Я принялся ещё сильнее ругать старика: « Мои последние 300 рупий, которые я откладывал на чёрный день, я потерял их! Что я такого сделал, что судьба свела меня с таким незадачливым стариком? » Прокручивая эту мысль в голове снова и снова, я сел на скамейку — и увидел, что лошадь под номером восемь пришла первой. Я не мог в это поверить. Я был богат! Кстати, это был единственный заезд, который Гуман Сингх выиграл за всю свою жизнь.
Мне пришлось признать свою ошибку, и я стал прислушиваться к голосу более серьёзно. За весь тот день я заработал 59,000 рупий, и после последнего заезда отправился в бар на Чарни Роуд и там поглотил напитков намного больше своей обычной нормы. Я решил: « Я должен крепко держать этого садху при себе; он может помочь мне заработать миллионы !»
Смешно звучит, не так ли? Но мне отчаянно нужны были деньги. Конечно, я мог отправиться на смашан и там собрать миллионы без каких-либо особых усилий, — но я никогда не стану просить денег у духа. Здесь же был старик, который, казалось, готов обеспечивать мне победы на бегах, стоит только попросить его. К тому же он будет сам нести всю карму! Это казалось слишком фантастичным.
Когда я вернулся обратно к садху, он тут же набросился на меня, лишь только я переступил порог: « Эй, как ты смеешь пить? Что ты себе думаешь? » — и всё в том же духе. Я спокойно достал из кармана выигранные деньги, положил их у его ног и сказал: « Махарадж, пожалуйста, возьмите сколько хотите, но согласитесь помочь мне ещё раз на следующей неделе ».
Это лишь ещё больше разозлило его. Он сказал моим друзьям: « Отведите его, пусть его вырвет, и поставьте ему клизму ». Они так хорошо обработали меня, что к полуночи я был опять почти трезв. Когда я снова предстал перед садху, он был по-прежнему так разгневан, что схватил свои щипцы для огня и нанес мне ими два сильных удара прямо в правый висок. А затем он сказал мне: « Ты что, для этого рождаешься? »
|
Мне пришлось ответить « нет », поскольку под воздействием этих двух ударов я частично вспомнил свои прошлые жизни, а также достиг понимания того, зачем и где я был рождён и что от меня ожидалось в этой жизни. Вот за что я уважаю его как своего гуру — не за то, что он дал мне посвящение в мантру, а за то, что он помог мне вспомнить, кто я такой.
Наверное, здесь мне нужно объяснить одну вещь. Азартные игры оказывают катастрофическое воздействие на ум. Мясо, алкоголь, секс — всё это разрушающе действует на сознание лишь на какое-то время, последствия же азартных игр остаются навсегда. Если человек зарабатывает деньги с помощью азартных игр, на что он их тратит? На вкусную пищу, алкоголь и другие опьяняющие вещества, а также на женщин. Если же он проигрывает деньги, что происходит? Зависть, ненависть: « Этот тип обманул меня, он решил обвести меня вокруг пальца. Ну, я ему покажу! Я его разорю ». Такой человек, если он относится к низшему классу людей, становится головорезом — в буквальном смысле, — так как для того, чтобы вернуть себе потерянное, он идёт на убийство. Или же, если для него характерна большая утончённость, он уничтожает своего противника экономически. Участие в азартных играх — это одна из трёх карм, которые нельзя сжечь в той же самой жизни. Две другие — убийство гуру и изнасилование.
Так как же могли оба мои гуру — Младший и Старший Махараджи — помогать мне с помощью азартных игр? Во-первых, они никогда не поощряли этого занятия, и они всегда делали всё, что было в их силах, чтобы помешать мне. Но в обоих рассказанных мною случаях они знали, что у меня совсем нет денег, и для них это был самый удобный способ помочь мне. К тому же они хотели, чтобы я убедился в их способностях. И не забывайте: на самом-то деле это и не было азартными играми. Они заранее знали, что произойдёт, и просто передали эту информацию мне. Это скорее похоже на получение процента по вкладу, чем на участие в азартных играх. Конечно же, им придётся страдать за использование своих способностей в таких тривиальных делах, ибо никто не свободен от закона кармы. Но они знают, как свести наказание к минимуму, и к тому же такие мелкие проблемы их не беспокоят. Кроме того, у них нет привычки совершать это ежедневно — лишь единожды, в своих целях. А цели их действительно очень странные.
