Тулсидас ответил: « Да, я хочу подхватить болезнь преданности. Отведи меня к Господу Раме или убей меня, если не можешь. Я не хочу жить ».
При упоминании имени Рамы Анджанея немедленно всё понял. Вскоре Тулсидас нашёл Раму, и всё благодаря обычному духу на дереве пипал.
С якшини вам следует обращаться таким же образом. Не смотрите на неё с похотью, относитесь к ней, как к собственной матери, и она будет относиться к вам, как к сыну, и любить материнской любовью. Если якшини приняла вас в качестве своего ребёнка, вы можете спросить её: « Ма, не можешь ли ты показать мне, где я могу найти Анджанею? » — или какую-либо йогини, какого-либо сиддха, — кого пожелаете. Скорее всего, она не будет этого знать — если бы она знала, она сама уже была бы там, — но она может знать, к кому вам можно обратиться, как это было в случае с маленьким духом Тулсидаса.
Один из моих старых приятелей много лет донимал меня просьбами обучить его каким-нибудь ритуалам. В конце концов я дал ему посвящение в мантру, которая позволяла ему легко обращаться с самыми ядовитыми змеями и даже лечить змеиные укусы, но ему этого было недостаточно, он требовал большего.
Я знал, что между мной и им существовала рнанубандхана, связанная с передачей знаний, поэтому я постарался удовлетворить его интерес. Однажды я велел ему пойти на берег моря и сесть там на камень, поставив рядом с собой сосуд с водой. Я сказал ему: « Всё, что тебе нужно сделать, — это предложить воду тому, кто подойдёт к тебе ».
Он ответил: « Ха! Не беспокойся! Я через всё это уже прошёл, но всё же проделаю в качестве формальности ». Он был так уверен в своём успехе. Мне оставалось лишь с недоверием покачать головой. Сам я сел неподалёку от него и стал наблюдать. Через некоторое время к нему подошла пожилая женщина и попросила воды. Он не мог ничего сделать, только смотрел на неё, открыв рот, руки и ноги его дрожали. Он не мог двинуть ни одной мышцей. Женщина опять попросила: « Сынок, дай мне хотя бы глоточек воды ». Никакого ответа. В третий раз она попросила воды, и в третий раз не получила ответа. Тогда она печально пошла прочь, в то время как мой приятель пребывал в состоянии оцепенения.
|
Я подошёл к нему и сказал: « Ну, как насчёт формальностей? » К сожалению, он не мог ответить мне, он всё ещё был онемевшим от ужаса. Я попытался второй раз заставить его проделать то же самое, но история повторилась, и тогда я сказал ему: « Ты не можешь сделать этого; значит, не судьба. Почему ты этого не хотел понять? » И с тех пор я никогда не пытался проделать это с кем-либо ещё, ибо я знаю заранее, каков будет результат. Чтобы вы знали: пожилая женщина была вовсе не женщиной, а якшини. Я попросил её явиться в виде старухи, так как если бы она приняла облик молодой девушки, этот тип сошёл бы с ума и попытался бы взгромоздиться на неё, и тогда он действительно погубил бы себя. А кому досталась бы вся эта карма? Мне! Так что я умыл руки и сказал: « Больше никогда ничего подобного !»
У меня было чувство, что мой приятель сможет отнестись к якшини, как к матери, и тогда она могла бы научить его многим полезным вещам. Кстати, он не был обычным человеком: к тому времени он уже выполнил несколько миллионов джап мантры, посвящённой Ма, и я просто попытался ускорить его духовное продвижение, но судьба распорядилась по-иному. Хотя якшини была в облике старухи, мой приятель всё же смог ощутить её громадную силу, но сам он оказался слишком слаб, чтобы вынести её. Не то чтобы ему угрожала какая-то реальная опасность: я был рядом и наблюдал за ним. И, кроме того, я договорился с якшини, что она не будет причинять ему вреда.
|
Я не устану повторять: не трогайте духов ради баловства. Если даже этот человек не смог вынести якшини, несмотря на свою многолетнюю практику, что будете делать вы, когда к вам явится пусть даже маленький дух? А духи — это ещё наименее значительные из эфирных сущностей.
