Культурно-историческая теория Л.С. Выготского




Доклад по дисциплине «Научные школы и теории в современной психологии»

 

на тему «Коммуникативные свойства личности в теории деятельности»

 

Преподаватель:

проф., д.псх.н.

Благинин Андрей Александрович

 

Выполнила:

студентка 2 курса 771м группы

Смирнова Ольга Станиславовна

 

Санкт-Петербург

Коммуникативные свойства личности в теории деятельности

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

Леонтьев уточняет положение Рубинштейна:«Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней». [7]

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

В культурно-исторической концепции говорится о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс. Теперь человек действует на природу и видоизменяет ее. Другой тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Для человека характерно то, что он научился, что умеет управлять собственной психикой. Он понимает особенности работы собственных психических процессов: памяти, внимания, мышления и др. Человек может управлять этими процессами, таким образом они обретают характер произвольности. Высшие психические функции и были названы таковыми, потому что человек обрел способность заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Появились даже неосязаемые орудия труда, например мнемотехнические способы (повторение и др.).

Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками. Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки сначала были предметны — "узелок на память" или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Человек, например, увидел зарубку и вспомнил, что надо делать.

Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности (или связан слабо). Узелки и зарубки могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий.

Поскольку для понимания происхождения человеческой психики важно ответить на вопрос "Откуда берутся средства-знаки?", то Выготский это проанализировал. Как известно, труд создал человека. В процессе совместного труда наших предков происходило общение между ними с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса: "сделай то", "возьми это", "отнеси туда", "дай" и т. д. К трудовому процессу можно здесь отнести и охоту, и, с некоторой натяжкой, военные действия.

Первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Позднее в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, но и на себя. В результате из командной функции слова родилась его организующая функция. Человек постепенно научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека. Это одна из причин того, что концепция была названа культурно-исторической.

Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе этого процесса происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе современного человека, по мнению Выготского, наблюдается принципиально тот же самый процесс. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Поэтому высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению. Они:

- произвольны,

- опосредованы,

- социальны.

Данная концепция сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке педологии, дефектологии, и стали основанием для развития деятельностного подхода. [3]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: