Контрольная работа по курсу
«Общая и экспериментальная психология
Рекомендации по выполнению контрольной работы.
Для контрольной работы предложено изучение следующих тем:
Оглавление
Тема. Внимание. 2
Тема Память. 5
Тема. Представления и воображение. 7
Тема. Мышление. 8
Тема. Речь. 9
Прежде чем выполнить контрольную работы, необходимо прочитать соответствующие разделы в учебнике.
2. Раскрыть контрольные вопросы по всем предложенным темам.
Решить задачи Практикума каждой темы.
Необходимые разделы контрольной работы:
Содержание с обозначением страниц
Список использованной литературы
Тема. Внимание.
Контрольные вопросы
1. Определение и критерии внимания.
2. Основные виды внимания.
3.Характеристика свойств внимания.
4. Дефекты внимания.
5. Этапы и факторы развития внимания ребенка.
6. Теории внимания.
Практикум
Задача 2. Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания, а какие для возникновения непроизвольного.
1. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.
2. Новизна, сила, контраст раздражителя.
3. Осознание долга и обязанностей выполняемой деятельности.
4. Активная умственная работа.
5. Создание привычных условий деятельности.
6. Необычность раздражителя.
7. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
8. Начало и прекращение действия раздражителя, подвижность предмета.
9. Устойчивость интересов.
10. Наличие косвенных интересов.
Задача 3. Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
1. Как-то произошел спор о том, кого можно назвать более внимательным. Один из споривших сказал: «Иван Иванович очень внимательный. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего не может его отвлечь: при появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает».
|
Другой ответил: «Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, он весь поглощен рассказом), все же ни одна деталь не ускользает от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг».
«Нет уж, Борис Васильевич внимательнее всех, - сказал третий. – Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Борис Васильевич за этот короткий миг разглядел все детали его одежды».
2. Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках – английском, немецком, французском – разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках. (М.Горький)
3. «Телефон трещал понапрасну, шаги в коридоре приближались и отдалялись, стук в дверь раздавался и требовательным напором, и вкрадчивым покребыванием. Васильев не отвечал, он просто не слышал всего, занятый любимым, главным делом своей жизни…» (Ю.Бондарев)
4. В течение одной минуты ребенок должен увидеть как можно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздается сигнал. Ведущий выясняет, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечислить вслух увиденное. То, что не замечено, дополняют другие участники игры.
|
5. Учитель объяснял новый материал. Стояла тишина. Довольный вниманием детей, он прохаживался от стола к доске. И вот послышался шепот: «Раз, два, три, четыре… запиши». – «Что это вы считаете?» - «А мы на спор считаем, сколько вы за урок сделаете шагов». – Учитель смутился и попытался пошутить: «Собьетесь до конца урока». – «Не собьемся, ваши шаги легко считать – у вас ботинки скрипят».
Задача 4. Дайте психологическое объяснение следующим фактам:
1. Почему световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?
2. Почему во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?
3. Почему младший школьник может часами играть в компьютерные игры, не уставая и не отвлекаясь, а вот геометрия требует от него большого сосредоточения внимания?
4. Как аспирант, просматривающий в научной библиотеке каталог, мгновенно «отлавливает» книги с ключевыми для его исследования словами?
5. В чем причина рассеянности Ньютона? Однажды он задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил время начала варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.
6. Почему в первом классе текст задачи целесообразнее читать учителю?
7. Почему в младших классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления?
8. Почему в начальной школе не следует давать домашнее задание со звонком с урока?
Тема Память
Контрольные вопросы
1.Общая характеристика памяти.
2. Виды памяти.
3. Процессы и механизмы памяти.
4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
|
1. во МГУ, 1979.
Практикум
Задача 3. Определите, в каком из перечисленных примеров речь идет о сверхкратковременной (сенсорной), кратковременной, оперативной или долговременной памяти.
1. При печатании на пишущей машинке как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.
2. Человек, набирающий малознакомый номер телефона, не имея перед глазами его запись, мысленно повторяет его. Если его прервать, номер исчезнет из памяти.
3. Старушка всю жизнь помнит о своей первой любви.
4. Авиадиспетчер на несколько минут сосредотачивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.
5. Люди, окончившие школу даже 40-50 лет назад, сохраняют в памяти имя первой учительницы.
6. Студент перед экзаменом помнит огромное количество цифр, дат, фактов, которые после сдачи экзамена «улетучиваются» из головы.
7. Кинофильм воспринимается зрителями как непрерывно текущее изображение, а не как набор отдельных кадров.
8. На конференции с человеком пытается поболтать неинтересный ему собеседник. Высматривая в толпе знакомые лица, человек отвечает на его вопросы, но, наконец избавившись от него, совершенно не помнит, о чем был разговор.
9. Многим людям трудно запомнить имя и фамилию нового знакомого, хотя при знакомстве их друг другу представили.
10. Пожилой актрисе, работающей над мемуарами, кажется, что свои гимназические годы она помнит лучше, чем военные и перестроечные.
Тема. Представления и воображение
Контрольные вопросы
1.Общая характеристика представлений и воображения.
2. Роль и функции воображения.
3. Виды воображения.
4. Механизмы создания образов воображения.
5. Воображение и творчество.
Практикум
Задача 1. Определите вид воображения:
1. Незначительная переработка имеющихся представлений.
2. Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций.
3. Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.
4. Создание образов желаемого будущего.
5. Действительность сознательно конструируется человеком, преобразуется, а не просто воссоздается.
6. Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем.
7. Образы воображения возникают под действием мало осознанных потребностей, влечений, установок.
8. Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию.
9. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.
10. Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Тема. Мышление
Контрольные вопросы
1. Основные характеристики мышления.
2. Формы мышления.
3. Умственные операции.
4.. Виды мышления.
5. Развитие мышления.
6. Мышление и интеллект.
Практикум
Задача 2. Определите, о каких видах мышления идет речь.
1. «…мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б.Т.Теплов)
2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств.
3. Вид мышления, направленный на решение практических задач.
4. … неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.
5. Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.
6. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.
Задача 3. Одинаковы ли по значению и употреблению перечисленные ниже термины?
Интеллект, мышление, разум, рассудок, менталитет, знание, ум, мудрость, образованность, информация, интеллигентность, понимание, осведомленность, эрудиция.
Тема. Речь
Контрольные вопросы
1. Речь и язык.
2. Функции речи.
3. Основные виды речи.
4. Речь и мышление
5. Развитие речи у ребенка
6.. Личность в речи
Практикум
Задача 1. Какие из приведенных выражений характеризуют речь, а какие – язык?
1. Исторически сложившееся средство общения.
2. Выражает психологические особенности отдельно взятого человека.
3. Развивается относительно независимо от человека.
4. Отражает психологию народа.
5. Система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
6. Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
7. Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений.
8. Психическая деятельность, которая проявляется как процесс общения.
Задача 3. Определите виды речи.
1. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной ситуации, обстановке.
2. Речь с наиболее полно выраженными грамматическими связями.
3. Наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение.
4. Внешняя речь для себя.
5. Заранее планируемая, программируемая речь.
6. Отрывочная, грамматически бессвязная речь.
7. Речь, в которой последующие высказывания обусловлены высказываниями собеседника.
8. Речь, в которой активно используются мимика, жесты.