Этика взаимоотношений в трудовом коллективе




Вариант 4

Общие сведения об морали.

Этика взаимоотношений в трудовом коллективе.

Понятие коммуникации. Причины неэффективных коммуникаций. Преодоление коммуникативных барьеров.

 

 

Общие сведения о морали

Мораль является одной из форм общественного сознания людей. Под моралью понимается совокупность исторически сложившихся принципов, норм (правил) поведения людей, которые регулируют их отношения друг с другом и с обществом, а также служат для оценки поведения людей.

Мораль возникла на заре человеческого общества в виде стихийно
сформировавшихся и общепринятых обычаев и нравов. Без взаимопо -­
мощи, без определенных обязанностей по отношению к своему роду че ­-
ловек не смог бы успешно противостоять природе, внешней среде и вы­
жить. Именно потребность людей в объединении для совместных дейст-­
вий, в согласовании поведения каждого человека с интересами общества
стала предпосылкой возникновения морали.

Отсюда одно из назначений морали - преодоление противоречий ме­-
жду личностью и обществом. С возникновением классового общества
мораль становится классовой.

Моральные нормы служат для контроля за поведением людей внутри
отдельных социальных групп, различных классов и общества в целом.
В любом обществе действия и поступки различных людей должны" под­-
чиняться строго определенным моральным принципам. Согласуй свое
поведение с моральными принципами, человек тем самым способствует
прогрессу своего общества.

Общество, поддерживая и распространяя определенную мораль, фор­мирует личность в соответствии со своим идеалом. Специфика норм мо­рали заключается в том, что ее предписания имеют общечеловеческий характер, их необходимо использовать в различных ситуациях общения людей. Это не отрицает, конечно, того факта, что мораль у разных клас­сов различна.

Современная практика показывает, что успех сферы услуг не­возможен без морального просвещения (обучения) как потребителей, таки обслуживающего персонала. В настоящее время при переходе к рыноч­ной экономике старые идеалы утрачены, а новые еще не созданы. По­этому важнейшей задачей сегодняшнего дня является создание новых нравственных идеалов и ценностей и внедрение их в сознание широчай­ших слоев населения, в том числе и работников сервиса.

Мораль отличается от права тем, что носит именно неписаный харак­тер и ее требования обычно закрепляются в обиходе в виде традиций, обычаев, общепринятых норм и т. д.

Этика - наука о морали, особенностях ее происхождения и развития, о законах нравственности как одной из сторон жизнедеятельности общества и личности. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав.

В этике определены высшие нравственные ценности, которые на­-
правляют нравственную жизнь общества и человека. Это - жизнь, свобо­-
да, патриотизм, социальная справедливость, национальное самосознание,
уважение чести и достоинства каждой отдельной личности. Этика является поистине нормативной наукой. Ее называют также
нравственной философией. Этика изучается не только для того, чтобы
дать понятие, что именно есть добродетель, а главное, для того, чтобы
человек был всегда добрым.

Этика взаимоотношений в трудовом коллективе

Трудовые коллективы возникают ради целей совместного достижения определенных целей. Поэтому на первый план в них выходит именно деловое общение. Деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально — психологические механизмы.
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по деланию участников) в любой момент.
Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.
Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция — формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.
В этом контексте легко объяснимы попытки, многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Выделяют шесть основных принципов этикета:
1. Пунктуальность (делайте все вовремя).
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего).

3. Любезность, доброжелательность и приветливость.
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).

5. Внешний облик (одевайтесь, как положено).
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).

В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профилей.
Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal — словесный, устный). Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами, представляющими иные культуры и религии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: