Выполните тест «Конфликтная ли вы личность?»




Конфликтология

Конфликт - психическое явление, заключающееся в столкновении взаимоисключающих противоположно направленных мотивов, потребностей, целей, задач, интересов, взглядов, мнений, позиций, действий, устремлений и т.д. [1]

Различают конфликты внутриличностные (где участниками конфликта являются психологические факторы внутри одной личности) и межличностные (такие конфликты проявляются в отношениях между двумя и более людьми). Нас, в первую очередь, интересует второй тип конфликтов, т.к., работая в лагере мы постоянно сталкиваемся с различными людьми, их не всегда нашим подобными потребностями, интересами и мнениями.

 

Как возникает конфликт?

Существует две простых формулы:

  1. Конфликтная ситуация (причина) + Инцидент = Конфликт

Например, Мите не нравится Костя, все время раскидывающий вещи по комнате, в которой они вместе живут - причина. В один прекрасный момент Митя обнаруживает на своей кровати Костины грязные носки и мокрые плавательные трусы - инцидент. Митя не выдерживает и кидает эти находки прямо в лицо обладателю, начинается драка - конфликт.

 

2. Конфликтная ситуация (КС) + КС + КС + КС … = Конфликт

Например, Соня берет у Настиной тумбочки косметику без спроса - КС1, зло шутит над Настей - КС 2, не делится вещами на дискотеку, когда Настя ее попросит - КС3. Однажды у Насти лопается терпение, она начинает выговаривать свое недовольство Соне, на что вторая очень сильно обижается, и больше девочки не общаются до того момента, пока не вмешается вожатый - Конфликт.

 

Какую стратегию выбрать при разрешении конфликта?

Существуют пять наиболее популярных стратегий:

1. Соперничество - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. Считается, что данная стратегия ущербна для решения проблем, т.к. не дает оппоненту возможности реализовать свои интересы. Выбор этой стратегии возможен в следующих случаях: явная конструктивность предлагаемого решения; выгодность результата для всех, а не для отдельной личности, отсутствие времени на уговоры оппонента. Соперничество целесообразно в экстремальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий. Например, дети старшего отряда очень сильно напились, решить эту ситуацию бросаются сразу два вожатых, не давая друг другу решить проблему, один из них новичок, другой более опытен. Поэтому второй берет все в свои руки и диктует, как они будут выходить из сложившейся ситуации.

2. Компромисс - желание оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличие взаимоисключающих (несовместимых) интересов; угрозы потерять все. Например, в каждом корпусе вожатская на двоих вожатых одного отряда. Оля привыкла в месте где живет (квартира/комната) ходить босиком и терпеть не может крошки/песок/мусор на полу. Оксана считает, что разуваться в вожатской - только терять время. После долгих разговоров они приходят к такому решению: обувь можно не снимать в течение дня, но мыть пол в конце дня, пока другой вожатый на планерке.

3. Уступка/приспособление - вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию вынуждают: осознание своей неправоты; необходимость сохранения хороших отношений со своим оппонентом; сильная зависимость от оппонента; несущественность конфликта. Например, дети старшего отряда очень сильно напились, решить эту ситуацию бросаются сразу два вожатых, не давая друг другу решить проблему, один из них новичок, другой более опытен. Поэтому второй берет все в свои руки и диктует, как они будут выходить из сложившейся ситуации. А менее опытный вожатый уступает и выполняет указания.

4. Уход от конфликта/Избегание конфликта -попытка выйти из конфликта при минимуме затрат. Оппонент приходит к ней после неудачных попыток реализовать свои стратегии с помощью активных стратегий. Избегание применяется при отсутствии сил, времени, ресурсов для решения противоречия, стремлении выиграть время, нежелании решать проблему вообще. Например, Ваш ребенок попросил добавки. Вы попросили у всех поваров, но все очень недружелюбно отказали - добавки нет.

5. Сотрудничество - наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимосвязи с оппонентом; важности решения для обеих сторон, непредубежденности участников. Например,

Какие же конфликты встречаются в лагере? Почему, и как их решить?

