Конспект урока по окружающему миру,
Проведенного студенткой группы 3«Ш»
Володарчук Анастасией Борисовной
Учитель: Кузнецова Ольга Николаевна
Методист: Шагушина Лариса Николаевна
Класс: 4 «В»
Школа: Лицей №22
Дата: 05.12.2018
УМК: Перспектива
Тип урока: «открытие» новых знаний
Тема урока: «В ледяной пустыне»
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о зоне арктических пустынь.
Задачи урока
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с, изучить
2. Научить работать с текстом в учебнике, отвечать на поставленные вопросы;
3. Научить выполнять практические задания по данной теме.
Развивающие:
1. Повышать интерес школьников к учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов;
2. Формировать у учащихся умение вести поиск и отбор нужной информации;
3. Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
2. Воспитывать стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;
3. Расширять кругозор учащихся;
Оборудование к уроку:
1. Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю, класс, 1 часть
2. Тетрадь для самостоятельных работ
3. Презентация
4. Конверты с цветными квадратиками для рефлексии
Планируемые результаты обучения:
1. Предметные:
2. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий УУД)
Познавательные: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.
Регулятивные: определять успешность выполнения заданий в диалоге с учителем.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.
3. Личностные: демонстрировать навыки культурного поведения при общении.
Технологическая карта урока
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный Момент. | Приветствие и организация местоположения каждого ученика: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Борисовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Надеюсь, Вы все хорошо подготовились к уроку. - А сейчас мы проверим, какой ряд всех тише сядет. Садимся. Стихотворение: Я сегодня очень рада, Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда, Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений И вместе мы начнем урок! | Занимают места за партами, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | |
2. Актуализация знаний. | - Ребята, давайте вспомним, какую тему Вы изучали на прошлом уроке? -Я предлагаю Вам выполнить небольшое задание на карточках, чтобы проверить Ваши знания. Задание на карточках (работа в парах) -Ответьте на вопросы (продолжите фразы) 1. Арктическая пустыня, тундра, тайга, леса, степи – это… (природные зоны). 2. Смена природных зон с севера на юг происходит на… (равнинах). 3. Смена природных условий и ландшафтов происходит в… (горах). 4. Природная зона на севере нашей страны – это… (арктические пустыни). 5. Между зоной лесов и степей находится зона… (лесостепи). 6. Карликовая береза растёт в зоне… (тундры). 7. Верблюды обитают в зоне… (пустынь) Проверка (ИКТ) - Поставьте «+» напротив верного ответа, «-» - напротив неверного. - Поднимите руки те, кто не допустил ошибок в данном задании? - А у кого возникли трудности? Почему? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы (продолжают фразы) - | |
3. «Открытие» новых знаний. Формулировка темы урока. Целеполагание. | - Посмотрите все на меня. Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, стихотворение: Крайний Север-северок… Ветер гонит из-под ног Мерзлые снежинки Жесткие, как льдинки Там при звездах и луне Небо плещется в огне Цветоизлиянием – Северным сиянием. Изображение северного сияния на ИКТ. - О каком природном явлении говорится в этом стихотворении? - В какой природной зоне можно увидеть северное сияние? - Какие интересные факты Вам известны об этой зоне? - Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? - Какую цель мы поставим перед собой? (Чему мы должны научиться?) | Учащиеся слушают стихотворение и ведут беседу с учителем (отвечают на поставленные вопросы) - О северном сиянии - В зоне арктических пустынь Ответы детей - В ледяной пустыне. - Познакомиться с зоной арктических пустынь, узнать интересные факты об этой зоне. | |
