Конспект урока по окружающему миру,. Проведенного студенткой группы 3«Ш»




Конспект урока по окружающему миру,

Проведенного студенткой группы 3«Ш»

Володарчук Анастасией Борисовной

Учитель: Кузнецова Ольга Николаевна

Методист: Шагушина Лариса Николаевна

Класс: 4 «В»

Школа: Лицей №22

Дата: 05.12.2018

УМК: Перспектива

Тип урока: «открытие» новых знаний

Тема урока: «В ледяной пустыне»

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о зоне арктических пустынь.

Задачи урока

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с, изучить

2. Научить работать с текстом в учебнике, отвечать на поставленные вопросы;

3. Научить выполнять практические задания по данной теме.

Развивающие:

1. Повышать интерес школьников к учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов;

2. Формировать у учащихся умение вести поиск и отбор нужной информации;

3. Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

2. Воспитывать стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;

3. Расширять кругозор учащихся;

 

Оборудование к уроку:

1. Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю, класс, 1 часть

2. Тетрадь для самостоятельных работ

3. Презентация

4. Конверты с цветными квадратиками для рефлексии

 

Планируемые результаты обучения:

1. Предметные:

2. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий УУД)

Познавательные: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.

Регулятивные: определять успешность выполнения заданий в диалоге с учителем.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

3. Личностные: демонстрировать навыки культурного поведения при общении.

 

 

Технологическая карта урока

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся  
1. Организационный Момент.     Приветствие и организация местоположения каждого ученика: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Борисовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Надеюсь, Вы все хорошо подготовились к уроку. - А сейчас мы проверим, какой ряд всех тише сядет. Садимся.   Стихотворение: Я сегодня очень рада, Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда, Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений И вместе мы начнем урок! Занимают места за партами, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.    
2. Актуализация знаний.     - Ребята, давайте вспомним, какую тему Вы изучали на прошлом уроке? -Я предлагаю Вам выполнить небольшое задание на карточках, чтобы проверить Ваши знания. Задание на карточках (работа в парах) -Ответьте на вопросы (продолжите фразы) 1. Арктическая пустыня, тундра, тайга, леса, степи – это… (природные зоны). 2. Смена природных зон с севера на юг происходит на… (равнинах). 3. Смена природных условий и ландшафтов происходит в… (горах). 4. Природная зона на севере нашей страны – это… (арктические пустыни). 5. Между зоной лесов и степей находится зона… (лесостепи). 6. Карликовая береза растёт в зоне… (тундры). 7. Верблюды обитают в зоне… (пустынь)   Проверка (ИКТ) - Поставьте «+» напротив верного ответа, «-» - напротив неверного. - Поднимите руки те, кто не допустил ошибок в данном задании? - А у кого возникли трудности? Почему? Учащиеся отвечают на поставленные вопросы (продолжают фразы) -    
3. «Открытие» новых знаний. Формулировка темы урока. Целеполагание.     - Посмотрите все на меня. Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, стихотворение: Крайний Север-северок… Ветер гонит из-под ног Мерзлые снежинки Жесткие, как льдинки   Там при звездах и луне Небо плещется в огне Цветоизлиянием – Северным сиянием.   Изображение северного сияния на ИКТ.   - О каком природном явлении говорится в этом стихотворении? - В какой природной зоне можно увидеть северное сияние? - Какие интересные факты Вам известны об этой зоне? - Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? - Какую цель мы поставим перед собой? (Чему мы должны научиться?) Учащиеся слушают стихотворение и ведут беседу с учителем (отвечают на поставленные вопросы)     - О северном сиянии   - В зоне арктических пустынь   Ответы детей   - В ледяной пустыне.   - Познакомиться с зоной арктических пустынь, узнать интересные факты об этой зоне.  
4. Первичное закрепление новых знаний -Действительно, в Арктике суровый климат, скудный растительный мир, но животные, обитающие там, приспосабливаются к таким условиям. - Сегодня мы начнем наше путешествие по карте природных зон с Арктики. -Наш путь к просторам Северного ледовитого океана, к его островам. - Наша экспедиция разделится на 3 научные группы: 1. Географы 2. Ботаники 3. Зоологи - Ребята, какую одежду мы выберем для членов экспедиции? - На доске я поместила карточки с различными видами одежды. Выберите ту, которая нам понадобится.     Работа с учебником: - Найдите на карте зону арктических пустынь (с. 74). - Каким цветом она обозначена? - Назовите остров, которые относятся к этой зоне (с. 50). Работа в группах. - Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить следующее.   Задание для 1 группы (географы): -Какая погода бывает в этой природной зоне зимой и летом? - Почему здесь такие суровые условия?   Раздаточный материал: Картины «Северное сияние» и «Ледяная пустыня» Материал на с. 78-79 учебника. Карточка-помощница.   Задание для 2 группы (ботаники): - Какие растения встречаются в этой зоне? - Как они приспособлены к суровым условиям Арктики?   Раздаточный материал: Карточки с изображением растений: мхов, полярного мака, лишайника, голубики, брусники, морошки, водорослей. Материал учебника на с. 80. Карточка-помощница.   Задание для 3 группы (зоологи): - Какие животные населяют арктическую пустыню? -Чем они питаются? - Как они приспосабливаются к условиям Арктики?   Раздаточный материал: Карточки с изображением зверей и птиц: чайки, кайры, гагары, тупика, белого медведя, тюленя, сайры, рачков, моржа, северного оленя, кулика, зайца, пингвина. Материал учебника с. 79-80. Карточка о помощница. Время на работу в группах – 7-10 мин.   - Как Вы думаете, для чего выращивают лен?   Демонстрационная заготовка – волокна льна (ПОКАЗ) Для получения волокон выращивают специальный вид льна, под названием лен-долгунец. Длина волокон от 35-90 см. Цвет волокон льна от светло-серого до темно серого. Лен обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность. Обработка льна – главный труд крестьянок в старину. Ткань из него и сейчас называют «северным шелком». Она прочна, отливает серебром и красива даже без узоров. Часто ткани лен с цветными нитями, а белую ткань украшали вышивкой.   - Для того, чтобы подробнее узнать о работе со льном, давайте прочитаем текст на странице 75. Кто желает начать? Вопросы по тексту: - Что нужно сделать для того, чтобы приготовить пряжу, в разные времена года?   - В какой день начинают мять и трепать лен?   - Как еще называют этот день? - Какие качества показывали девушки и женщины друг другу (в этот день)? - Что делали осенними и зимними вечерами? - Какое волокно готовили для пряжи? В прежние времена одежда ценилась, так как на изготовление ее уходили месяцы и даже годы (посеять лен, собрать, обработать, спрясть пряжу, выткать полотно, отбелить, выкроить сарафан, сшить вручную, украсить вышивкой). Одежда для девушки на свадьбу готовилась с детства, передавалась по наследству, хранилась в сундуках. (Сравнение с современным способом покупки одежды) - Кто хочет прочитать оставшийся текст? Вопросы по тексту: - Что делали мастерицы для того, чтобы порадовать себя? - Из каких материалов изготавливали куколок-льняниц?   - Как называли таких кукол? - Давайте прочитаем данную загадку. - О чем говорится в этой загадке? - Какой значок-помощник изображен после текста, на этой странице? А еще какой? - Прочитайте вопрос. Что нам нужно сделать?   - А теперь рассмотрим рисунок. Какие виды женской работы изображены? (Что делают женщины?) - О каких видах работы со льном сказано в загадке, а о каких не сказано? - Давайте попробуем составить последовательность трудовых операций при работе со льном? (Объяснение этапов)   - Откройте следующую страницу учебника (стр.76) - Назовите заголовок данного текста? Кто знает, что такое копот и ха? Для того, чтобы убедиться были ли Вы правы, давайте прочитаем текст. - Будем читать по абзацам. Кто желает начать? (Один из учащихся читает 1 часть текста – 1 абзац).   Вопросы по тексту: - Что же такое копотиха? - У какого народа был этот обычай? - От какого слова образовано данное слово? - Что обозначает слово «копоть»? - Для чего женщины собирались вместе? - Что делала каждая из женщин?   - До какого времени женщины менялись местами? (Они менялись местами, пока что не произойдет со льном…?) - Что происходило после окончания работы?   - О какой полезной для здоровья еде говорилось в этом абзаце?   - Давайте прочитаем следующую часть текста. (Один из учащихся читает 2 часть текста – 2 абзац).     Вопросы по тексту (учащиеся задают вопросы друг другу): - В какое время суток происходит действие (в данном абзаце)? - Что делали старики с мальчиками? А еще, чем они занимались? - Как еще называют остатки от обработки льна? - Что полезного вы узнали, из этого абзаца? Чем может служить зола от костра, который разжигали старики с мальчиками?   - Давайте прочитаем последний абзац. (Один из учащихся читает 3 абзац).   Вопросы по тексту: - Что происходило на следующий день?   - К какому празднику успевали сделать всю тяжелую работу? - Как выполнялась работа? - Чем женщины занимались дальше? (после выполнения тяжелой работы)   - Хорошо. Давай еще раз повторим, что такое копотиха? - А теперь, я предлагаю Вам рассмотреть рисунки, находящиеся после текста. - Что на них изображено? Назовите.   - Как Вы думаете, для чего нам даны эти рисунки (в учебнике)?   - Прежде чем приступить к работе в тетрадях, давайте немного отдохнем. Физкультминутка: Где-то на белом свете, Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи О земную ось. Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря, Трутся об ось медведи – Вертится Земля. Мы отправляемся с Вами туда, Где царство холода, снега и льда!   Работа в тетрадях: 1) стр. 46 № 1 Проверка:     2) стр. 47 №3     - В этом задании Вам необходимо вписать в кружочки номера, под которыми записаны названия различных орудий труда. 1. Прялка 2. Ткацкий стан 3. Самопрялка 4. Трепала 5. Ступа с пест о м 6. Льномялка   Взаимопроверка по эталону на ИКТ. - Встаньте, кто не ошибся. (Анализ работы класса)   - Какое орудие труда Вам было незнакомо до экскурсии?   - А теперь, запишите домашнее задание.   Если останется время: Просмотр фрагмента видео «Северное сияние» (возможно, и по ходу урока) Внимательно слушают объяснение учителя, выполняют задания   - Меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо     - -   Вставляют пропущенные слова и читают текст (показ раздаточного материала)     -Весной – посеять, летом – прополоть, осенью – убрать с поля, вымочить и высушить. -В день Параскевы Пятницы, в начале ноября - Льняные смотрины - Терпение, трудолюбие, мастерство   - Готовили волокно для пряжи - Шелковистое     - Особых куколок-льняниц     - Из оческов льна, остатков пряжи, кусочков ткани - Помощницы в нелегком труде     - О льне; о работе со льном   -Задание повышенной сложности; Работаем самостоятельно - Соотнести народную загадку о льне и рисунки.     - Посев, теребление, обмолот (околачивание), расстил, сушка, мятка, трепание, очесывание, прядение. Карточки с названиями на доске     -Старинный обычай - У народа коми - «Копоть» - Пыль - Для обработки льна - Одна мнет, другая треплет трепалом, третья расчесывает щеткой - Пока лен не станет чистой, шелковистой куделью; материалом для пряжи - Хозяйка подавала к столу кушанья и льняное масло - Хлеб с льняным маслом   - Вечером   - Выносили остатки от обработки льна, в огород, сваливали их в кучу и поджигали - Кострика - Хорошим удобрением для овощей   -Женщины уже собирались у другой подруги, затем у третьей - К Покрову   - Сообща - Вмести пряли пряжу и пели песни     - Старинный обычай     -Игрушки из льняных ниток, самопрялка с льняной пряжей, льняная ткань, трепало. - Чтобы погрузить нас в атмосферу событий, происходящих в старину (описанных в тексте)     Повторяют движения физкультминутки вслед за учителем     - Колокольчик   - Лен   - Василек     Повторяют движения физкультминутки вслед за учителем.  
5. Домашнее задание Учебник стр.74-77 Тетрадь (для сам. раб.) стр. 46 № 2 (Раскрасить рисунок) Внимательно слушают учителя, записывают задание на дом  
6. Рефлексия деятельности (итог урока). Беседа:   - Какой же была тема нашего урока? - Какие цели мы ставили? Чему мы должны были научиться?     - Удалось ли достичь этих целей? - Что Вам понравилось? (Мне понравилось… У меня получилось…)   Для рефлексии: дети показывают один из 3-х квадратиков (красный, желтый, зеленый), лежащих в конверте Красный – урок понравился, понял материал, легко справлялся с заданиями Желтый – урок понравился, понял материал, но возникали некоторые трудности Зеленый – возникли затруднения, нужно повторить материал   Заключительное слово учителя: Спасибо за урок! Все свободны. Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают результаты своей работы. - Старинная женская работа - Познакомиться со старинной женской работой и последовательностью выполнения различных видов женской работы - Мы достигли поставленных целей - Узнавать новое, выполнять задания и т. д.    

 

 

Подпись учителя: _________________________________ Дата ____________

 

Подпись методиста: _______________________________ Дата ____________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: