Виды структур организаций.




Функция организации.

Причина возникновения организации:

Ограниченность => физических, информационных, интеллектуальных, экономических, коммуникационных возможностей людей => объединение для совместных решений стоящих проблем и достижений целей.

 

Признаки:

1. Обособленность (замкнутость внутренних процессов; наличие границ)

2. Внутренний центр (координационная деятельность участников; обеспеченное единство действий)

3. Саморегулирующие деятельности (принятие самостоятельных решений; творческое преломление внешних команд)

4. Организационная культура (совокупность норм, традиций, верований, ценностей, определяющих поведение людей).

Что же такое организация? Под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и иных условий.

 

Виды структур организаций.

1. Организационные => совокупность подразделений

2. Управленческие => совокупность органов управления

3. Социальные => совокупность работников, объединённых по принципу пола, возраста, профессии и образования

4. Коммуникационные => совокупность каналов, по которым осуществляется взаимодействие членов организации и обмен информации.

5. Технологические => совокупность оборудования, материальных и энергетических потоков.

Содержание функция организации заключается в том, что всегда есть постоянные и временные взаимоотношения между всеми элементами фирмы. Всегда в фирме существует иерархия. Организационная структура состоит из отдельных подразделений, у которых свои функции. «Орг. Структура» «коварное» образование. В неё включены все работники, и она долго отлаживается. Под организационной структурой понимается совокупность взаимосвязанных подразделений организаций, обособившихся в результате внутреннего процесса разделения труда.

 

Проблемы, возникающие в случае неадекватного функционирования организационной структуры:

1. Дублирование функций

2. Нарушение координаций

3. Сбой в информационных потоках

4. Принцип обратной связи

5. Замедление реакции фирмы к изменениям внешней среды

6. Удорожается организация, появляется рост издержек.

 

Подразделения объединяют официальные группы работников, ответственных за выполнение конкретного набора финансовых, производственных, управленческих и иных функций. Они различаются своей ролью в организации, положением (статусом), числом работающих, величиной материальных и финансовых ресурсов, которыми могут оперировать.

Процесс формирования организационной структуры получил название департаментализация, в основе которого лежат следующие принципы:

1. Количественный (требует, чтобы подразделения состояли из оптимального числа работников, которые необходимы для выполнения поставленной задачи, и могут эффективно подчиняться одному руководителю).

2. Временной (применяется там, где по технологическим или экономическим причинам целесообразна посменная или вахтовая работа).

3. Технологический (заключается в том, что в основу создания подразделений производственных предприятий кладётся завершённый технологический процесс) Этот принцип применяется в основном при выделении цехов и участков.

4. Профессиональный (обычно используется в научных или учебных заведениях, и состоит в том, что люди объединяются в этом случае, у которых одинаковая или близкая специальность)

5. Функциональный (предполагает, что выделение подразделений или их групп происходит в соответствии с функцией, отражающими основные направления и сферы деятельности). Например: финансы, сбыт, маркетинг и т.д.

6. Дивизиональный (в соответствии с ним различные подразделения организации ориентируются на работу в рамках одного региона (территориальный подход); обслуживание той или иной группы клиентов (рыночный подход); выпуск определенного вида изделий или услуг (продуктовый подход); попеременное освоение новинок или выпуск традиционных изделий (инновационный подход)).

7. Проектный (предполагает, что организация состоит из подразделений, решающий разовую задачу или проект, и который после завершения работы прекращают своё существование).

8. Матричный (означает, что в постоянных подразделениях для решения конкретных проблем создаются временный творческие группы, которую используют общую материальную и информационную базу)

9. Программно – целевой (предусматривает создание в рамках организации подразделений для достижения крупных целей, часто не связанных с её основной деятельностью). Нарпимер: экологическое оздоровление

10. Фрагментарный (допускает существование в рамках организации самостоятельных и полусамостоятельных исследовательских и проектных групп).

Первые 6 организационные структуры жёсткие, остальные мягкие.

