Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 1—4.
Тряпичная кукла»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Описание задания. Ребенок лежит на диване. Психолог: «Представь, что ты тряпичная кукла. Расслабься. Ты не можешь пошевелиться. Я беру твою руку и отпускаю ее. Рука падает на диван. Я беру твою ногу, отпускаю ее, и она тоже падает на диван» и т.д.
Занятие 5
Рассмотри внимательно»
Цель: развитие произвольного внимания.
Дидактический материал: любая сюжетная картинка.
Описание задания. Психолог показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Психолог задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картинке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.
2.22. «Свет, зажгись!»
Цель: развитие памяти на события.
Дидактический материал: настольная лампа или торшер.
Описание задания. Психолог со словами: «Свет, зажгись!» включает настольную лампу. При зажженной лампе психолог рассказывает любое детское стихотворение или поет песенку. Затем он говорит: «Свет, погасни!» и выключает лампу. После этого прикладывает палец к губам и говорит ребенку: «Нужно помолчать». Далее снова включает лампу со словами: «Свет, зажгись!» Игру нужно повторить 4—5 раз, меняясь ролями с ребенком.
Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.
Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Психолог предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а психолог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5—6 раз.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 5—8.
Скульптура»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Ты -глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру».
Занятие 6
Рассмотри внимательно»
Цель: развитие произвольного внимания и наблюдательности.
Дидактический материал: любая сюжетная картинка, отличная от картинки, использованной в задании 2.21.
Описание задания. Психолог показывает ребенку любую сюжетную картинку, просит внимательно рассмотреть ее и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Ребенок должен назвать те детали, которые он запомнил.
Разучивание песни
Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти); развитие вербальной памяти.
Описание задания. Разучить с ребенком один куплет любой песни о школе.
Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический материал: десять игрушек небольшого размера.
Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Психолог предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет местами игрушки. После чего ребенок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится 5—6 раз.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, все,упражнения.
Дыхание»
Цель: обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха.
Описание задания, 1. Дышать обычным способом. 2. Выдох сделать вдвое длиннее, чем вдох. 3. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20—30 с. Упражнение выполнять 5 мин.
Занятие 7
(групповое)
Шапокляк»
Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; целенаправленного запоминания и припоминания; вербальной памяти.
Задача: создание условий, которые бы вызвали у детей потребность в целенаправленном запоминании и припоминании; обучение навыкам установления смысловых связей между объектами как способу осмысленного запоминания.
Дидактический материал: десять картинок с изображениями: яблока; груши; хлеба; колбасы; бананов; конфет; варенья; рыбы; яиц; чупа-чупс и пять картинок с изображением любых других продуктов, овощей, фруктов; список с наименованием десяти продуктов (см. выше); сумка и кошелек; подставка для картинок.
Участники: дети с низким уровнем развития памяти; психолог; Шапокляк с Лариской.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Занятие проводит психолог.
Психолог. Ребята, вы уже стали совсем большими. Скоро вы покинете детский сад и пойдете в школу. Вы будете часто вспоминать свой детский сад. Мы с вами начали разучивать песню. Как она называется? (Дети разучивали песню «Прощай, детский сад», на мелодию «Спокойной ночи малыши!» или другую по выбору психолога.) О чем рассказывается в первом куплете? Кто грустно смотрит на ребят? Кому вы говорите до свидания? Что лежит в сумках? Как нужно исполнять эту песню: грустно или весело? Почему? Сделайте грустное лицо, а теперь веселое. (Исполняется первый куплет песни.)
Куклы, мишки и петрушки Грустно смотрят на ребят. До свидания, игрушки, До свиданья, детский сад. В сумках — новые тетрадки, Ручки и карандаши. До свидания, лошадки. Мы уже не малыши!
Припев
Прошай, детский сад.
Прошай, детский сад.
Молодцы, мне понравилось ваше исполнение песни. Я предлагаю вам разучить второй куплет. Я прочитаю весь второй куплет, а вы внимательно слушайте и запоминайте, о чем в нем рассказывается.
Зайки, мышки и матрешки Грустно смотрят на ребят. До свидания, игрушки, До свиданья, детский сад. Мы споем вам на прощанье, Вместе с вами погрустим. До свиданья, до свиданья. Мы еще вас навестим.
Припев.
Кто во втором куплете грустно смотрит на ребят? А как одним словом можно назвать: куклы, мишки, петрушки, зайки, мышки, матрешки? (Игрушки.) Давайте разучим второй куплет. (Дети разучивают второй куплет, а затем исполняют два куплета вместе.) Самое главное занятие в школе — учеба, а в детском саду — игра. Я знаю, что вы все очень любите играть. Вы знаете много интересных игр. В какую хотите поиграть? (Проводится игра.) Ребята, кто-нибудь из вас знает, зачем человеку нужна память? (Ответы детей.) Если бы человек ничего не мог запомнить, он бы не смог читать, писать, учиться, работать и даже играть.
Выходит Шапокляк.
Шапокляк. Здравствуйте, ребята! Это магазин? Почта? Клуб? (Ответы детей.)
Ой, я совсем забыла, куда должна пойти... Где я? (Ответы детей.)
Как же мне вспомнить, куда я собралась? Так... я взяла сумку и кошелек, значит, мне нужно попасть в..? Лариска, куда ты меня привела?
Психолог. Уважаемая Шапокляк! У тебя, видимо, очень плохая память. Приходи на наши занятия — и память у тебя станет великолепной.
Шапокляк. И не подумаю! Не нужна мне память. Мне бы только вспомнить, что я в магазине хотела купить. А вот список того, что нужно купить: яблоко, грушу, хлеб, колбасу, бананы, конфеты, варенье, рыбу, яйца, чупа-чупс. (Незаметно «теряет» список.)
Вот видите, мне память-то и не нужна. Записала все, что нужно, на бумажку и живу себе спокойно.
Психолог. А ты можешь без бумажки повторить свой
список?
Шапокляк. Нет, я лучше по бумажке. (Ищет бумажку и не может найти.) Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать?
Психолог. Дети, давайте поможем Шапокляк вспомнить, что ей нужно купить в магазине.
(Дети отвечают, а психолог повторяет названия продуктов.) Ребята, выберите картинки, на которых нарисованы нужные Шапокляк продукты. (Дети из 15 картинок выбирают десять.) Все ли картинки вы вспомнили? Каких не хватает? (Ответы детей.)
Шапокляк. Даже я запомнила! (Перечисляет продукты.)
Психолог. Молодец, Шапокляк! Ребята, а кто из вас может назвать все эти продукты? (Ответы детей.) Молодцы!
Шапокляк. До свидания, ребятки! Я побежала в магазин! Спасибо! Лариска, за мной! (Убегает в магазин.)
Психолог. Ребята, вам понравилось, как вы отвечали сегодня на занятии? Мне тоже очень понравилось. До свидания!