В системе работы Ярославского Естественно-исторического и Краеведческого общества образовалась антисоветская группировка, поставившая себе задачей использовать деятельность указанного общества и соприкасающиеся с ним организации Музей, Реставрационные мастерские, Педагогический институт в контрреволюционных целях.
В состав группировки вошли:
1. Бочкарев Валентин Николаевич, профессор истории Ярославского института, из дворян, бывший кадет.
2. Первухин Нил Григорьевич, научный сотрудник Музея, бывший директор гимназии, из дворян.
3. Перцев Василий Арсеньевич, бывший купец-подрядчик, научный работник Музея.
4. Соколов Александр Арсеньевич, бывший ректор Духовной Семинарии, сотрудник Музея.
Политическая физиономия участников, хотя и была разной, от кадета до монархиста, но представляла одно целое, направленное против Соввласти.
Антисоветская работа группы по краеведению выражалась, в первую очередь, в борьбе с новым советским краеведением и в отстаивании старых методов краеведческих работ. В этих целях группа стремилась выдвинуть на первый план историзм, в ущерб изучению производительных сил и экономики, причем пропагандировались антимарксистские методы исторического исследования, в области музееведения сохранение старого типа исторических музеев и возражала против объединения исторических музеев с музеями естественно-историческими и создания единых краеведческих музеев, настаивала на неприкосновенности существующих коллекций, возражала против реконструкции экспозиции на новых началах и центр тяжести в музейном деле на местах переносила на экспонаты историко-художественного значения, оставляя без внимания актуальные темы, в частности историко-революционные, наконец, отстаивала сохранение в целости памятников старины (церквей и т. п.), не считаясь с политическими и экономическими потребностями момента, и оставлении в церквах исторических ценностей...
|
(«Вглядись в минувшее бесстрастно...«//Культурная жизнь Ярославского края 20 — 30-х гг.: Документы и материалы. — Ярославль, 1995. С. 216—217.)
6. Сопоставьте два приведенных ниже документа. Что их объединяет? Прокомментируйте их содержание.
Из доклада члена Мологского научного общества Н. В. Чижи-кова. 18 мая 1927 г.
...Вскрытие р. Мологи бывает почти одновременно с Волгою... Волжский лед начинает идти назад, входит в устье Мологи и, напирая на Мологский лед, двигает его вверх по реке Мологе... Жуткие моменты переживали во время этого движения льда некоторые селения, расположенные у самой реки.
...Сообщения между домами во время больших разливов поддерживается на плотах и лодках... Много неприятностей доставляет населению разлив, а особенно в многоводные годы...
Можно себе представить, какой простор бывает для ветра и волн на обширном водном пространстве! Местный исследователь-краевед Фенютин рисует картину бури так: «Страшно бывает здесь во время бури, бушующей иногда несколько суток. Не только деревянные строения, самая земля дрожит от хлещущих волн, везде видна разрушающая сила ветра: дрова, стлань, кошевник — труды целой зимы крестьян разбивает и разносит — все гибнет бесповоротно...»
(Мологский край: страницы прошлого. — Некоуз, 1997. С. 22—23).
Из статьи в газете "Рыбинская правда" о заполнении Рыбинского моря. 1941. 29 апреля
|
Заполнение «Рыбинского моря», начатое 14 апреля, продолжается... По проекту заполнения в нынешнем году осталось поднять воду
еще на 2 с половиной метра. Большие заболоченные площади моли-го-шекснинского междуречья, луга и вырубленные леса превратили.ь в «морское дно»...
Совершенно необычный ледоход, по кратковременности и незначительности подъема воды, отметил наступление новых условий жизни города. Регулирование стока по Волге путем планомерных выпусков воды через плотину из "Рыбинского моря" навсегда прекратит половодья, а летом в течение всей навигации позволит иметь на рейде судоходные глубины.
(Рыбинск. Документы и материалы по истории города. — Ярославль, 1977 С. 259.)
Учебные задания
1. Используя карту, расскажите об изменениях территории Ярославской области в период с 1929 по 1944 гг.
2. Подготовьте доклад или сообщение по истории одного из предприятий, построенных в Ярославской области в предвоенные годы.
3. Проведите «круглый стол» и обсудите противоречия в развитии экономики и культуры края 1930-х годов.
4. Сделайте сообщение об идейно-политического направленности культурного строительства 1930-х годов на примере какой-либо сферы культурной жизни.