 

Причина Возможное решение
Вожатый - Вожатый Мы-взрослые люди, и решать конфликт нужно сразу! Не молчать, избегать недосказанности! Работать 18 дней, нести позитивный настрой и творчество детям можно только в том случае, когда отношения между напарниками благоприятные!
Сфера деятельности Разделить обязанности до начала сезона; Не тянуть одеяло на себя.
Новичок vs. опытный вожатый Новичку: Уважать чужой опыт - не делать только все по-своему; Если более опытный вожатый слишком высокого мнения о себе, но вы видите, что он не прав - поставить на место (возможно при помощи СтВ, комсостава, стариков); проявлять инициативу, а не сидеть и отмалчиваться в вожатской. Опытному вожатому: Не тянуть одеяло на себя, дать возможность научиться; Поддерживать менее опытного при неудачах; Помогать бороться со страхами (первый раз новичок отправляется решить конфликт между детьми), но не делать вместо него то, что он боится! Поощрять инициативу, мотивировать; ….
Быт Обговорить особенности быта и предпочтения перед сезоном! принимать и уважать привычки другого человека; Быть готовым научиться чему-то новому, дисциплинировать себя; ...
Любовь детей Вместе создать ситуацию успеха для “нелюбимого” вожатого, работать над повышением его авторитета; Перестать “звездить” “любимому” вожатому (объяснить через СтВ, комсостав, стариков); ....
Переутомление/ Эмоциональное выгорание/личные проблемы   Помогая другому, давайте также понять, что также рассчитываете на помощь напарника:) Поддержать, дать выговориться; Устроить негласный выходной день/час, дать выспаться в сон час; Сменить вид деятельности (если вожатый очень устал от детей, дать ему заполнить документы или что-то в этом роде); ...
Вожатый - Воспитатель Конфликты такого типа во многом схожи с предыдущими, но все же имеют одну особенность: воспитатель обычно педагог/учитель, имеющий за плечами несколько лет работы в школе или другом образовательном учреждении. очень важно найти общий язык с воспитателем, уважать его опыт, но и не принижать свой, и, если Воспитатель не воспринимает Вас как профессионала, нужно четко поставить свою позицию: “Все с чего-то начинали. Нет ни одного человека, ставшего с первых минут его деятельности профессионалом. Вы учились, я учусь, что немаловажно, учусь и на Вашем примере.
Вожатый - Вожатый другого отряда
Соперничество отрядов Уяснить одну важную вещь: дети пусть соревнуются, мы - вожатский отряд - остаемся друзьями или в самом крайнем случае не врагами друг другу! ...
Вожатый - СтВ Конфликты такого типа возникать не должны. СтВ - Ваш начальник, старший товарищ, он не зря был выбран на эту должность как опытный и мудрый наставник всем вожатым. Однако бывают ситуации, когда Вы можете быть не согласны с СтВ. В таком случае нужно донести до него свою точку зрения, не молчать и не вить вокруг сплетни. Опытный наставник всегда выслушает и примет решение, либо вы примите его совместно. Если же СтВ не желает выслушивать своих подчиненных, можно обратиться к комсоставу или старикам отряда, чтобы разрешить ситуацию.
Вожатый - Администрация ДОЛ В большинстве случаев, конфликты данного типа решаются через СтВ. Администрация ДОЛ хочет успешной работы лагеря, меньше травм и ЧП, хорошие отзывы от родителей и детей, сохранения материально-технической базы - вожатому это сделать не всегда легко, но можно. Можно просто постараться. Но если вы понимаете, что Ваши права нарушаются, молчать не стоит!
Соблюдение субординации Знать свое место, знать место Администрации ДОЛ ...
Неисполнение должностных обязанностей, материальный ущерб лагерю Исправиться, если действительно, что-либо было нарушено. Доказать обратное:) ...
Недовольство условиями труда, материальным обеспечением через СтВ/комсостав
Вожатый - Персонал ДОЛ Так же, как и в случае с Администрацией ДОЛ, конфликты данного типа решаются через СтВ. Лучше всего с самого начала сезона установить профессионально-дружественные отношения. Очень важно подчеркивать, что Вы обращаетесь к работнику, не потому что это нужно Вам, а потому что это нужно ДЕТЯМ!
Вожатый - Ребенок Такого быть не должно, по Вашей вине уж точно! Но случается… При этом важно контролировать свои эмоции, быть объективным, не оскорблять ребенка, не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личность, семью, давать оценку только поступкам и действиям, дать возможность ребенку обосновать свои претензии, выпустить пар.
Строгие правила пребывания в лагере, требования к распорядку дня Объяснить, что все живут по таким правилам, они созданы уже давно и все обязаны их соблюдать; ...
Нелюбовь ребенка/ злой вожатый Создать ситуацию успеха, повысить авторитет вожатого; Пересмотреть свое поведение на предмет строгости:) ...
Вожатый - Родитель Каждому родителю важно, чтобы его ребенок был чист, умыт, одет, здоров, отдохнувший, веселый, чтобы нашел новых друзей, чтоб его никто не обижал/бил/унижал и т.д. Родители отдают самое ценное и дорогое в руки не всегда знакомых людей и потому всегда волнуются. Но не всегда их детки такие хорошие, какими их видят родители. О проблемах с ребенком говорить нужно, потому что 18 дней Вы несете за него ответственность.
Недовольство родителей питанием, условиями проживания и т.д. Обязательно выслушать претензию и обратиться с этим вопросом к СтВ (если это не первый случай обращения); Если ребенок ест только специфические продукты - объяснить, что в лагере специальное полезное и сбалансированное питание, что отдельно готовить никто не будет, убедить, что ребенку необходимо приучаться к общему столу; Если ребенок привык жить в комфорте, так же объяснить, что ребенку необходимо учиться приспосабливаться к любым условиям. А бывает так, что родители переживают за жесткие условия проживания, а ребенку нравится жить в палатке. В таком случае еще и уверить родителей, что все впорядке и дискомфортные условия нисколько не смущают ребенка; Если есть возможность, показать условия проживания, меню на день, расписание в бане и т.д.; ...
Ребенка обижают в отряде Выслушать претензии родителей, поговорить с ребенком, решить конфликт в отряде; ...
Недовольство вожатого поведением ребенка Объяснить ситуацию; Давать оценку только поступкам и действиям, не личности ребенка; Настроить родителей на сотрудничество; Использовать правило бутерброда (сначала сказать что-то хорошее о ребенке, потом рассказать про проступок, закончить хорошими делами/характеристиками); ...
Ребенок - Администрация ДОЛ/Персонал ДОЛ Конфликт такого рода возникает обычно из-за несоблюдения ребенком правил проживания в ДОЛ, распорядка дня и т.д. Очень важно! Администрация или персонал ДОЛ не должны отчитывать ребенка без вашего ведома, по собственной инициативе - Вы отвечаете за ребенка и ведете воспитательный процесс.Поэтому, в таких случаях, необходимо отвести ругающего в сторонку и объяснить ему, что Вы сами обязательно поговорите с ребенком/ таковы правила игры/ и т.д.
Ребенок - Ребенок Самый частый тип конфликта в лагере. Происходит минимум один раз в день. Максимум каждую минуту. Возникнуть эти конфликты могут из-за чего угодно: не так посмотрел, взяла расческу без спроса, не поделилась игрушкой, закинул муравьев в кровать … Задача вожатого научить детей, даже самых маленьких, решать конфликты. Ниже несколько рекомендаций: Все конфликты разрешаются только с его участниками; Нельзя занимать позицию одной из сторон, только если она объективно не более слабая; Выслушать претензии двух сторон и обращать внимание участников конфликта на мнение оппонента (допустим, выслушав обвинения одного, еще раз повторить его другими словами второму, или попросить его повторить, то что он понял); Не допускать оскорблений участников конфликта; В случае если ребенок неправ в своём решении и не хочет этого признавать, предложите ребенку встать на место другого и представить, что тот чувствует; Если вы не были свидетелями начала конфликта, выясните у возможных присутствующих о его сути. Возможно, кто-то из детей лукавит и хочет добиться желаемого; Важно, чтобы ребёнок сам предлагал варианты решений. Доброжелательно обсуждаются и учитываются все мнения. Маленькие дети не всегда могут придумать выход из конфликта, здесь можно вспомнить о какой-нибудь сказке или придумать самому и предложить поступить точно так же; ...

 

Приложение

Какие типы личности в конфликте встречаются?

Вы, наверное, не раз замечали, что почти всегда ведете себя одинаково в спорах и конфликтах. В науке выделяются несколько типичных способов поведения людей в конфликте. Кто они такие и как сними работать?

Человек с типом, именуемым «паровой каток», является очень гордой и бесцеремонной личностью с демонстративным поведением. В самом споре может быть не так важен предмет пререкания, как тот факт, что в случае проигрыша в конфликте, он будет переживать за состояние своего имиджа. Он может яростно защищать свою позицию, даже откровенно неся бред, просто, чтобы не сдаться. При этом его будут захлебывать эмоции. Ему нравится накалять обстановку, чтобы дать сопернику почувствовать себя слабее и подчеркнуть собственную силу. В этот момент важно не пойти у него на поводу, потому что спорить с такой фигурой и отвечать такой же яростью не имеет смысла, ведь тот ничего слушать не будет. Он только будет питаться энергией конкурента, как энергетический вампир. Лучшей стратегией в поведении будет спокойствие. Когда человек «паровой каток» не видит в ответ бурной реакции, не встречает агрессии, он утихает и остывает его пыл. Он как бы выпускает пар и немного успокаивается. Только после того, как прошла волна таких безудержных эмоций, и противник истощился, можно проявлять свою инициативу и высказывать свое мнение. Если спор особой ценности не несет, не нужно вообще тратить свои силы, лучше уклониться от стычки.

Тип конфликтного человека «скрытый агрессор» проявляет себя в том, что он больше всего любит жить жизнью других людей, чем собственной. Его интересует все, что происходит вокруг других людей, не находя свою личную жизнь такой же интересной. Но больше всего им нравится не столько обсуждать жизни других людей, как даже придумывать для их жизни новые сценарии, какие так и не сбываются. Не имея особых на то причин, или просто из неприязни, или даже от скуки такие люди делают разные подставы, пускают слухи о других. Хотя сами уверены в том, что именно так и было, то есть сами начинают верить в собственно выдуманную сказку и любую ложь принимают за правду. Часто, когда они делают такие вещи, то стараются скрыться, как бы действуя под прикрытием, чтобы их даже не заподозрили и не разоблачили, но иногда действуют в открытую, распространяя свои истории всем знакомым, чем намеренно повергают себя конфликту. Столкнувшись с таким «агрессором в тени» тет-а-тет, прежде всего, нужно выяснить у него причину подобных поступков, поинтересоваться, чем его так заинтересовала персона именно этого человека. Если он будет отнекиваться от содеянного и агрессивно реагировать на обвинения, нужно привести ему факты, которые доказывают, что именно он делал эти нехорошие вещи. Важно сохранять при этом собственное спокойствие, как и в случае с первым типом. Если все-таки удалось узнать истинные мотивы поступков «скрытого агрессора» можно предложить ему найти компромисс. Большинство из таких типов действуют подобным образом из-за зависти к соперникам, но бывает, что они выбирают себе жертву без особых на то причин, просто первую попавшуюся.

Люди с типом «разгневанный ребенок» действительно ведут себя, как маленькие, безответственный, несамостоятельные дети. Они не умеют контролировать свои эмоции и ситуацию вообще. Очень часто сами доводят до того, что теряют ориентиры в сложившейся ситуации и, пытаясь найти выход, начинают приходить в отчаяние, и когда уже совсем не могут найти выход из положения начинают паниковать. Если на такого индивида во время разговора поднимут голос, или как-то притеснят его желания – сразу вспыхивает гневом. Под этим бешенством на самом деле скрывается страх перед утратой авторитета. Они, как капризные дети, которые видят, что их власть над родителями становится слабее, и те пытаются их воспитывать, сразу делают вид, что самые несчастные в этом мире и их никто не понимает, при этом или злятся, или пытаются вызвать к себе жалость. Но если детям такое поведение еще простительно, то взрослым уже никак. Если научиться сразу, определять человека с таким конфликтующим типом, можно с легкостью сносить конфликты с ним, просто заняв соответствующую стратегию. Такая стратегия заключается в том, чтобы дать человеку возможность высказаться, подать вид, что его слушают и дать время, чтобы успокоится и прийти в себя после таких сильных излияний души. Главное, самому со спокойствием и терпением переждать вспышку, принять извинения и раскаяние, если такие следуют, и не фиксировать свое внимание на том, что случилось. «Разгневанный ребенок» все равно будет ощущать смущение, и этим сам себя будет бичевать, но все же такие эпизоды будут повторяться.

Человек — «жалобщик» всегда на кого-то и что-то жалуется, почти все его разговоры сопровождаются хныканьем и плохим настроением. Почти все его жалобы не имеют под собой реальной почвы, а если имеют, то имеют, то не такую уж сильную угрозу для его личности они не несут. В беседе с таким человеком нужно сначала его выслушать, если монолог не прекращается, можно попробовать рационализировать его суждения. Такая тактика заключается в том, чтобы пересказать ему все то, что он проговорил, спросить есть ли действительно причины, чтобы так рассуждать, есть ли существенные основания и насколько важным является это для самого человека. Можно также спросить, нужна ли помощь в этом вопросе. Возможно, случится такое, что человек увидит ситуацию со стороны, учтет новые, появившееся факты и поймет, что это не так уж важно или страшно, как он полагал. Можно просто поддакивать все время, делать вид, что вовлечены в разговор, а на самом деле просто переждать, пока собеседник выговорится, иногда, бывает, только это ему и нужно.