Конечно, если у вас есть компетентный гуру, то это другое дело. Поэтому я всегда буду с восхищением вспоминать своих собственных наставников, — они были чудесны, действительно изумительны. Их уроки носили очень системный характер. Например, садха-на, посвящённая божествам, в сотни раз сложнее садханы, связанной с духами. Несомненно, божества относятся к более высокому уровню, но какая польза от знакомства с ними, если их очень трудно достичь?
Вы должны использовать свои мозги. Если вам удалось достичь успеха в садхане духа, этот дух может помочь вам в вашей садхане божества. Польза от этого будет и вам и духу. Разве это не лучший путь?
Или же, если хотите, вы можете выполнять садхану, связанную с йогини. Существуют шестьдесят четыре йогини, которые действуют в качестве служанок или компаньонок великих Богинь. Смашан Тара является одной из таких великих Богинь. Йогини может сама многому научить вас, она может сделать вас бессмертным, может во мгновение ока отнести вас в Гималаи и обратно, обеспечить успех в других садханах. При её посредничестве вы можете добиться аудиенции у одной из великих Богинь.
|
Я всегда предпочитал духов и божеств женского рода, — по той простой причине, что я смотрю на каждую женщину, в эфирном или в человеческом теле, как на свою собственную мать. Всё женщины являются в конце концов отражением Божественной Матери, и на этом пути вы не можете ошибиться и погубить себя. Когда ваша мать довольна вами, она сделает всё, чтобы ускорить ваше процветание, физическое или духовное. В этом состоит высшая природа материнской любви. Я думаю, что это — лучший путь выполнения садханы, особенно в агхоре.
Теперь вы понимаете, что смашан садхана является лучшей из всех? Чем дольше вы сидите на смашане, тем больше вы узнаёте о смерти, а это даёт вам знания и о жизни. Некоторые из вещей, которые вы видите там, способны разорвать ваше сердце, — но вы должны пройти через них. Есть особый вид садханы, который выполняется только в определённую ночь, раз в году. Вы повторяете специальную мантру, и вокруг вас собираются сотни мёртвых детей. Сотни! Некоторые из них были убиты, другие погибли в результате несчастного случая, умерли от болезни. Они толпятся вокруг вас и плачут: « Дай нам! Дай нам !» И тогда вы должны разрезать себе палец и бросить им небольшое количество крови, совсем немного, чтобы дать им удовлетворение. Вам нужно заранее приготовить от сорока до сорока пяти килограммов конфет, и когда вы будете бросать их детям, они будут ловить их — это такое зрелище! После того, как они всё съедят, вы спросите их: « Вам достаточно? » Они ответят: « Да », — и спросят вас, чего вы хотите.
И здесь начинается опасная часть. Если вы попросите у них что-либо, они в конце концов вернутся и настоят на том, чтобы выполнить для вас какую-то работу, а вы никогда не сможете принять её. Не просите у них даже знаний или помощи в поисках божеств. Если они добровольно делятся с вами какой-то информацией, это хорошо, — но сами ничего не спрашивайте. Если вы зададите даже один вопрос, вам придётся повторять всю эту процедуру ежегодно в одну и ту же ночь. Если вы не станете этого делать, вы сами не будете знать, откуда получили удар. И если вы примете от них что-то, будь то информация о колебаниях на фондовом рынке, о результатах скачек или что-то ещё, вам придётся очень туго.
Так что никогда ничего не просите. Напротив, пытайтесь сами помочь им. Они ведь всего лишь дети! Может ли отец или мать взять что-либо у своих детей? Конечно, сейчас родители используют своих детей для выполнения своих прихотей и капризов, но это не настоящие родители. Относитесь к этим детям-духам, как к своим собственным детям. Представьте, что вы увидели своего собственного ребёнка в таком тяжёлом положении: смогло бы ваше сердце вынести это? Разве вы не забыли бы об опасности, угрожающей вашей жизни, и не попытались спасти его? Если вы — настоящий родитель, вы поступили бы именно так. Вы можете помочь этим детям, выполнив за них садхану. И вам будет от этого польза. Ваша собственная садхана ещё больше укрепится благодаря предпринятым усилиям, ваша рнанубандхана с этими детьми будет оборвана, и когда они смогут найти себе чрево и родятся вновь для продолжения своей эволюции, те благословения, которые они дадут вам, будут чем-то поистине уникальным. Даже за миллиарды вы не купите такого благословения или такого удовлетворения от вида улыбающегося ребёнка. И вы всё больше будете приближаться к божеству, которое ненавидит забирать детей, к Повелителю смашана — Махакале.