В то же время сегодня в чистом виде структур не существует. В любой организации в разных сочетаниях встречаются все их типы и элементы. Это обеспечивает:

1. Успешную реализацию целей и стратегий

2. Минимизация затрат

3. Увеличение манёвренности и стратегической гибкости

4. Динамичность развития.

 

Организационная деятельность как процесс состоит:

1. Постановка целей фирмы и подразделений

2. Формирование планов и направлений работы

3. Определение видов деятельности, необходимых для осуществления планов

4. Группировка этих видов деятельности, исходя из имеющихся трудовых ресурсов и материалов.

5. Наделение руководителя полномочиями, необходимыми для его работы.

6. Построение структуры горизонтальных и вертикальных связей. Налаживание структуры информационного обмена.

 

Три правила разработки информационной структуры:

1. Каждая функция, реализуемая фирмой, должна быть закреплена за отдельной конкретной службой.

2. Недопустимо закрепление одной функции за двумя или несколькими службами.

3. Иерархия служб не должна подчинять одному субъекту управления более шести – семи объектов.

Три проблемы вытекающие, из наличие уровней:

1. Наличие каждого уровня – удорожание организации

2. Усложняются связи или теряются и искажаются

3. Усложняются планирование и контроль.

Два типа организационных структур:

1. Иерархические (жёсткие бюрократические) структуры: линейная, функциональная, линейно – функциональная, дивизионная.

2. Органические (гибкие и адаптивные) структуры: небольшое количество уровней (проектная, матричная, проектно – целевые группы).

||

Тенденция к плоской структуре, при ней диапазон управления расширяется за счёт сокращения вертикальных звеньях. Эта структура с максимальной децентрализацией. Развивает ориентацию работников на использование внутренних возможностей подразделений, инициативы и способность персонала самостоятельно принимать решения. (сейчас самая распространённая в США 100% дивизионная структура).

Расстояние сверху до низу.

Причины перехода:

1. Растущая дерсесификация бизнеса.

2. 50-е годы вторая волна управления,

3. Децентрализация управления.

4. Сочетание обязанности и ответственности отделений.

Количество структур может быть велико.

Внешняя среда организаций:

Внешняя среда организаций = совокупность субъектов и процессов, состоящих её окружение.

Деловое окружение:

- партнёры

- конкуренты

- клиенты

- банки

- страховые органы

Фоновое окружение:

- конкуренция

- общественное мнение

- стихийные события

- законодательство

 

Внутренняя среда организации:

Внутренняя среда организации = совокупность субъектов, объектов, процессов, придающих ей конкурентное лицо

Элементы:

- разделение труда и специализация

- организационная структура

- технология основной деятельности

- дифференция и интеграция производственных процессов.

 

Организационные процессы:

Функционирование:

Обеспечивает сохранение организации на основе обмена со средой: ресурсами, энергией, информацией.

Развитие:

Создание условия:

- преобразования организации в соответствии с требованиями среды

- восстановление наружного равновесия

- перехода к новому качественному состоянию

 

Законы организации:

1. Синергия = возможности организации как целого > суммы возможностей элементов

2. Дополнение внутренних процессов и функций противоположно направленными

3. Сохранение пропорциональности м – у организацией и её частями при любых изменениях

4. Композиция = функционирование всех элементов организации, подчинённых общей целью.

5. Самосохранение организации в целом и любого элемента

6. Информированность в организации не может быть больше порядка, чем у её участников имеется информации

7. Необходимо разногласие: организация будет устойчива, если состоит из качественно разногласных элементов.

8. Онтогенез = жизнь организации проходит стадии: становление, развитие, угасание

 

Виды организации:

Первичная:

- является внешней данностью;

- обладание собственными целями, которые навязываются участникам;

- имеет абсолютный постоянный приоритет над участниками

- наделяет их ресурсами

^

|

Государственное учреждение

 

Вторичная:

- создание самими участниками

- служит их целям

- наделяется ими ресурсами

Корпоративная: получает временный приоритет над участниками для решения текущих проблем (акционерное общество)

Ассоциативная: не обладает приоритетом над участниками – отношения партнёрские (ассоциация)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: