Тренировочное задание - это часть плана тренировочного занятия, состоящая из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определенными педагогическими задачами тренировочного процесса. Оно рассматривается как первичное звено в реализации целенаправленного и четкого управления тренировкой.
Тренировочное задание в процессе его выполнения оказывает педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена. Важное место в тренировке отводится упражнениям в процессе выполнения этого задания.
Построение учебно-тренировочного процесса юных легкоатлетов на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить:
¾ единообразие методики многоборной подготовки;
¾ дифференцированное и целенаправленное воздействие на юный
организм для лучшего воспитания основных физических качеств;
¾ применение заданий методом вариативных упражнений, снижая
монотонность;
¾ увеличение диапазона целенаправленных вариаций основного
двигательного действия;
¾ создание условий к оптимальному соотношению повторяемости
и вариативности;
¾ значительное упорядочение тренировочного процесса на всех этапах многолетних занятий спортом [6];
Тренировочные задания делятся на три группы: аэробного, смешанного аэробно-анаэробного и анаэробного воздействия.
При этом учитывается оценка различных сторон индивидуальной физической подготовленности юных спортсменов, где можно выделить три уровня: средний, выше среднего, ниже среднего. Это способствует дифференцированному подбору и применению тренировочных заданий с учетом необходимости избирательного воздействия на конкретные звенья индивидуальной физической подготовленности.
|
Можно полагать, что отбор и классификация тренировочных заданий тренерами для решения конкретных задач, выполняемых в процессе спортивной подготовки юных многоборцев, позволит систематизировать задания различной направленности и создать свой каталог наиболее часто применяемых в тренировке упражнений, упростить планирование, учет и контроль тренировочной нагрузки, даст возможность тренеру и спортсмену получать четкую количественную и качественную характеристику проделанной тренировочной работы за определенный период времени, повысить надежность управления тренировочным процессом.
Ориентация на создание блока тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений и игр является основой для пересмотра традиционных представлений о планировании и организации учебно-тренировочного урока.
Тренировочные задания условно делятся на четыре группы:
¾ обучающие;
¾ комплексы, развивающие физические качества;
¾ игры, развивающие физические качества;
¾ специальные (состоящие из средств беговой подготовки).
Рассмотрим методику применения учебных занятий в тренировочном процессе.
Тренировочный урок делится на три части.
Подготовительная часть - разминка, включаются общеразвивающие упражнения, а для второго года обучения - специальные и игровые упражнения.
Главная задача основной части - изучение техники спортивного упражнения, обеспечение общей и специальной подготовки. Физические упражнения в виде тренировочных заданий (10-20 мин) в основной части располагают в следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы и выносливости (40-45 мин.)
|
В заключительную часть (15 мин) урока включают упражнения, направленные на развитие быстроты, применяют в основной части урока после разминки. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения.
Тренировочный микроцикл
Тренировка планируется по дням на основе недельного (или с другим числом дней) цикла. Цикловое планирование позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то же время иметь достаточный отдых, причем не столько за счет свободных дней, сколько за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных работ. В настоящее время спортсмены тренируются 5-7 раз в неделю.
В тренировочном цикле чередуются занятия с разными задачами, средствами, методами и нагрузками. В связи с этим очень важно так построить микроцикл, чтобы повысить эффективность тренировки за счет правильного распределения в цикле разных занятий. Так, для совершенствования техники далеко не безразлично, что выполнялось в тренировочном занятии накануне. Если занятие было посвящено воспитанию выносливости или совершенствованию техники при максимальных усилиях, то в следующий день работать над улучшением техники не следует, поскольку это неэффективно. В то же время совершенствование техники при небольших нагрузках в течение нескольких дней подряд дает положительные результаты [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Легкоатлетические многоборья — совокупность легкоатлетических дисциплин, где спортсмены соревнуются в различных видах, которые позволяют выявить самого разностороннего атлета.
|
Многоборье предъявляет чрезвычайно высокие требования к системе подготовки атлетов.
Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. К основным видам многоборья относиться: Десятиборье — спортивные упражнения для мужчин, состоящие из 10 разных видов легкой атлетики: бег на 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег на 400 м, бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжки с шестом, метание копья, бег на 1500 м и Семиборье — легкоатлетическая дисциплина, включающая соревнования в 7 видах лёгкой атлетики.
Так же, есть такие виды многоборья, как: триатлон - мультиспортивная гонка, состоящая из непрерывного последовательного прохождения её участниками трёх этапов: плавания, велогонки и бега. И пентатлон - вид спорта из класса спортивных многоборий, в котором участники соревнуются в пяти дисциплинах: конкур, фехтование, стрельба, бег, плавание.
За каждый вид спортсмены получают определённое количество очков, которые начисляются либо по специальным таблицам, либо по эмпирическим формулам. Соревнования по многоборьям на официальных стартах IAAF всегда проводится в два дня. Между видами обязательно определён интервал для отдыха (как правило не менее 30 минут). При проведении отдельных видов существуют поправки, характерные для многоборья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Коробков, Г.В. Легкоатлетические многоборья. [Текст]: Учеб. пособ.
; / В.Г. Коробков - М., ФиС, 1953.
2 Озолин, Н.Г. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. [Текст]: Учеб. пособ. / Н.Г. Озолин, В.И. Воронкин, Б.Н. Примаков. - М. ФиС, 1989.
3 Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта [Текст]: Учеб. пособ.; / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987 - 128 с.
4 Викторова, О.Д. Структура подготовки семиборок высокой квалификации в беговых видах программы многоборья. [Текст]: автореф. дис. канд.-пед. наук. - М., 1990. - 23 с.
5 Сетевая энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Сетевая энциклопедия – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.wikipedia.org/, свободный (дата обращения: 29.10.2018). – Загл. С экрана.
6 Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. [Текст]: Учеб. пособ.; / В.Н. Платонов. - Киев: Высшая школа. Голов. Изд-во, 1984. - 352 с.
7 Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.[Текст]: Учеб. пособ.; / В.Ю. Верхошанский. - ФКиС, 1988. –
331 с.