Когда и где возник импрессионизм?
В чем особенности импрессионизма?
Почему размеры полотен импрессионистов невелики?
В чем разница между картиной и этюдом и почему в творчестве импрессионистов эта разница не ощущается?
5.Что такое взаимодополнительные цвета и как импрессионисты использовали их свойства?
6. Как возник термин импрессионизм?
Почему в зрелые и поздние годы жизни Клод Моне работал сериями?
Конспект №
Тема: Импрессионизм
Ещё один выдающийся представитель импрессионизма
Огюст Ренуар (1841-1919)
Он происходил из многодетной семьи небогатого портного. Когда Огюсту было 5 лет Ренуары, перебрались в Париж. Скоро Огюст сам начал зарабатывать себе на жизнь: он пел в церковном хоре, потом поступил в мастерскую по росписи фарфора, позже расписывал веера и шторы.
Получить образование ему так и не пришлось, зато он был самым жизнелюбивым и оптимистичным импрессионистом. Он, мучившийся болями в старости, говорил: «Что ни говорите, я счастливчик!».
Главная тема творчества - женщина.
На первой выставке он показал картину
1. «Ложа»
1 2
Редкую по живописной сложности. Напудренное лицо женщины и окутанное тёплой полутенью лицо мужчины венчают конструкцию из чёрных и белых полос и пятен. Однако черный и белый составлены из огромного количества цветов: здесь голубоватые. И разовые, и дымчато-серые мазки.
2. «Портрет актрисы Жанны Самари»
3.
Это тип ренуаровской женщины. Ренуар писал молодую актрису со страстью, он начинал сеанс, забыв даже поздороваться, был влюблен в её кожу. Взгляд, форму рук. Живописная плоскость холста и проступающее из неё сквозь радужную дымку лицо - едины. Ренуар – импрессионист, он пишет впечатление от модели: не глаза, не губы, а улыбку, не лицо, а его выражение.
Самая знаменитая работа
4. «Бал в Мулен де ла Галет»
Писалась весело и трудно. Картина больших размеров (для импрессионистов) выполнялась с натуры прямо на холсте, без эскизов. Париж в то время наполнили увеселительные заведения для людей с невысоким доходом. Девушки – модистки, белошвейки, шляпные мастерицы, проводя неделю за кропотливым трудом, в воскресенье отдыхали там.
Атмосфера тепла и короткого праздника пронизывает картину.
Композиция: случайность выбранного момента только кажущаяся, композиция картины четко выстроена и чрезвычайно сложна. Золотистая река света делит картину по диагонали, выделяя группу переднего плана; узор темных пятен на первом плане находит отклик в черной пульсирующей горизонтали в глубине. Сочетание черных ажурных пятен и золотистого света наполняют картину волшебным беспокойством. Предчувствием, волнением.
Позже у Ренуара появилась иная «энгровская манера»: сквозь обычный радужный флер живописи начал проступать строгий линейный рисунок.
5. «Девушка с веером»
6. «Зонтики»
3 4
В картине царят два, с множеством нюансов цвета: холодный охристый и серо-синий. Точный ритм светло-коричневых линий (ручек зонтов, обруча, корзины) создает нарядный узор на сложном, иссиня-сером фоне. Фигуры превращаются в цветовые пятна, картина предвещает появление абстрактной живописи.
Эдгар Дега (1834-1917)
Его молодость можно назвать благополучной. По сравнению с молодыми годами его будущих товарищей. Дега был высокого происхождения. Его отец управлял семейным банком и коллекционировал картины, а потом с энтузиазмом разделил страсть сына к живописи. Дега имел возможность путешествовать, посещать музеи, учиться и долгое время не помышлял о заработке. Франко-прусская война изменила планы, умер отец, остались долги. Дега впервые задумался о продаже своих работ.
Важнейшие из картин Дега написал маслом.
- «Парижское кафе (Абсент)»
- «Площадь Согласия (Портрет виконта Лепика с дочерьми)»
Они стали художественной формулой современности:
- Дега отступил от классических законов композиции картины для достижения эффекта не запланированной случайности простых событий.
- Эффекты моментальной репортажной фотографии соединены с бузупречным построением.
- Пустынная площадь, стремительная походка героя полотна, неподвижная собака рождают у зрителя ощущение правдивости мимолетной сцены.
- Высокий горизонт, черный цилиндр. Черные шапочки дочерей, зажатый под мышкой темный зонтик, тёмная фигура «входящего» в картину случайного прохожего – такое нельзя написать с натуры.
- Перед нами уже не впечатление, а воспоминание о впечатлении.
Позже, в связи с ухудшающимся зрением. Дега работает пастелью. Пастелью он выполнил свои знаменитые серии:
- «Скачки»
Изобразил будни ипподрома. Часто дает необычные ракурсы, срезает краем листа фигуры. Показывает только ноги лошадей или спины наездников.
- «Балетная серия»
«Голубые танцовщицы» «Балетный класс»
Их объединяет особый взгляд художника, выбор момента для изображения. Показывает будни театра. Мы не увидим «звезд» балетной сцены. Его героини – танцовщицы кордебалета, заднего плана, те, на которых зрители обращают мало внимания. Неожиданные ракурсы, смелость композиционных решений становится для художника принципом.
Импрессионистам, особенно Клоду Моне, Дега и Ренуару, суждена была долгая человеческая жизнь. Все они перешагнули в новый XX век, пережили художников следующего поколения – постимпрессионистов – стали свидетелями таких направлений. Как фовизм, кубизм, абстракционизм.