После подчинения Нормандии власти короля расширились не только междугородняя, но и международная торговля Парижа. Ремесленники объединялись в цехи. В Париже был цех каменщиков и скульпторов. Именно им, то есть светским строителям, принадлежит разработка конструкции и средств художественной выразительности стиля готики.
Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики. Здания ранней готики Франции четкостью архитектурной композиции и монументальной простотой своих форм несколько напоминают романское зодчество.
Нотр-Дам де Пари
Одним из самых величественных сооружений ранней французской готики является собор Парижской Богоматери. Он был заложен в 1163 г. В отдельных частях собор достраивался до середины 13 в. Ведущее значение во всей композиции принадлежит главному западному фасаду. Он расчленен на три яруса. Нижний, портальный ярус представляет собой цоколь, несущий на себе груз верхних двух ярусов. Стрельчатые, перспективно углубленные арки порталов способствуют еще очень медленному, но определенному устремлению ввысь. Нижний ярус завершается фризообразной «галереей королей» («Галереей королей» называется ряд довольно многочисленных изображений иудейских царей и предков Христа, которые уже очень рано стали отождествляться с французскими королями.), ритм которой, в уменьшенном масштабе, повторяет балюстрада второго яруса.
Центр второго яруса заполнен большим круглым окном (розой). Во втором ярусе стена акцентирована меньше, чем в нижнем: ее грузная массивность совсем не выражена. Третий ярус образован высокой сквозной и легкой галереей.
|
Фасады трансептов являются творением развитой готики. Их более стройные и изящные формы, почти полное отсутствие плоскости стены и ажурная роза дополняют и обогащают выразительность главного фасада.
Внутренние стены центрального нефа разделены на три зоны. Нижняя состоит из массивных и приземистых колонн-столбов, подпирающих аркады. Среднюю зону образуют арки эмпор, выходящие в центральный неф широкими проемами, близкими по форме к парным окнам второго яруса западного фасада. Выше арок эмпор, образуя третью зону членения, расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами. В глубине центрального нефа, пронизанного мерцающим светом витражей, находится алтарь.
В оформлении фасадов, особенно порталов, большую роль играет скульптура.
Необыкновенной художественной силой были наделены сверкающие витражные изображения. Когда верующий вступал в центральный неф и терялся среди огромной толпы молящихся, грандиозный взлет вверх могучих сводов захватывал его воображение.
Собор в Лане
Другим замечательным памятником ранней готики является собор в Лане, несколько более архаичный, чем собор Парижской Богоматери. Его проект был составлен около 1160 г., к 1174 г. были закончены хор и восточные части трансепта; главный корпус и западный фасад — в первые годы 13 в. Тогда же был значительно расширен хор, получивший взамен полукруглой абсиды прямоугольное завершение, во Франции нигде больше не встречающееся.
Западный фасад имеет необычайный для ранней французской готики вид. Отсутствующая «галерея королей» заменена образующей третий ярус глубокой аркадой. Над ней — две башни, имеющие по нескольку ярусов и украшенные ажурными угловыми лоджиями. Над средокрестием поставлена низкая башня, через которую поступает свет (также романский мотив).
|
Шартрский собор
Шартрский собор был перестроен из романской церкви. Новое строительство собора началось в 1194 и завершилось в основном к 1260 г.; позже доделывались порталы боковых фасадов. В результате от старой романской постройки ничего не осталось, кроме башен на западном фасаде, получивших позднее свое готическое завершение.
Западный фасад Шартрского собора сохраняет большие плоскости стены при сравнительно небольших размерах трех порталов. Высокие окна второго яруса имеют полукруглые, а не стрельчатые завершения. Третий ярус — квадрат стены, в который врезана огромная роза, создающая контраст с массивными башнями. Ступенчатые контрфорсы, приставленные вплотную к стенам, обладают чрезмерным запасом прочности и очень массивны. Посетитель, войдя в сравнительно низкие ворота портала и миновав притвор, вступает в обширный центральный неф. Взгляд теряется в сложных и неожиданных переходах между колоннами.
От скульптур Шартра берет начало типичное для французской высокой готики заполнение, или, если можно так выразиться, заселение, соборов целым миром статуй и рельефов.
Реймсский собор
План собора в Реймсе с некоторыми изменениями следует плану Шартрского собора.
Внутреннее пространство Реймсского собора характерно для французских храмов высокой готики. Он строился на протяжении всего 13 и в начале 14 в. Здесь долго короновались французские короли.
|
Во время первой мировой войны собор сильно пострадал от обстрела и пожара предохранительной обшивки. Вторая мировая война причинила ему еще более серьезные повреждения.