4. Первичное закрепление новых знаний | -Действительно, в Арктике суровый климат, скудный растительный мир, но животные, обитающие там, приспосабливаются к таким условиям. - Сегодня мы начнем наше путешествие по карте природных зон с Арктики. -Наш путь к просторам Северного ледовитого океана, к его островам. - Наша экспедиция разделится на 3 научные группы: 1. Географы 2. Ботаники 3. Зоологи - Ребята, какую одежду мы выберем для членов экспедиции? - На доске я поместила карточки с различными видами одежды. Выберите ту, которая нам понадобится. Работа с учебником: - Найдите на карте зону арктических пустынь (с. 74). - Каким цветом она обозначена? - Назовите остров, которые относятся к этой зоне (с. 50). Работа в группах. - Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить следующее. Задание для 1 группы (географы): -Какая погода бывает в этой природной зоне зимой и летом? - Почему здесь такие суровые условия? Раздаточный материал: Картины «Северное сияние» и «Ледяная пустыня» Материал на с. 78-79 учебника. Карточка-помощница. Задание для 2 группы (ботаники): - Какие растения встречаются в этой зоне? - Как они приспособлены к суровым условиям Арктики? Раздаточный материал: Карточки с изображением растений: мхов, полярного мака, лишайника, голубики, брусники, морошки, водорослей. Материал учебника на с. 80. Карточка-помощница. Задание для 3 группы (зоологи): - Какие животные населяют арктическую пустыню? -Чем они питаются? - Как они приспосабливаются к условиям Арктики? Раздаточный материал: Карточки с изображением зверей и птиц: чайки, кайры, гагары, тупика, белого медведя, тюленя, сайры, рачков, моржа, северного оленя, кулика, зайца, пингвина. Материал учебника с. 79-80. Карточка о помощница. Время на работу в группах – 7-10 мин. - Как Вы думаете, для чего выращивают лен? Демонстрационная заготовка – волокна льна (ПОКАЗ) Для получения волокон выращивают специальный вид льна, под названием лен-долгунец. Длина волокон от 35-90 см. Цвет волокон льна от светло-серого до темно серого. Лен обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность. Обработка льна – главный труд крестьянок в старину. Ткань из него и сейчас называют «северным шелком». Она прочна, отливает серебром и красива даже без узоров. Часто ткани лен с цветными нитями, а белую ткань украшали вышивкой. - Для того, чтобы подробнее узнать о работе со льном, давайте прочитаем текст на странице 75. Кто желает начать? Вопросы по тексту: - Что нужно сделать для того, чтобы приготовить пряжу, в разные времена года? - В какой день начинают мять и трепать лен? - Как еще называют этот день? - Какие качества показывали девушки и женщины друг другу (в этот день)? - Что делали осенними и зимними вечерами? - Какое волокно готовили для пряжи? В прежние времена одежда ценилась, так как на изготовление ее уходили месяцы и даже годы (посеять лен, собрать, обработать, спрясть пряжу, выткать полотно, отбелить, выкроить сарафан, сшить вручную, украсить вышивкой). Одежда для девушки на свадьбу готовилась с детства, передавалась по наследству, хранилась в сундуках. (Сравнение с современным способом покупки одежды) - Кто хочет прочитать оставшийся текст? Вопросы по тексту: - Что делали мастерицы для того, чтобы порадовать себя? - Из каких материалов изготавливали куколок-льняниц? - Как называли таких кукол? - Давайте прочитаем данную загадку. - О чем говорится в этой загадке? - Какой значок-помощник изображен после текста, на этой странице? А еще какой? - Прочитайте вопрос. Что нам нужно сделать? - А теперь рассмотрим рисунок. Какие виды женской работы изображены? (Что делают женщины?) - О каких видах работы со льном сказано в загадке, а о каких не сказано? - Давайте попробуем составить последовательность трудовых операций при работе со льном? (Объяснение этапов) - Откройте следующую страницу учебника (стр.76) - Назовите заголовок данного текста? Кто знает, что такое копот и ха? Для того, чтобы убедиться были ли Вы правы, давайте прочитаем текст. - Будем читать по абзацам. Кто желает начать? (Один из учащихся читает 1 часть текста – 1 абзац). Вопросы по тексту: - Что же такое копотиха? - У какого народа был этот обычай? - От какого слова образовано данное слово? - Что обозначает слово «копоть»? - Для чего женщины собирались вместе? - Что делала каждая из женщин? - До какого времени женщины менялись местами? (Они менялись местами, пока что не произойдет со льном…?) - Что происходило после окончания работы? - О какой полезной для здоровья еде говорилось в этом абзаце? - Давайте прочитаем следующую часть текста. (Один из учащихся читает 2 часть текста – 2 абзац). Вопросы по тексту (учащиеся задают вопросы друг другу): - В какое время суток происходит действие (в данном абзаце)? - Что делали старики с мальчиками? А еще, чем