|
Совершив это, они спасли меня от страшной участи. Я только что сказал вам, что пристрастие к азартным играм — это неизлечимая болезнь, и ко мне это относилось в той же степени, что и к любому другому. Но они излечили меня от неё. Не то чтобы я совсем бросил играть, — я и сейчас могу сделать ставку, если вижу что-то хорошее, или когда в заезде бежит одна из моих собственных лошадей; к тому же мне нравится руководить тренировкой своих лошадей и решать, в каких заездах им бежать. Конные скачки — это великолепный вид спорта!
Но я был заядлым игроком, не поддающимся никакому контролю, и мой Младший Гуру Махарадж нашёл на меня управу. Я и сейчас играю в азартные игры, но теперь уже не моё пристрастие контролирует меня, а я его. Это не значит, что вам следует играть, — я знал всего лишь несколько человек, которые приходили на бега и уходили, не оставив там своих денег. То ли характер такой, то ли дело в уравновешенности ума. Мне повезло несказанно — мой Гуру Махарадж был готов взять мои плохие кармы на себя. Он прекрасно знал, что с ними нужно делать. Да, мои наставники — просто чудо, и они всегда были так добры и нежны ко мне, я не знаю почему.
|
Мой Младший Гуру Махарадж может быть и исключительно строгим, если это необходимо; в этом нет никакого сомнения. Несколько лет назад рядом с ним жил некий Бехари Дас, который был хорошим агхори, но отличался задиристостью, доставляя беспокойство всём другим садху в своей округе. Они часто заболевали, и Гуру Махарадж излечивал их. Бехари Дас прознал о том, что делал Гуру Махарадж, и его эго оказалось ущемлённым: « Кто этот человек, который пытается изменить то, что я делаю? Я должен убить его ». Но как его убить? Гуру Махарадж ни ест, ни пьёт, так что отравить его никак нельзя. Курит ли он ганджу? Да.
И вот однажды Бехари Дас пришёл к Гуру Махараджу, чтобы познакомиться с ним, и сказал: « Махарадж, я решил, что должен заставить вас выкурить этот чиллум с ганджей в знак моего уважения к вам ». Я случайно оказался рядом с ними в этот момент и, тут же заподозрив неладное, сказал: « Зачем Гуру Махараджу брать что-то у вас? Я выкурю то, что вы принесли ».
Бехари Дас пришёл в бешенство: « Кто ты такой, чтобы вмешиваться? Я желаю увидеть, как Махарадж выкурит этот чиллум ». Но Гуру Махарадж сказал мне: « Не переживай, Бабуджи, я его выкурю ». Чиллум зажгли, и, сделав две — всего две — затяжки, Гуру Махарадж прекратил курить и, положив чиллум большим концом на землю, сказал Бехари Дасу: « Бехари Дас, я знаю, почему ты хотел, чтобы я выкурил этот чиллум; я знаю, какую любовь ты питаешь ко мне. К несчастью для тебя, твоё время истекло. У тебя осталось всего пять минут. А сейчас убирайся из этого ашрама ». И через пять минут Бехари Дас был мертв. Что касается Гуру Махараджа, он ужасно мучился в течение шести месяцев: его тело покрылось нарывами, зрение ухудшилось и т. д.
Мне тоже доставалось от таких людей. В Бомбее живёт один человек, который трижды пытался отравить меня ганджей, смешанной с мышьяком, аконитом и другими ядовитыми веществами, — и каждый раз он попадал в больницу, а затем просил меня вылечить его. Но мне тоже приходится страдать какое-то время, так уж всё устроено.
Мой Младший Гуру Махарадж действительно необычный старик. Он исходил весь мир, но никто не знает, как он это делает. Когда один человек спросил его, был ли он в Лондоне, он ответил: « Да, у них там есть железная дорога, которая проложена под землей, я всё это видел ». А когда этот человек спросил, как давно он там был, он сказал: « Четыреста лет назад ». Что бы вы сказали на это?
