Сегодня на занятии мы:
– Продолжим знакомство со звёздами французской литературы XIX века.
– Определим основные эстетические принципы реализма Ги де Мопассана.
«Я вошёл в литературу, как метеор, и исчезну, как молния», ‒ сказал о себе однажды французский писатель Ги де Мопассан.
Полное имя писателя звучит так: Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан. Родился он 5 августа 1850 года в семье обедневшего дворянина Гюстава де Мопассана и его подруги детства Лауры ле Пуатвен. Вскоре родители Ги де Мопассана развелись. Слишком разными были их характеры. Лаура была рассудительна и практична. А Гюстав отличался вспыльчивым и даже взбалмошным характером, любил кутежи, искусство и дорогие безделушки. Лаура уехала от мужа, забрав с собой сыновей.
Детство Ги де Мопассана прошло на берегу моря. В скромном имении матери, которое находилось в живописном местечке под названием Этрета. Мальчик общался с рыбаками и крестьянами, выходил в море на рыбацкой лодке – в общем жил привольной жизнью. Поэтому, когда мать отправила его в духовное училище со строгими порядками, тринадцатилетнему сорванцу пришлось туго.
После череды нарушений дисциплины и попыток побега Ги де Мопассана перевели в частный лицей города Руан. В этом лицее нравы были гораздо свободнее. Здесь Ги де Мопассан начал писать первые стихи. Закончив лицей, Ги де Мопассан поступил на юридический факультет Каннского университета, но познать все прелести студенческой жизни Мопассан не успел.
В 1870 году разразилась франко-прусская война.
И двадцатилетний Ги де Мопассан уходит на фронт. Там он увидел всю жестокость и бессмысленность войны, познал позор и горечь поражения.
|
Позже он написал в своём дневнике: «Тот, кто управляет, обязан избегать войны, так же как капитан корабля ‒ кораблекрушения. Когда капитан погубит корабль, его судят ‒ и осуждают, если он окажется повинен в небрежности или даже в неспособности.
Почему бы не судить правительства за каждое объявление войны? Если бы народы поняли это, если бы они сами расправлялись с кровожадными властями, если бы они не позволяли убивать себя без всяких причин, если бы они воспользовались оружием, чтобы обратить его против тех, кто им дал его для избиения, ‒ в этот день война умерла бы… Но этот день не придет!»
В результате войны Франция лишилась Лотарингии и Эльзаса.
В стране начался экономический кризис. Поэтому, вернувшись с войны, Ги де Мопассан отказался от учёбы в университете. Чтобы помогать семье сводить концы с концами, он устроился на работу чиновником в Морском министерстве. Мопассан ненавидел чиновничью службу. Чиновников он назвал в одном из своих рассказов «унылыми каторжниками, прикованными к зелёной папке ». От тоски Мопассана спасает литература. Он активно пишет стихи и рассказы, сказки, новеллы, драмы. Но до печати его произведения не доходят. Этому препятствует его главный литературный наставник и друг его семьи Гюстав Флобер. Знаменитый писатель стремился уберечь впечатлительного и ранимого Мопассана от нападок критики. Он хотел, чтобы молодой писатель сначала отточил своё мастерство. «Талант ‒ это длительное терпение», ‒ внушал Мопассану наставник.
К слову, оттачивать литературное мастерство Ги де Мопассану помогали и друзья Флобера. В том числе Иван Сергеевич Тургенев и Эмиль Золя. Именно Тургенев открыл Мопассана для русского читателя, порекомендовав его Льву Николаевичу Толстому. Который и стал первым переводчиком Мопассана на русский язык.
|
Долгожданным литературным дебютом Ги де Мопассана стала новелла «Пышка», от которой Флобер пришёл в абсолютный восторг. Новелла вышла в сборнике «Меданские вечера» в 1880 году вместе с произведениями крупнейших французских писателей того времени. Среди них был и Эмиль Золя.
Успех Мопассана можно назвать оглушительным. Теперь Ги де Мопассан мог оставить ненавистную чиновничью службу и посвятить себя литературе.
Свои взгляды на то, какой должна быть литература, Ги де Мопассан изложил в предисловии к одному из своих романов.
Во-первых, писатель заявил, что отрицает поэтику романтизма. «Мы всегда изображаем самих себя, кучку небольших фактов, которые и составляют общий смысл произведения», ‒ утверждал Ги де Мопассан. Поэтому идеализации, излишней поэтичности и мистицизму в романе не место.
Во-вторых, хотя Мопассана часто называют последователем натурализма Эмиля Золя, Ги де Мопассану не нравится излишняя документальность и стремление подробно описывать каждую мелочь.
В-третьих, Ги де Мопассан считал, что писатель не должен давать оценку поступков своих героев. Более того, писатель не должен описывать мысли и чувства героев, объяснять их мотивы и анализировать поведение. В реальной жизни мы можем судить об этом только по поступкам. И в литературе должно быть так же. Весь психологизм раскрывается только в действиях, поступках, а не мыслях и чувствах. Эта идея прямо противоречит эстетическим принципам Оноре де Бальзака.
|
И если говорить о структуре прозы, здесь два гения французского реализма оказываются полными противоположностями. Оноре де Бальзак прежде всего романист. Для него важны подробные и полные описания. А Ги де Мопассан, наоборот, считал, что самое важное – выбрать точную, ёмкую деталь. Он стал мастером новеллы и короткого рассказа. Мопассан вернул французам интерес к этим жанрам. В творческом наследии Ги де Мопассана всего девять романов, три из которых писатель так и не закончил. Зато рассказов и новелл более 300.
Можно выделить несколько основных тем в творчестве Ги де Мопассана.
ü Это тема войны и особенно немецкой оккупации.
ü Тема женщины, особенно женщины, пострадавшей от насилия.
ü Тема города, как места, где люди несчастны. Для творчества Мопассана характерно противопоставление города и природных пейзажей.
ü Важнейшей темой для Мопассана стало обличение законов и морали буржуазного общества.
Начиная с новеллы «Пышка» писатель вскрывает омерзительную правду, которая прячется под личиной порядочности и благородства. Мопассан показывает ужас и несправедливость социального строя, который основан на власти денег, фальшивых репутаций и показном благополучии.
Как и Оноре де Бальзак, Ги де Мопассан отличался невероятной работоспособностью и даже трудоголизмом. Зачастую он публиковал более полусотни рассказов и новелл в год!
Но о веселье писатель тоже не забывал. Мопассан обожал спорт. Особенно морские прогулки, плавание и греблю. Баснословные гонорары позволяли ему вести шикарную жизнь, при этом помогая семье. Мопассан покупал дома и яхты. Кстати, любимая яхта писателя называлась «Милый друг», как и один из самых популярных романов Ги де Мопассана.
О количестве любовных связей Мопассана ходили легенды. И хотя он не соответствовал эстетическому идеалу своего времени, писатель был любимцем женщин. Их привлекали его феерическое обаяние, тонкий ум, чувство юмора, самоуверенность и потрясающее жизнелюбие.
Но разгульный образ жизни привёл писателя к проблемам со здоровьем. К тому же у Ги де Мопассана была тяжёлая наследственность. Его мать страдала от неврозов. А младший брат Альфред умер в психиатрической клинике. Писатель боялся такой участи, но увы, не смог её избежать.
К физическим недугам добавились нервные припадки и периоды депрессии. В итоге после неудачной попытки самоубийства писателя отправили в психиатрическую клинику. В ней Ги де Мопассан умер через 2 года 6 июля 1893 года в от паралича мозга.
«Трагизм жизни Мопассана в том, что, находясь в самой ужасной по своей уродливости и безнравственности среде, он силою своего таланта, того необыкновенного света, который был в нем, выбивался из мировоззрений этой среды, был уже близок к освобождению, дышал уже воздухом свободы, но, истратив на эту борьбу последние силы, не будучи в силах сделать одного последнего усилия, погиб, не освободившись».
Лев Николаевич Толстой.
Творчество
Слава писателя пришла к Ги де Мопассану в 1880 году, после успеха «Пышки». Благодаря этому он выхлопотал себе 6-месячный отпуск и в полной мере занялся творчеством.
Своими литературными наставниками писатель считал Г.Флобера, Л.Толстого, И. Тургенева. Флобер издавна был другом Мопассана.
Практически все свои произведения де Мопассан написал в период 1880-1890 года. Самые знаменитые из них «Жизнь» и «Милый друг», которые признаны одними из лучших моментов в французской литературе. Это подлинный триумф писателя, прославившегося также большим множеством новелл.
«Милый друг» и «Пышка» - подлинные шедевры де Мопассана, сумевшего создать качественную, «высокую» эротику в литературе.
Роман «Жизнь» это реалистичная, печальная человеческая драма. Это роман, без которого французская литература имела бы сейчас совсем другое лицо.
Ги де Мопассан - реалист. В его произведениях подробное описание жизни и быта людей. Причем людей разных: дворян и простолюдинов, богатых и нищих, образованных и «простых». Ги де Мопассан не боится затрагивать острые, болезненные вопросы нашего общества. Кроме того он хороший психолог. Писатель очень тонко показывает, практически «выворачивает» души своих героев, давая читателю шанс заглянуть туда.
Его герои - настоящие, реальные биологические существа, подверженные основным законам природы.