они занимались? - Как еще называют остатки от обработки льна? - Что полезного вы узнали, из этого абзаца? Чем может служить зола от костра, который разжигали старики с мальчиками? - Давайте прочитаем последний абзац. (Один из учащихся читает 3 абзац). Вопросы по тексту: - Что происходило на следующий день? - К какому празднику успевали сделать всю тяжелую работу? - Как выполнялась работа? - Чем женщины занимались дальше? (после выполнения тяжелой работы) - Хорошо. Давай еще раз повторим, что такое копотиха? - А теперь, я предлагаю Вам рассмотреть рисунки, находящиеся после текста. - Что на них изображено? Назовите. - Как Вы думаете, для чего нам даны эти рисунки (в учебнике)? - Прежде чем приступить к работе в тетрадях, давайте немного отдохнем. Физкультминутка: Где-то на белом свете, Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи О земную ось. Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря, Трутся об ось медведи – Вертится Земля. Мы отправляемся с Вами туда, Где царство холода, снега и льда! Работа в тетрадях: 1) стр. 46 № 1 Проверка: 2) стр. 47 №3 - В этом задании Вам необходимо вписать в кружочки номера, под которыми записаны названия различных орудий труда. 1. Прялка 2. Ткацкий стан 3. Самопрялка 4. Трепала 5. Ступа с пест о м 6. Льномялка Взаимопроверка по эталону на ИКТ. - Встаньте, кто не ошибся. (Анализ работы класса) - Какое орудие труда Вам было незнакомо до экскурсии? - А теперь, запишите домашнее задание. Если останется время: Просмотр фрагмента видео «Северное сияние» (возможно, и по ходу урока) | Внимательно слушают объяснение учителя, выполняют задания - Меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо - - Вставляют пропущенные слова и читают текст (показ раздаточного материала) -Весной – посеять, летом – прополоть, осенью – убрать с поля, вымочить и высушить. -В день Параскевы Пятницы, в начале ноября - Льняные смотрины - Терпение, трудолюбие, мастерство - Готовили волокно для пряжи - Шелковистое - Особых куколок-льняниц - Из оческов льна, остатков пряжи, кусочков ткани - Помощницы в нелегком труде - О льне; о работе со льном -Задание повышенной сложности; Работаем самостоятельно - Соотнести народную загадку о льне и рисунки. - Посев, теребление, обмолот (околачивание), расстил, сушка, мятка, трепание, очесывание, прядение. Карточки с названиями на доске -Старинный обычай - У народа коми - «Копоть» - Пыль - Для обработки льна - Одна мнет, другая треплет трепалом, третья расчесывает щеткой - Пока лен не станет чистой, шелковистой куделью; материалом для пряжи - Хозяйка подавала к столу кушанья и льняное масло - Хлеб с льняным маслом - Вечером - Выносили остатки от обработки льна, в огород, сваливали их в кучу и поджигали - Кострика - Хорошим удобрением для овощей -Женщины уже собирались у другой подруги, затем у третьей - К Покрову - Сообща - Вмести пряли пряжу и пели песни - Старинный обычай -Игрушки из льняных ниток, самопрялка с льняной пряжей, льняная ткань, трепало. - Чтобы погрузить нас в атмосферу событий, происходящих в старину (описанных в тексте) Повторяют движения физкультминутки вслед за учителем - Колокольчик - Лен - Василек Повторяют движения физкультминутки вслед за учителем. | |
5. Домашнее задание | Учебник стр.74-77 Тетрадь (для сам. раб.) стр. 46 № 2 (Раскрасить рисунок) | Внимательно слушают учителя, записывают задание на дом | |
6. Рефлексия деятельности (итог урока). | Беседа: - Какой же была тема нашего урока? - Какие цели мы ставили? Чему мы должны были научиться? - Удалось ли достичь этих целей? - Что Вам понравилось? (Мне понравилось… У меня получилось…) Для рефлексии: дети показывают один из 3-х квадратиков (красный, желтый, зеленый), лежащих в конверте Красный – урок понравился, понял материал, легко справлялся с заданиями Желтый – урок понравился, понял материал, но возникали некоторые трудности Зеленый – возникли затруднения, нужно повторить материал Заключительное слово учителя: Спасибо за урок! Все свободны. | Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают результаты своей работы. - Старинная женская работа - Познакомиться со старинной женской работой и последовательностью выполнения различных видов женской работы - Мы достигли поставленных целей - Узнавать новое, выполнять задания и т. д. |
Подпись учителя: _________________________________ Дата ____________
Подпись методиста: _______________________________ Дата ____________