Виды экологического контроля




 

Государственный экологический контроль. В законе «Об охране окружающей природной среды» указывается, что система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием природной среды, государственного производственного и общественного контроля[9].

В пределах предоставленной компетенции государственный экологический контроль осуществляют органы представительной и исполнительной власти всех уровней, а также специально уполномоченные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Рассмотрим полномочия должностных лиц и специалистов этих органов в части реализации ими функции государственного экологического контроля на примере органов министерства природных ресурсов.

Должностные лица и специалисты комитетов по охране окружающей среды имеют право беспрепятственно посещать объединения, предприятия, организации и другие органы, требовать предоставления информации, касающейся природной деятельности, знакомиться с документами, отражающими природоохранную деятельность.

В их компетенцию входят также и другие меры, например, запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного значения, когда нарушаются нормы и правила охраны окружающей природной среды. Аннуляция лицензии (разрешения) на пользование отдельными видами природных ресурсов при нарушении условий, установленных в них, привлечение лиц, нарушивших природоохранное законодательство, к административной ответственности.

Схожими полномочиями, по существу, обладают должностные лица и специалисты других уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды с учетом профиля их деятельности. Так, государственные санитарные врачи имеют право приостанавливать или запрещать эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства до проведения необходимых санитарных и противоэпидемических мероприятий. Ветеринарные врачи вправе приостанавливать или запрещать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства.

Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства. Конституцией Российской Федерации и Законом «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложено осуществление надзора за исполнением российского законодательства, включая и экологическое законодательство, являющееся его составной частью.

Все другие правоохранительные органы в определенной мере способствуют проведению в жизнь требований экологического законодательства и оздоровлению окружающей природной среды.

Конституционный суд Российской Федерации, конституционные суды республик в соответствии с законом «О Конституционном Суде Российский Федерации» разрешают дела о согласованности федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, конституций, уставов и иных актов субъектов Федерации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе России, краевые, городские, областные, районные и иные суды рассматривают исковые заявления физических и юридических лиц о возмещении вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде, уголовные дела об экологических преступлениях.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов, автономной области, автономных округов в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» разрешают споры между юридическими лицами, связанные с причинением вреда в результате нарушений законодательства об охране окружающей природной среды.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в основном через органы милиции, в рамках предоставленной им компетенции оказывают содействие органам экологического контроля при задержании правонарушителей, изъятии у них запрещенных орудий лова, охоты, результатов незаконно добытого промысла, после чего возбуждают уголовные дела и ведут по ним предварительное следствие.

Ведомственный экологический контроль. Хозяйственные (промышленные, сельскохозяйственные) и силовые министерства и ведомства имеют структурные экологические подразделения (управления, отделы, инспекции), осуществляющие ведомственный экологический контроль на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях. Так, и составе Министерства обороны Российской Федерации имеется управление экологии и специальных средств защиты. При осуществлении контроля ведомственные экологические подразделения особое внимание обращают на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований.

Производственный экологический контроль. Обычно на предприятиях, в учреждениях и организациях приказом руководителя выделяется (определяется) должностное лицо, непосредственно отвечающее за вопросы охраны окружающей среды. Им может быть заместитель директора, главный инженер, главный технолог, главный конструктор (или другое должностное лицо). Кроме того, на предприятиях создаются структурные специальные природоохранные подразделения, службы, лаборатории, санитарные или ветеринарные инспекции и др.

Что касается очистных сооружений предприятий, то они функционируют на правах цехов или участков, являющихся самостоятельными подразделениями предприятия. На автотранспортных и иных предприятиях имеются контрольно-регулировочные пункты токсичности или контрольно-пропускные (проверочные) пункты.

Общественный экологический контроль. Такой контроль в соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды» осуществляется профсоюзными организациями, общественными экологическими объединениями (движениями), трудовыми коллективами и гражданами.

Его главной задачей является проверка исполнения требований экологического законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

Граждане имеют право создавать экологические общественные объединения, фонды, иные общественные формирования, запрашивать государственные органы власти об информации, характеризующей состояние окружающей среды и меры по ее охране. Что касается общественных экологических объединений (движений), то они вправе осуществлять общественный контроль за выполнением экологических требований и условий при организации и ведении хозяйственной или иной деятельности, создавать общественные экологические фонды и определять порядок их функционирования и расходования средств.


Заключение

 

Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы:

1. Экология - наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

2. Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит:

а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы;

б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения).

3. В последнее время все чаще в печати, на радио, телевидении одной из главных тем становится экологическая. Широкая общественность, зная о критическом состоянии окружающей среды, должна активно действовать. «Экологизация» законодательной и исполнительной власти сейчас особенно важна, поскольку первоочередная задача — сделать экологически чистые производства выгодными и, наоборот, экономически невыгодным любое пренебрежение экологическими нормами. Без этого призывы к рядовым гражданам беречь природу будут выглядеть демагогическими и вряд ли достигнут цели. Вместе с тем необходима и самая широкая просветительская работа среди граждан всех возрастов.

 


Список литературы

 

1. Бганба-Церера В.Р. Экологическая этика. - М.: Мысль, 1998. – 288 с.

2. Бганба В.Р. Социальная экология. - М.: Высшая школа, 2004. – 309 с.

3. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. – М.: СК «Сфера», 1992. – 268 с.

4. Боголюбов С.А. Управление охраной окружающей среды: территориальные аспекты. Труды ВНИИ законодательства. - М.: Просвещение, 1988. – 380 с.

5. Василенко Л.И. Отношение к природе как нравственная проблема // Экология: Пути выживания и развития человечества. - М.: Мир, 1998. – 428 с.

6. Гирусов Э.В., Мамедов ИМ. Экологическая культура. Культура: теории и проблемы. – М.: Проспект, 2002. – 445 с.

7. Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры // Экология. Культура. Образование. - М.: Новый Мир, 1998. – 352 с.

8. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». - М.: Юристъ, 2001. – 42 с.


[1] Бганба-Церера В.Р. Экологическая этика. - М.: Мысль, 1998. С. 104.

[2] Бганба В.Р. Социальная экология. - М.: Высшая школа, 2004. С. 86.

[3] Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. – М.: СК «Сфера», 1992. С. 144.

[4] Гирусов Э.В., Мамедов ИМ. Экологическая культура. Культура: теории и проблемы. – М.: Проспект, 2002. С. 241.

[5] Василенко Л.И. Отношение к природе как нравственная проблема // Экология: Пути выживания и развития человечества. - М.: Мир, 1998. С. 58.

[6] Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры. Экология. Культура. Образование. - М.: Новый Мир, 1998. С. 10.

[7] Декарт Р. Избранные произведения. - М.: Наука, 1950. С. 395.

[8] Боголюбов С.А. Управление охраной окружающей среды: территориальные аспекты. Труды ВНИИ законодательства. - М.: Просвещение, 1988. С. 15.

[9] Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». - М.: Юристъ, 2001. С. 9.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: