Задания для семинарских занятий по предмету «Философия»
Тема 1. Предмет, структура, функции философии
Вопросы для обсуждения:
- Проблема определения философии, специфика философского знания,
актуальность изучения философии;
- Мировоззрение. Философия и мировоззрение;
- Основной вопрос философии, его актуальность и значимость;
- Структура философского знания. Функции философии.
Контрольные вопросы:
- Как с греческого языка переводится термин «философия»?
- Перечислите семь основных форм духовной сферы жизнедеятельности
общества;
- Кто первым ввел в оборот понятие философия?
- Какие виды мировоззрения вы знаете?
- Дайте характеристику понятиям мироощущение, мировосприятие,
миропредставление, миропонимание;
- Дайте определение понятиям: онтология, гносеология, методология,
логика, эстетика, этика, философская антропология, аксиология;
- Назовите основные особенности философии как формы
общественного сознания;
- Перечислите функции философии и дайте им краткую характеристику.
Тема 2. Становление философии, философская мысль Древнего Востока.
Вопросы для обсуждения:
- Источники и концепции происхождения философии;
- Характеристика черт Западной и Восточной философской мысли;
- Древнеиндийская философская мысль. Общая характеристика,
философское наследие буддизма;
- Характеристика древнекитайской философской мысли: даосизм и
конфуцианство.
Контрольные вопросы:
- Раскройте содержание понятия предфилософия;
- Перечислите основные концепции происхождения философии;
- Назовите основные черты Западной философской мысли;
- Обозначьте особенности Восточной философской мысли;
- Назовите сборник произведений, являющихся важнейшим источником
древнеиндийской философской мысли;
- Какая часть вед является наиболее ценной для изучения индийской
философской мысли?
- Что означает понятие упанишады?
- Что означает понятия брахман и атман?
- Что означают понятия сансара, карма, майя?
- Какие древнеиндийские поэмы Вы знаете?
- Кто является основателем даосизма?
- Что означает понятие дао?
- Раскройте содержание понятия недеяния в даосизме;
- Охарактеризуйте понятие благородный муж в конфуцианстве;
- Что означают понятия инь и янь?
- Чем по Конфуцию благородный муж отличается от низкого человека?
- На каких столпах строится учение об обществе Конфуция?
Тема 3. Античная философия
Вопросы для обсуждения:
- Краткая характеристика этапов развития античной философской мысли;
- Досократический этап: представители, школы, проблематика.
- Учение Сократа, этический рационализм, суть сократического поворота
в истории философской мысли;
- Философская система Платона, социальная концепция Платона;
- Философская система Аристотеля;
- Эллинизм: представители, школы, этическая проблематика.
Контрольные вопросы:
- Выделите основные периоды в развитии Древнегреческой философской мысли;
- Раскройте содержание понятий натурфилософия, космоцентризм;
- Кого считают первым древнегреческим философом?
- Кто первым ввел в оборот понятие философия?
- Назовите представителей Милетской философской школы;
- Какой философ видел основание мира в айпероне?
- Назовите представителей Элеатской школы философии;
- Кого считают автором апорий «черепеха», «стрела», «дихотомия»?
- Какому философу принадлежит фраза «Все есть бытие, а небытия нет»?
- Кого в древней Греции называли софистами?
- Раскройте содержание диалектического метода Сократа;
- В чем заключается слабая сторона этического учения Сократа?
- Что означает понятие маевтика?
- Как звали Платона?
- Что означает понятие архе?
- На какие составляющие разделял мир Платон и как они между собой соотносятся?
- Какие сильные и слабые стороны в учении Платона об идеальном государстве можно выделить?
- Какие составляющие души выделял Платон?
- Расскажите, как Аристотель решил проблему дуализма мира идей и мира вещей Платона?
- Что означает понятие хрематистика?
- Какие правильные формы правления выделял Аристотель?
- Какие неправильные формы правления выделял Аристотель?
- Назовите составляющие души по Аристотелю;
- Как именуется наука о законах и формах мышления основателем, которой явился Аристотель?
- Раскройте содержание понятия энтелехия;
- Какими атрибутами обладает материя и форма по Аристотелю?
- Назовите философские школы периода эллинизма;
- Раскройте содержание понятия гедонизм;
- Что означает понятие «стоически переносить трудности»?
- Как Вы понимаете понятие скептицизм?
Тема 4. Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Вопросы для обсуждения:
- Общая характеристика средневековой философской мысли, этапы в ее развитии;
- Идейное наследие А.Августина и Фомы Аквинского, сходства и различия;
- Общая характеристика черт и особенностей философской мысли Возрождения;
- Краткая характеристика направлений философской мысли Возрождения;
- Протестантская этика и капитализм.
Контрольные вопросы:
- Выделите основные этапы в развитии средневековой философской мысли;
- Что означает понятия теоцентризм, теизм;
- Раскройте содержание понятия теодиция;
- Что означает понятия креационизм?
- На творчество какого античного мыслителя преимущественно опирался А. Августин;
- Какого античного мыслителя в христианском ключе переработал Фома Аквинский;
- Что означает понятия эсхатология?
- В чем различие между апофатическим и катафатическим богословием?
- Раскройте содержание понятия догмата о троице;
- Какой позиции придерживались реалисты?
- Какую точку зрения отстаивали номиналисты?
- При помощи каких аргументов защищал благость и всемогущество Бога А.
Августин?
- Что означает понятие антропоцентризм?
- Раскройте содержание понятия гуманизм;
- Что означает понятие пантеизм?
- Через какое понятие выражался принцип всеобщей одушевленности материи?
- Что означает понятие секуляризация?
- Раскройте содержание понятий геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира;
- С именем какого представителя Возрождения связан переход от геоцентрической картины мира к гелиоцентрической?
- Кто был предтечей Возрождения?
- Кого считают первым представителем эпохи Возрождения?
- Кому принадлежит фраза «овцы съели людей»?
- Назовите крупных представителей утопической мысли Возрождения;
- Назовите крупных представителей реформации;
- Кого называли и почему «женевским папой»?
- Назовите автора работы «Государь».