ГЛАВА 8
АВИШКАРА
Однажды один из моих друзей спросил меня: « Есть ли хоть одно мгновение в течение дня, когда ты не выполняешь авишкару? » Что я мог сказать ему? Знает ли он ту чудесную радость, которую приносит авишкара? Он не может и вообразить её, поскольку он в действительности не знает, как любить.
Авишкара
Когда я говорю, что духи могут быть полезны, я уверен, что вы не можете даже представить всего, что стоит за этим заявлением. Позвольте мне объяснить вам это следующим образом. Почему мы, индусы, поклоняемся каменным, металлическим или деревянным образам своих божеств? Мы поклоняемся не самому изваянию, — мы просим божество явиться в Его (или Её) эфирной форме и войти в изваяние, на котором мы можем затем концентрироваться в процессе практики поклонения. Мы обращаемся с образом, как с живым существом, поскольку при совершении ритуала, именуемого прана пратишта, прана, то есть жизненная сила, действительно переносится на образ.
Вы не просто берёте любой образ и пытаетесь наполнить его праной. Первое, что вы должны сделать, если желаете выполнить прана пратишту, — это бхута шуддхи. Это значит вы должны устранить всех грязных, доставляющих беспокойство духов. Я не говорю — « злых », потому что ни один дух не является на самом деле злым. Но некоторые из них настолько несчастны, что пытаются причинить вред без всякой причины, подобно тому, как бешеная собака кусает каждого, кто попадается на её пути. После выполнения бхута шуддхи необходимо произвести очищение земли, где будет помещено изваяние. Прана пратишту следует производить только тогда, когда всё будет очищено. Однако потребуются годы и годы, чтобы каменное изваяние ответило вам, поскольку даже после того, как оно насытится праной, необходимо снова и снова призывать божество. И только в том случае, если поклонение совершается непрерывно, Он или Она войдёт в изваяние навсегда. Конечно, если до вас образу поклонялся какой-либо сиддх, или Махапуруша, или какое-то другое бессмертное существо высшего ранга, вы получите все блага такого поклонения, — но где же вы найдёте такой образ?
Для того, чтобы избежать этой проблемы, вы можете совершать поклонение ментально, при помощи своего тонкого тела. В результате длительного поклонения ваше тонкое тело примет форму того божества, которому вы поклоняетесь, и тогда вы сможете достичь цели. Этот путь намного лучше, поскольку здесь нет никаких внешних образов, которые могут разбиться или загрязниться; есть только ваше внутреннее « я », неподвластное никакому внешнему загрязнению.
Таким образом, вы можете или поклоняться изваянию, которое было наделено жизнью посредством практики, или же вы можете использовать своё тонкое тело, которое и так уже обладает жизнью. Есть также третий путь, о котором, я уверен, вы никогда даже не подозревали. Божество может войти в тело человека, и вы можете поклоняться Ему или Ей в этом виде. При этом вы легко достигаете успеха в своей садхане, божество получает удовлетворение, а человек, в чьё тело оно входит, наслаждается игрой со своим Возлюбленным или Возлюбленной и к тому же достигает очищения. Кроме божества, вы можете призвать дух какого-нибудь святого или факира, который может выполнить для вас множество мирских поручений. Разве это не полезно? На санскрите это именуется « авишкара », на хинди и урду — соответственно « байтхак » и « хазри ».
Хорошо, если тело, в которое входит божество, оказывается подготовленным к этому в результате длительных садхан, — но это не обязательно. В Бриндаване многие труппы актёров исполняют Рас Лилу — историю игр и забав, которые Кришна устраивал с пастушками. Кришну играет самый красивый мальчик десяти-двенадцати лет, какого только можно найти. Каждый день он отождествляется с Кришной. Если бы вы начали поклоняться ему, выполняя соответствующие ритуалы, уже вскоре в его теле поселился бы настоящий Кришна и вы могли бы поклоняться непосредственно Ему. К сожалению, никто никогда даже не думает об этом, все заняты поклонением камням. И, кроме того, этим труппам, чтобы выжить, приходиться играть для богатых торговцев. Пока идёт пьеса, торговец проявляет почтение к мальчику, как если бы это был сам Кришна, но когда представление заканчивается, он идёт к менеджеру труппы и говорит: « Возьми эти деньги и дай мне мальчишку, который играл Кришну. Я хочу поддать ему жару сзади ». Как только такая мысль может прийти кому-то в голову?
Для выполнения авишкары вам даже не нужен человек. В тот день, когда совершается поклонение Ганеше, я иду в зоопарк и собственноручно кормлю слонов. Я угощаю их тем, что они любят, в частности, сахарным тростником. Повторяя определённую мантру, я заставляю Ганешу войти в тело слона и, выражая почтение слону, я поклоняюсь Ганеше. Разве это не лучше, чем поклоняться камню? Не только Ганеша будет удовлетворён: слон также оценит то, что его накормили, и по-своему благословит меня. Так что мне повезёт вдвойне. Рошни также научилась этому у меня — она даже залезает на забор, чтобы пробраться внутрь вольера со слонами, и кормит их прямо там.
Если вы сами желаете выполнять авишкару, вам нужно создать внутри себя духовный вакуум, иначе как сможет другая индивидуальность войти в вас и взять под свой контроль? Чтобы добиться результата, вы должны « потеряться », поскольку дух или божество может войти только в том случае, если вы пусты. Сверхдержавы заняты тем, что создают политические вакуумы, чтобы затем заполнить их; вы должны сделать то же самое на духовном уровне.
Затем вам необходимо осуществить отождествление с духом или божеством, которое вы призываете. В самом начале выполнения авишкары вы должны надеть на себя все одеяния и аксессуары, которые характерны для выбранной вами индивидуальности. Если ваше воображение не отличается большой силой, эти вспомогательные средства могут помочь вам. Например, когда один человек, которого я знаю, выполняет авишкару Каладжи Ратхода, одного из раджпутских генералов, он одевается в одежду индусского князя 400-летней давности и берёт в руки кавалерийскую саблю. На голову он надевает раджпутский тюрбан и предлагает всем присутствующим воду с растворённым в ней опиумом, — любимый напиток генерала.
Это — низшая форма авишкары. Промежуточная стадия — это когда вы можете совершить самоотождествление ментально, непосредственно, без каких-либо физических деталей. Если вы действительно восприимчивы, для осуществления авишкары может оказаться достаточной соответствующая музыка. И высшая степень мастерства — это когда вы достигаете такой степени настройки, что дух или божество является при одной только мысли о нём.
Вначале вы не можете сами решать, кто явится и когда: эти существа уходят и приходят, как им вздумается. По мере обретения мастерства вы обращаетесь к определённым духам или божествам с просьбой войти в вас в какое-то конкретное время. Когда же вы достигаете совершенства в этом деле, эфирные сущности сами просят вас позволить им войти, они ведь так любят всевозможные игры. И в этом — вся прелесть этой практики. И, наконец, вы достигаете такого состояния, когда нет необходимости в каких-либо формальностях авишкары: духи и божества всегда с вами, они приходят и уходят, как того требуют обстоятельства.
Во время авишкары субъект теряет представление о своём земном существовании. Впоследствии его тело начинает испытывать ужасные ощущения, поскольку авишкара сопровождается громадным нервным напряжением, — но его это нисколько не волнует. Если он выполняет авишкару божества, он пребывает в состоянии полнейшего блаженства; ни одна капля эго не отделяет его от его возлюбленного божества. В течение нескольких часов после авишкары человек чувствует себя опустошённым, пока его старая индивидуальность вновь не восстановится в теле. Рамакришна Парамахамса любил входить в махабхава самадхи, высшее эмоциональное состояние, и предаваться играм с Божественной Матерью Бхаватарини, но в конце его жизни его ученики всячески препятствовали этому, чтобы спасти его тело. Его же самого тело никогда не интересовало.
Вы не можете позволить себе заботу о своём теле, если вы хотите выполнить действительно хорошую авишкару. Во время авишкары тело субъекта способно совершать и выносить такие вещи, которые в обычном состоянии никогда не были бы для него возможны. Есть один человек, которого знают многие из моих « детей » и которого мы зовём Дас Бапа. Когда он выполняет авишкару Махакалы, он рассекает свои руки, шею и язык, из ран ручьем течёт кровь, но он ничего не чувствует, пока находится в этом состоянии. И даже потом у него не возникает никаких проблем, поскольку раны закрываются автоматически и очень быстро заживают. Когда в него входит Анджанея, он может выпить полное ведро горчичного масла с 500 граммами окиси ртути, растворённым в нём, и с ним ничего не случается. Такова сила Анджанеи.
Однажды несколько горожан решили испытать Дас Бапу. Они сказали ему, что собираются соорудить костер, в который он должен будет прыгнуть. Если Анджанея действительно войдёт в его тело, то никаких ожогов не будет, и только тогда все поверят ему. Вскоре костер был готов, и как только Анджанея вошёл в Дас Бапу, тот прыгнул прямо в огонь и оставался там примерно в течение часа. А кто же обгорел? Люди, которые заставили его сделать это и которые стояли рядом и наблюдали. Всё, что они хотели, они увидели.
Когда Дас Бапа выполняет авишкару одного духа по имени Бхима Бапа, его тело пеленают в саван, подобно трупу. Когда начинается авишкара, тело вскакивает со своего места, несмотря на то, что его руки и ноги связаны. Дух, о котором идёт речь, очень любит сигареты и курит их сразу по пятнадцать штук. Как-то раз один человек, наблюдавший всё это, решил позабавиться и выразил желание, чтобы Бхима Бапа немедленно кое-что выполнил. Дух сказал: « Хорошо, если ты не веришь, что я всё могу, попробуй встать со своего места ». И тот не смог.
Три или четыре человека пытались поднять его, но не смогли. Тогда через некоторое время дух сказал этому скептику: « Мы все собираемся уходить. Если тебе так интересно, почему ты не идёшь с нами? » На глазах у бедняги появились слёзы, и тогда ему наконец-то было позволено встать. Это было настоящее доказательство способностей Бхима Бапы. Вы всегда должны тщательно исследовать эти вещи. Если вы просите явиться божество, вы должны убедиться, что явилось действительно божество, а не мелкий дух низкого ранга, который может маскироваться под божество и дурачить вас.
Возьмите для примера опять же Дас Бапу. Когда он однажды захотел выполнить авишкару Горакхнатха, он оделся в точности как натхи: чёрный платок, пепел на лбу, бечевка вокруг пояса, колокольчики на ногах, в руках — щипцы для огня, тоже с колокольчиками. Он выкурил довольно много ганджи, а затем начал кричать: « А-а-о, аа-о, аа-лек, аа-лек », — в точности так, как это делают натхи. При этом он размахивал щипцами у себя над головой и ударял ими себя по плечам, шее и голове. Всё это ему нужно было для того, чтобы в достаточной степени отождествиться с Горакхнатхом и позволить ему войти в своё тело.
Во время совершения авишкары ему нужно было пересечь канал для воды на дне пещеры, в которой мы все сидели. Несколько человек поднялись со своих мест, чтобы помочь ему перейти через него, опасаясь, что он может споткнуться, но я сказал, чтобы они сели обратно. Если здесь Горакх, то он никогда не упадёт — в конце концов, он же натх, — но если явился какой-то дух, то падение неминуемо. Оказалось, что в этот раз явился действительно Горакх, но всего на несколько минут. Потом появился небольшой дух и начал забавляться. Я знал это, так как видел все признаки этого: например, он отдал щипцы кому-то другому, чтобы тот потрясал ими, пока он будет говорить. Разве Горакх отдал бы когда-нибудь свои щипцы Для огня человеку? Никогда. Далее: всё, что он говорил, относилось к самому Дас Бапе. Мог бы Горакхнатх опуститься до такой посредственности? Кроме того, в глазах Дас Бапы я также заметил некоторые тонкие изменения. И, наконец, на очень многие вопросы он давал неверные ответы. Горакх никогда бы не ошибся.