Если предстоит общаться с типом «молчун», нужно быть готовым к длинной и монотонной беседе с медлительной реакцией собеседника. Причина такого характера человека может быть в том, что он является интровертом от природы, или в силу индивидуальных характеристик. Его разговорчивость может зависеть от погоды или настроения в текущий момент. В общении нужно давать им время для раздумий и высказываний. Очень часто в таких людей есть что сказать, но они этого не делают, полагая, что их не поймут. Часто за таким поведением скрывается желание быть таинственным, создавая вокруг себя ауру загадочности. Бывает, что у таких людей сильно занижена самооценка, и они просто боятся много разговаривать, чтобы не привлекать к себе очень много внимания. Если все-таки предстоит разговор с таким молчаливым человеком, нужно постепенно добывать с него информацию, лучше продумать себе структуру беседы, чтобы не говорить лишнего и этим не обременять собеседника. Нужно действительно быть очень осторожным в высказываниях, иначе «молчун» может в один момент закрыться и больше никакой информации от него не добиться.

Еще один тип конфликтной личности – «сверхпокладистый». Он хочет всем нравиться, иногда для того, чтобы добиться одобрения со стороны других ему приходиться врать. За внешней приятностью скрывается личность ненадежного и безответственного человека. Очень часто за его обещаниями на самом деле никаких соответствующих поступков не следует. Поэтому, в отношениях с таким человеком необходимо дать ему понять, что от него ждут ответственности и правдивости, и также, что даже если он не будет поддерживать идею – его за это не осудят, только бы он был честным и не подлизывался. Если все время наблюдать за таким человеком, контролировать его высказывания и обсуждать поступки он сможет исправиться. Главное со своей стороны тоже показывать справедливое отношение к нему.

Выполните тест «Конфликтная ли вы личность?»

1. Представьте, что вы едете в метро, где началась ссора между пассажирами. Что вы предпринимаете?

а) не будете вмешиваться;

б) может быть, вмешаетесь, встав на сторону правого;

в) вмешаетесь обязательно.

2. Критикуете ли вы на собраниях руководство за допущенные ошибки?

а) нет;

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к руководителю;

в) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный руководитель излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который вам кажется лучшим?

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы предложите свой план;

в) нет, так как за это могут наказать.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами и друзьями?

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши отношения;

б) да, только по принципиальным вопросам;

в) спорите со всеми по любому поводу.

5. К то-то пытается пройти перед вами вне очереди. Что вы делаете?

а) следуете его примеру;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Рассматривается проект вашего коллеги, содержащий смелые идеи и ряд ошибок. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим, как вы поступите?

а) выскажитесь о положительных и об отрицательных сторонах проекта;

б) выделите положительные стороны и предложите предоставить возможность продолжить эту работу;

в) станете критиковать ее, так как в серьезном проекте ошибки недопустимы.

7. Муж (жена) постоянно говорит вам о необходимости экономии, а сама покупает слишком дорогие, на ваш взгляд, вещи. Что вы ему (ей) скажете?

а) что одобряете покупку, если она доставила удовольствие;

б) говорите, что эта вещь бесполезна или безвкусна;

в) ссоритесь.

8. Вы встретили подростков, которые курят в неположенном месте. Как вы реагируете?

а) думаете:»Зачем мне портить настроение из-за чужих невоспитанных детей?»;

б) делаете им замечание;

в) если бы это было на территории института, вы бы их отчитали.

9. В ресторане вы заметили, что официант обсчитал вас. Что вы делаете?

а) не даете ему чаевых, которые заранее приготовили;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) устроите скандал.

10. Вы приехали в дом отдыха. Администратор занимается посторонними делами, развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности. Как вы себя поведете?

а) вы понимаете, что если вы выскажете ему свое возмущение, то это вряд ли что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, чтобы его наказали;

в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале – официантках, горничных и др.

11. В ы спорите с сыном (младшим братом) и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

а) трудно сказать;

б) да, разумеется;

в) конечно, нет. Какой же у вас будет авторитет, если вы признаете неправоту перед младшим?

 

Подсчет:

Каждый ответ по варианту, а) равен 4 баллам; по варианту б) – 2 баллам; в) – 0 баллов.

Интерпретация итогов:

  1. От 44 до 34 баллов – конфликтность ниже нормы, нерешительность повышенная. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется ваша помощь. Вы не всегда ее оказываете. Поэтому вы можете потерять их уважение.
  2. От 32 до 16 – нормальная конфликтность. Вы вступаете в конфликт исходя из ситуации: если конфликт не затрагивает ваших прямых интересов, вы стараетесь его обойти.
  3. Ниже 14 баллов – повышенная конфликтность. Вы конфликтуете по поводу и без повода, мешая себе и окружающим. Возможен комплекс неполноценности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: