое» Жуковского // Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – С. 22-30.
Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975. – 312 с.
Шаталов С.Е. Романтизм Жуковского // История романтизма в русской литературе. 1790-1825. – М., 1979. – С. 110-144.
Шаталов С.Е. Жуковский: жизнь и творческий путь. – М., 1983. – 326 с.
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. – Томск, 1985. – 286с.
Практическое занятие № 3
Лирика К.Н. Батюшкова
Обеспечение:
а) Конспекты лекций.
б) Тексты: К. Н. Батюшков. Мечта. Послание к стихам моим. Совет друзьям. Веселый час. Элизий. Привидение. Выздоровление. Ложный страх. Счастливец. Послание Н.И. Гнедичу. Мои Пенаты. Видение на берегах Леты. Певец, или Певцы в беседе Словено-россов. Вакханка. Таврида. Мой гений. Тень друга. Умирающий Тасс.
в) Конспект статей:
– Батюшков К. Н. Речь о влиянии легкой поэзии на язык, Нечто о поэте и поэзии.
– Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 3 // Полн. собр.соч.: В 13 т. – М., 1953-1959. – Т. 7. – С. 224-253.
План занятия:
1. «Легкая поэзия» Батюшкова, ее роль в развитии русской романтической поэзии. Статья «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».
2. Формирование романтических представлений о поэте и поэзии. Статья «Нечто о поэте и поэзии» и реализация отраженных в ней идей в лирике К. Н. Батюшкова.
3. Литературная сатира К.Н. Батюшкова.
Вопросы для дискуссии и самоконтроля:
1. Что понимал К. Н. Батюшков под определением «легкая поэзия»? Каков ее вклад в развитие русского литературного языка?
2. Как идеи, изложенные в теоретических статьях Батюшкова, реализовались в его художественном творчестве?
3. Что общего и различного в реализации идеи внесословного равенства людей у Батюшкова и Жуковского?
Литература:
Афанасьев В.В. Ахилл, или Жизнь Батюшкова. – М., 1987. – 306 с.
Григорьян К.Н. К.Н. Батюшков // История русской литературы: В 4 т. – Л., 1981. – Т. 2. – С. 135-149.
Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков. Н.И. Гнедич. – М., 1987. – 268с.
Русский романтизм / Под ред. Н. Гуляева. – М., 1974. – С. 68-75.
Сандомирская В.Б. К.Н. Батюшков // История русской поэзии. – Т. 1. – Л., 1968. – С. 266-281.
Фридлендер Г.М. Батюшков и античность // Русская литература. – 1988. – № 1. – С. 44-59.
Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971. – 348 с.
Фридман Н.В. Проза Батюшкова. – М., 1965. – 264 с.
Практическое занятие № 4
Комедия а. С. грибоедова «горе от УМА»
Обеспечение:
а) Конспект лекций.
б) Текст: А. С. Грибоедов. Горе от ума.
в) Конспект статей:
– Белинский В.Г. «Горе от ума» // Полн. собр. соч.: В 13 т. – М., 1953-1959. – Т. 3.
– Гончаров И.А. «Мильон терзаний» //Собр. соч.: В 8 т. – М., 1977-1980. – Т. 8.
План занятия:
1. Проблема творческого метода. Элементы классицизма, романтизма и реализма.
2. Группировка характеров в пьесе: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические. Репетилов.
3. Чацкий. Содержание монологов и их жанровая природа.
4. Своеобразие конфликта: Чацкий и фамусовское общество, Чацкий и Софья.
5. Особенности языка и стиха комедии.
Вопросы для дискуссии и самоконтроля:
1. Согласны ли вы с пушкинской характеристикой Чацкого? Мотивируйте свой ответ.
2. Можно ли считать Репетилова пародией на Чацкого?
3. Принадлежит ли Софья к фамусовскому обществу? Почему она предпочла Чацкому Молчалина?
Литература:
Билинкис Я.С. Феномен «Горя от ума» // Русская классика и изучение литературы в школе. – М., 1986. – С. 59-69; или: Литературная учеба. – 1986. – № 2. – С. 166-174.
Борисов Ю.Н. «Горе от ума» и русская стихотворная комедия. – Саратов, 1978. – 266 с.
Зорин А.Л. «Горе от ума» и русская комедиография 10-20-х годов XIX века // Филология. Вып. 5. – М., 1977. – С. 68-81.
История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982.
Корман Б.О. Конфликт, герой и автор комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Метод и мастерство. – Вып. 1: Русская литература. – Вологда, 1970. – С. 76-92.
Литературное наследство. Т. 47-48. – М., 1946. – С. 147-212.
Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 59-91.
Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1971. – 254 с.
Петров С.М. «Горе от ума» – комедия А.С. Грибоедова. – М., 1981. – 266 с.
Пиксанов Н.К. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; «История текста «Горя от ума»…»; Прототипы «Горя от ума» // Грибоедов А.С. Горе от ума. – М., 1988. – С. 280-454.
Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983. – 338 с.