Я люблю выполнять авишкару, потому что она даёт мне возможность насладиться игрой с моими любимыми божествами: Анджане-ей, Ма, Горакхнатхом. Но я никогда не соблюдаю внешние формальности; я считаю, что если вы можете ходить на своих ногах, костыли вам не нужны. Однако если играет музыка, мне это нравится; кроме того, я использую благовония, поскольку божества « питаются » при помощи обоняния. Музыка может быть любая, соответствующая данному случаю. Для авишкары Анджанеи я предпочитаю религиозные песнопения, для авишкары Ма — песню из одного фильма на хинди, которая всегда вводит меня в это состояние, если я не предпринимаю никаких мер. Необходимо указать на опасность вхождения в авишкару во время вождения автомобиля на большой скорости при включённом радио.
К сожалению, я не могу выполнять авишкару божеств очень часто, поскольку это — очень сильная нагрузка на нервную систему; после этого мне всегда хочется оставить это жалкое существование и перейти к более значительным вещам — вы думаете, это единственное место, где я могу предаваться играм? Прежде, чем я умру, я хочу завершить некоторые проекты, поэтому мне приходится ограничивать свою авишкару. Но я часто выполняю авишкару давно умерших садху и факиров. Это очень интересная практика.
Предположим, я хочу выполнить авишкару монгольского императора Акбара. К настоящему времени Акбар должен был уже принять множество рождений и сейчас, наверное, находится в воплощённом состоянии. Когда я призову дух Акбара, тело, в котором он сейчас пребывает, потеряет сознание. Не имея индивидуальности, с которой оно могло бы отождествляться, как оно может выражать себя? Пока будет продолжаться авишкара, тело будет оставаться в инертном состоянии, но как только Акбар покинет меня и вернётся в тело, оно сразу же пробудится, так и не узнав, что же произошло. В своём нынешнем положении Акбар может и не знать, что он был когда-то Акбаром, — в этом нет необходимости. Но все старые записи по-прежнему хранятся в каузальном теле, и именно это мне и нужно. Так что меня не интересует нынешняя индивидуальность Акбара, она выполняет свою собственную работу.
Я очень люблю Кинарама, он очень мягкий и милый человек, идеальный агхори. Но для мирских целей всегда лучше использовать духи мусульман. Мусульмане живут ради эмоций, и после смерти они всегда более игривы. Индусы, напротив, после смерти обретают устойчивость, и если они захотят сделать вас богатыми, они не будут спешить, так что вы сможете « переварить » своё новое богатство прежде, чем впадёте в раж. Но если мусульманин решает обогатить вас, он говорит: « Каковы бы ни были последствия, я хоть раз, но сделаю тебя процветающим, как я сам ». Мне даже не нужно просить их об этом, для них естественно одаривать роскошью. Я часто выполняю авишкару Низамуддина Аулии из Дели, а также Абдулы Куадр Джелани, одного из самых известных святых Ирака. Но, думаю, всё же моим любимцем является Акбар; здесь, должно быть, существует какая-то рнанубандхана.
Когда я выполняю авишкару Акбара, я всегда надеваю тюрбан, сам завязываю его; все эти современные готовые тюрбаны не для меня, спасибо. Тюрбан мне нужен не для того, чтобы усилить концентрацию: Акбар был императором Индии, и если я хочу предаться игре с ним, я должен таким образом выразить ему почтение. И я действительно предлагаю ему в качестве подношений то, что предлагают императорам. Те, кто приходят наблюдать авишкару, тоже должны вести себя так, будто перед ними на самом деле находится Шаханшах Мохаммед Джалал-уд-дин Акбар, Джаханпанах, Алам-парах, Кхудаван, Мере Дил-э-субахни, Махабали.
Представьте, что вы пришли навестить меня и мы решили заняться авишкарой. Как только Акбар явится, вы это узнаете по моим глазам: они слегка изменят цвет, а взгляд, направленный прямо в ваши глаза, застынет. Пока Акбар будет оставаться в моём теле, я ни разу не моргну. Кроме того, с его прибытием начнёт трястись моя ступня. Теперь вы должны начать играть свою роль. Представьте себя придворным во дворце Его Величества; как бы вы себя вели? С почтением. Вам ничего другого не остаётся, поскольку непочтительность по отношению к царю равносильна смерти. Помните: моё тело по-прежнему перед вами, но меня, Вималананды, нет; я где-то в другом месте, предаюсь какой-то другой игре. Вы работаете с Акбаром, поэтому забудьте обо мне и сконцентрируйтесь на нём.