Он абсолютно не такой, как мой Старший Гуру Махарадж. Он скуп, никогда не сболтнет лишнего, он просто как камень и даёт такие советы: « Стань подобным шивалингаму ». Он имеет в виду: не позволяй ничему оказывать на тебя воздействие. Ни счастью, ни печали, ничему: абсолютная непоколебимость. Если он куда-нибудь приезжает, то сидит лишь в одной комнате, никогда не покидает её и не ходит по дому. Иногда он остаётся на одном месте на протяжении двенадцати лет. Он никогда не ест и не пьёт; в крайнем случае он может выпить коровьего молока, если его очень попросить. И если он покидает какое-то место, то уже никогда туда не возвращается. Он очень старомоден и верит в чистоту и загрязнённость, ибо он по-прежнему ежедневно выполняет свою садхану. Он выполнял ужасающую садхану всю свою жизнь. Он практиковал такие аскетические методы, что даже мой Старший Гуру Махарадж признал, что во всей Индии — а это значит, что и во всём мире — нет никого, кто бы превзошёл его в этом.
Он очень строг, но любит и поиграть по-своему. Его игры — из другой эпохи: он верит в жертвоприношения и ожидает того же от других, поэтому он часто вовлекает кого-нибудь в неприятности с тем, чтобы потом вызволить этого человека из трудного положения. Конечно, на самом деле он не создаёт неприятности: он просто делает так, чтобы определённые кармы вышли из каузального тела этого человека и проявились в виде определённой ситуации. Поскольку он всегда вызывает проецирование плохих карм для очистки каузального тела от дурных влияний, это неизменно ведёт к страданию.
Никто не желает брать на себя ответственность. Все хотят наслаждаться своими хорошими кармами и избегать плохих. Однажды один человек плотно пообедал пищей, приправленной острым перцем, и заел это всё мороженым. Когда на следующее утро он присел, чтобы опорожнить кишечник, то закричал: « Вначале мороженое! Вначале мороженое !» Только когда с вами случается несчастье, вы вспоминаете Бога; в других ситуациях вы о Нём и не думаете — если, конечно, вы не являетесь истинным святым. Гуру Махарадж здесь для того, чтобы заставить людей вспоминать Бога, а не для того, чтобы делать их богатыми или известными. Если хотите, я могу дать вам письменную гарантию, что после того, как вы познакомитесь с Гуру Махараджей, ВСЕ в вашей жизни пойдёт наперекосяк. Это — его метод работы, старый, грубый метод. Но вот он такой, мой гуру.
Однажды ко мне пришёл мой друг и попросил отвести его к Гуру Махараджу. Я знал, что представляет собой этот человек. Звали его Бала Йоги (« Йог-дитя ») или Кавирадж (« Царь поэтов »), он исполнял песни, прославляющие Божественную Мать: « Джайя Амбе, Джайя Амбе » и т. д. Больше всего он любил, чтобы у него было много учениц: вы знаете, на что я намекаю. Его брат умер, и он всячески демонстрировал свою заботу о его жене. На самом же деле он вступил с ней в незаконную связь. Я подумал, что будет справедливо предупредить его, поэтому сказал: « Берегись — Гуру Махарадж может кое-что вытворить ». Но он ответил: « Ха, ты хочешь, чтобы он был только твоим. Почему бы не позволить другим людям воспользоваться его силой? Я уверен, что он даст мне то, что мне нужно ». Моё дело было предупредить его, что я и сделал.
Знаете, когда я прихожу к своему Гуру Махараджу, я ничего не говорю, просто молча сижу в уголке. Когда мне хочется уйти, я встаю и выхожу. Все считают, что я груб и дерзок и что с моей стороны глупо не посидеть с ним. Лишь он и я знаем, что происходит. Когда он последний раз был в Бомбее, он делал так, что все остальные засыпали; тогда мы с ним обменивались сообщениями, и при этом никакие слова нам не требовались.
Я, конечно, бессовестный; я вступаю в стычки со своим Гуру Махараджем. Я говорю ему: « Какая польза от ашрама? Весь мир должен быть вашим ашрамом ». И он начинает страшно злиться на меня. Только в последние несколько лет у него есть свой ашрам, и только сейчас его волосы начинают седеть. Раньше они всегда были чёрными как смоль.
Итак, мы с другом отправились к Гуру Махараджу, который тогда, в 1959 году, проживал в Бомбее. Интересно, что вам ничего не надо говорить Гуру Махараджу; всё, что ему нужно — это взглянуть на вас, и он уже всё знает. Но мой друг совершил ещё одну ошибку: он начал читать на память санскритские стихи, пытаясь похвастаться своей мудростью. Гуру Махарадж — человек, которого откопали когда-то в пещере и который провёл двенадцать лет на ветке дерева, выполняя джапу, ни единого разу не коснувшись земли. Мог ли этот посетитель научить его чему-нибудь?
Гуру Махарадж внезапно улыбнулся, написал что-то на клочке бумаги и вручил её моему другу со словами: « Всегда храни это при себе. Ежедневно обвевай эту бумагу благовониями. Сиди на ней, когда выполняешь медитацию поклонения, и клади её под подушку во время сна ». Когда мы ушли, мой друг понимающе улыбнулся мне и сказал: « Ну вот, Гуру Махарадж всё-таки сделал мне что-то хорошее ». Но я знал, что это не так. Я видел, что Гуру Махарадж собрался наказать этого человека.
И что же произошло? Кавирадж направился прямо к своей невестке, чтобы отпраздновать свою удачу сексуальными забавами, но как только женщина увидела его, она закричала: « Как ты смеешь пить бханг и затем являться сюда? Убирайся вон !»
Он взглянул на неё и сказал: « Но я сегодня не пил никакого бханга ». Она опять завопила: « Ничего не говори мне, убирайся, и всё! Никогда не хочу больше видеть тебя !» — и, дав ему пару чудных оплеух, выставила за двери. Всю ночь он провёл на ступенях дома, да к тому же остался без своего утреннего чая.
На следующий день он, плача, явился ко мне: « Посмотри, что этот твой Гуру Махарадж сделал со мной !» — на что я ответил: « А что я тебе говорил? » Тогда он сказал: « Ты должен отвести меня обратно к Гуру Махараджу, чтобы он освободил меня от этого ».
Мы отправились обратно к Гуру Махараджу, который, выслушав все жалобы Кавираджа, сказал: « Я сделал это, чтобы устранить твои кармы ». Но тот возразил: « Я никогда не просил устранять мои кармы !» Тогда Гуру Махарадж сказал ему: « Если тебе надоело, возьми эту бумагу и брось её в море ». Кавирадж так и сделал, и после этого он помирился с невесткой и зажил по-прежнему. И если кто-нибудь спрашивал у него о Гуру Махарадже, он говорил: « Пожалуйста, он подложил мне такую свинью, не хочу и слышать о нём ».
Когда Кавирадж вышел из комнаты, я спросил Гуру Махараджа: « Если вы знаете, что такие люди не могут принять то, что вы им даёте, зачем вы это делаете? » Он засмеялся и сказал: « Нет, Бабуджи, я дал ему янтру. Если бы он сохранил её, он бы порвал с этой женщиной навсегда и бросил бы свои порочные дела. И тогда он обратился бы к Богу. Он знает столько стихов и поёт такие красивые песни, что он мог бы стать святым ».
Бесполезно пытаться спорить с Гуру Махараджем. Он думает, что всё ещё живёт в предыдущей эпохе, и от всех остальных ожидает соответствующего поведения. Да, это верно, что когда твои планы рушатся, тебе приходится обратиться к Богу, но это старый, грубый метод; сейчас никто не захочет мириться с ним. В наше время только те люди, которые не способны достичь успеха ни в чём другом, обращаются к Богу: « Асамартхо бхавет садху » (Человек, больше ни на что не годный, становится садху), — но какая от этого польза? И всё же Гуру Махарадж продолжает кормить всех, кто к нему приходит, горькими пилюлями. Люди проклинают его, но его это не волнует. Лишь очень немногие способны понять его игру.
Несмотря на всё это, я по-прежнему сражаюсь со своим Гуру Махараджем. Однажды, когда я пришёл навестить его, он разговаривал с бизнесменом из Бомбея. Этот человек явился к нему со своей любовницей, игнорируя тот факт, что Гуру Махарадж очень строг в отношении таких вещей. Его нравственность — из другой эпохи. Так, когда он приехал в Бомбей и увидел за рулём машины женщину, он был так шокирован, что сказал мне: « Да, Бабуджи, теперь я точно знаю, что Кали Юга наступила ». Не представляю, что бы он сделал, если бы увидел женщину за штурвалом самолёта. Как раз когда я собирался войти, я увидел женщину, которая сидела на ступенях и плакала. Всю свою жизнь я выполняю садхану, посвящённую Ма, и я просто не в силах видеть, как женщины плачут: будто бы плачет моя собственная Мать. Поэтому я спросил её: « Ма, почему вы плачете? » Она ответила: « Садхугару (имея в виду Гуру Махараджа) не разрешает мне увидеться с ним сегодня ». Причина состояла в том, что у неё были месячные.