Фасад Реймсского собора представляет классический пример зрелой готики. Башни образуют одно целое с массивом фасада. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и лес стройных колонн и пинаклей наращивают и заостряют вертикальную устремленность фасада; огромная роза заканчивает тему меньших роз, украшающих порталы. Своеобразной чертой боковых фасадов Реймсского собора являются широкие и высокие окна, почти соприкасающиеся друг с другом. В этом сплетении разнообразия и единства — отличие Реймсского собора от соборов поздней готики.
Амьенский собор
Последним великим творением зрелой готики был Амьенский собор, знаменитый в те времена своим необычайно большим центральным нефом — вышиной более 40 и протяженностью 145 м. Боковые нефы настолько высоки, что все пространство продольного корпуса представляется гораздо более единым, чем в Шартрском соборе. Между ярусом нижних аркад и ярусом окон расположена галерея трифория, ставшая самостоятельным этажом.
Таков же и западный фасад Амьенского собора. Четыре контрфорса обрамляют три поля, занятые в нижнем ярусе порталами. Второй ярус имеет две части: полосу арок с окнами и «галерею королей». Верх фасада в середине занят розой и несколько сдавлен по сторонам двумя башнями, окончательно завершенными лишь в середине 15 в.
Амьенский собор был последним словом классической французской готики.
Сен Шапель
Из построек зрелой готики не соборного типа заслуживают внимания придворные и дворцовые капеллы, одной из которых является Сен Шапель в Париже, построенная в 1243—1248 гг.. Помещение капеллы имеет в нижней своей части высокий цоколь, с обилием аркад и ниш. Высокая верхняя часть представляет собой каркас из столбов, поддерживающих легкие нервюрные своды. Высокие и узкие простенки между столбами заняты ажурным переплетом окон с прекрасными витражами.
Сен Овен в Руане
В 14 в. велись в основном работы по окончанию соборов 13 в. Из сооружений 14 в. следует упомянуть церковь Сен Овен в Руане. Интересен ее хор с широкими и высокими окнами. Западный фасад собора в Руане — типичный пример «пламенеющей» готики 15 в. Особенностью Руанского собора является необычайно высокая (около 130 м) ажурная башня над перекрестием трансепта.
Эльзас, Страсбургский собор
Особое место в развитии готического искусства занимают архитектура и скульптура Эльзаса — пограничной с Германией французской области.
Страсбургский собор, воздвигнутый по плану немецких мастеров, во многом развивает своеобразные традиции немецкой школы готической архитектуры.
Собор сооружался очень долго: от романского периода у него сохранились хор и трансепт; в духе развитой готики строилась продольная часть, а часть западной башни и северная башня несут в себе черты поздней готики. Западный фасад был выполнен в 14—15 вв. в духе поздней готики. Характерно отсутствие эмпор во внутреннем пространстве; новым является использование зоны трифория для дополнительного яруса окон. Главной чертой поздней готики было усложнение архитектурного декора, применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи («пламенеющий» стиль).
Собор в Альби
Заложен в 1282 г. Храм построен из кирпича. С внешней стороны здание похоже на крепость: на западном фасаде возвышается подобная донжону башня, боковые стены укреплены частыми круглыми контрфорсами, между которыми расположены очень высокие и узкие оконные проемы. Во внутренней планировке отсутствует трансепт, а размещенные частично внутри Здания контрфорсы превращают боковые нефы в ряд изолированных капелл.
Ратуша в Сен Кантене
В 13 и даже в 14 в. функции ратуши и цеховых центров часто выполняли соборы. Поздняя готика - ратуша в Сен Кантене (1351 —1509) с большой лоджией в нижнем этаже и сравнительно небольшими окнами выходящего на площадь фасада, завершенного тройным стрельчатым фронтоном. В ратушах, жилых домах и иных сооружениях светского назначения обычно применялись прямоугольные и простые стрельчатые окна.
Городок Сен Мишель
В последующие столетия почти непрерывный рост столицы Франции вызвал потребность в расширении и перестройке зданий общественного назначения. Городок Сен Мишель на островке Нормандии стал «готическим» заповедником. Его общий вид — группа старинных зданий, теснящихся вокруг расположенного на вершине холма готического собора. Таким образом, все дворцы-замки и ратуши 14—15 вв. представляют собой позднюю готику.