И тогда у меня лопнуло терпение. Я ворвался в комнату и спросил Гуру Махараджа, зачем он заставляет женщину сидеть на ступенях. Я сказал ему: « У неё просто менструации. Я — агхори. Я поклоняюсь менструальной крови, так как она обладает созидательной силой. Хотя вы и выполняли садханы агхоры, вы, похоже, забыли обо всём этом. Женщина не может зачать до того, как у неё начнутся месячные, не может она сделать этого и после того, как месячные прекратятся[6], так что сила творения находится только в них. Вы можете творить?
И не только это. Вы сидите рядом с женщиной, которая ничем не лучше проститутки, и у вас хватает совести запрещать несчастной, которая прошла столько миль, чтобы увидеть вас, входить в комнату. Кто вы такой, по-вашему? »
Человек, чью любовницу я оскорбил, попытался протестовать, но Гуру Махарадж велел ему успокоиться и сказал мне: « Вах, Бабуджи, ты действительно стал истинным агхори. Твоя агхора достигла совершенства. Я лишь велел ей подождать снаружи, так как я выполняю один ритуал, для которого необходимо соблюдение чистоты, вот и всё. Пожалуйста, пойми меня правильно ». Он улыбнулся мне, потряс головой — и весь мой гнев прошёл. Он действительно чудесный старик.
Я могу позволить себе спорить с моим Старшим Гуру Махараджем, а также с моим Младшим Гуру Махараджем, так как они несколько отличны от тех святых садху, которых вы можете встретить по всей Индии. Но даже им приходится с уважением относиться к моему истинному Наставнику. Я не скажу вам Его имя, я буду называть Его просто « мой Махапуруша », поскольку я люблю Его как своего собственного. Хотя я относился к двум описанным выше людям как к гуру, они никогда не давали мне гуру-мантру. Мой Махапуруша является моим настоящим гуру.
Знаете, я повидал всех так называемых великих святых, но после того, как я узнал Его, никто из них больше не интересует меня. Если вы спросите моего Младшего Гуру Махараджа о моём Махапуруше, он скажет: « Это сам Бог ». Если вы спросите о Нём моего Старшего Гуру Махараджа, у него на глазах выступят слёзы, и он скажет: « Если вы можете дать мне хоть один разок взглянуть на Него, я сделаю вас самым богатым человеком в мире », — и он может сделать это. Рост моего Махапуруши составляет девять метров. Его глаза огромны, как кисть вашей руки, голова — величиной с грудь. Я часто сидел у Него на ладони, и мне было очень удобно, как будто я был маленьким карликом. И мы играли вместе с Ним — а тогда я весил 100 килограмм. Однажды Он сказал мне: « Я хочу посидеть у тебя на коленях ». Боже мой, как я испугался, я боялся, что мои кости сломаются! Но когда Он сел, я не почувствовал веса даже лепестка розы: было такое впечатление, что на мне лежит невесомое перышко.
Мой Махапуруша верит в удовольствие и удовлетворение желаний, чтобы от них не оставалось и следа. Иногда мы сидели с Ним в Гирнаре, и Он говорил: « Давай позавтракаем в « Максиме ». Закрой глаза ». Я закрывал глаза, а когда открывал их, мы уже сидели в парижском « Максиме » за прекрасно сервированным столом. При этом он уменьшался до обычного человеческого размера. Мы наслаждались прекрасным завтраком из двенадцати блюд, а затем — обратно в Гирнар.
Однажды, когда я только закончил выполнение очень жёсткого ритуала и сидел, слегка скучая, Он подошёл ко мне и сказал: « Почему ты унываешь? Пошли! Давай насладимся мирскими радостями !»
Я спросил: « А куда мы идём? », — и Он сказал: « Замолчи и закрой глаза ». Я повиновался, и когда снова открыл их, то увидел, что мы очутились в Испании. Я был потрясён до глубины души. Мы оба были одеты как испанцы и отправились в ночной клуб. Там было так много прекрасных сеньорит. Всю ночь напролет мы танцевали с ними танго. Все мужчины сбились у стен клуба и наблюдали за нами широко раскрытыми глазами! Как они завидовали! Музыканты играли « Ла Палома ». После того, как мы станцевали танго несколько раз подряд, мой Махапуруша многозначительно взглянул на меня, мы вышли на улицу и — раз! Мы снова в Гирнаре. Мирские удовольствия наряду с садханой — вот это гуру!
Он очень далеко, далеко впереди. Я выкуривал двадцать фунтов ганджи в день, так как я знаю мантру, которая нейтрализует негативные последствия этого. Но Ему мантры не нужны. Никто не может познать Его. Даже не говорите на эту тему. Когда в Гирнаре Он частенько сидел в обществе садху, то обычно доставал свою трубку — слоновий бивень — и набивал её ганджей. Затем он раскуривал трубку, заканчивал её в одну затяжку и, бросая её высоко в воздух, кричал: « Джай Гирнари !» — и исчезал. Он не подвержен абсолютно никаким ограничениям.
Однажды мы сидели с Ним в кругу садху, и один старый факир начал жаловаться, что нет больше никого, кто мог бы совершать чудеса, как великие святые прошлого, особенно в области сотворения золота.
Мой Махапуруша ничего ему не сказал, но, указав на Нанди (Нанди — бык Шивы. (Прим. ред.)) близлежащего шиваитского храма, произнёс: « Вставай !» И каменный бык встал. Мой Махапуруша сказал ему: « Ты был голоден столько веков. Поешь !» — и бык стал есть растущую возле него траву. Затем: « Пей !» — и бык стал пить воду. Наконец быку было велено: « Подойди к старому факиру и дай ему что он хочет !» Бык иноходью направился к факиру, который сидел, широко раскрыв рот от изумления, повернулся к нему задом и испражнился — чистым золотом. Когда он закончил, Махапуруша сказал ему: « А теперь возвращайся обратно и жди », — и бык вернулся на свой пьедестал, сел и вновь стал полностью каменным, ожидая следующего раза, когда его пробудят ото сна.
У старого факира в глазах стояли слёзы, но мой Махапуруша исчез. Его метод обучения — это тоже нечто необычное. Вначале Он заставляет вас сесть, велит вам закрыть глаза, а затем наносит шлепок своей левой рукой. Вы входите в транс, а когда через несколько часов или несколько дней пробуждаетесь после него, Его уже нет, но по теме, которой Он вас обучал, вы знаете абсолютно всё. Не спрашивайте меня, каким образом это происходит. Конечно же, Он никогда не ест и не пьёт, Его единственное наслаждение в жизни — покурить ганджу.
Однажды к Нему пришла бедная девушка, которую родители били за то, что она воровала у них еду. Ей приходилось это делать, так как она была постоянно голодна. Он сказал ей: « Ма, зачем ты так волнуешься? Возьми это — и тебе никогда больше не нужно будет ни есть, ни пить », — и протянул ей щепотку пепла из своей сумки. И всё было так, как он сказал. Когда я был в Гирнаре, я встретил эту девушку, и она сказала, что действительно с того дня совсем ничего не ест и не пьёт.
Но мой Махапуруша оставил Гирнар, и никто не знает, где Его можно найти, — кроме меня. Он принадлежит мне, а я принадлежу Ему, мы приятели.
Всем, чего я достиг в этой жизни, я обязан моему Махапуруше. Он присматривает за мной с самого моего рождения. Он делает это через Харанатха Тхакура, гуру моих родителей. Задолго до встречи с моими родителями и до того, как он стал гуру, Харанатх проезжал через Кашмир в запряжённой одной лошадью повозке. Во время одной из остановок он внезапно упал. Он знал, что умирает, и действительно умер. Когда Харанатх был уже мертв, ему явился мой Махапуруша, о котором он никогда ничего не знал. Позже всю эту историю я узнал от своего « Большого Папы ». Так вот, мой Махапуруша спросил его: « Ты знаешь, что ты мертв? » Харанатх ответил: « Да ».