Строительные материалы и техника




АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri — «снова» или «заново» + nasci — «рождённый») — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Приходится в Италии на начало XIV в. (повсеместно в Европе с XV-XVI вв.) — последнюю четверть XVI в. и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII в. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

 

Новая культурная модель возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В это время расширяются представления о мире, меняются взгляды на человека и его роль в обществе. Идеал человека эпохи Возрождения — сильная физически и умственно, волевая личность, способная отстоять свои права, способная активно изменить и усовершенствовать мир.

За исходное начало берется античное наследие, последовательный рационализм которого соответствовал целям и представлениям молодого класса. Отсюда огромный интерес к античности, к древним произведениям искусства, архитектуры.

 

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.

 

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.

 

Строительные материалы и техника

Развитие архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов.

Популярными становятся глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей. Типичные для ренессанса своды: цилиндрический с люнетами, сомкнутый, лотковый, зеркальный. Также применяются коробовый, крестовый, парусный, сферический, купольный своды.

Ренессанс преодолевает массивность и нагромождение в конструкциях сводов за счёт использования металлических затяжек и тяг, обеспечивающих жёсткость конструкций. Медь, олово и бронза используются в декоративных целях.

В строительстве использовались каменные блоки, обработанные различными способами, кирпич. Применяется глазурованный кирпич. Камень используется и в элементах оформления.

Кирпичные конструкции покрывались облицовкой — штукатурной или каменной, в том числе мраморной. Эта облицовка прикрывала основную конструкцию и использовалась в качестве внешнего слоя, приобретающего подчас самостоятельную декоративно-пластическую роль.

Все более важным материалом становятся строительные растворы. Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре. Раствор используется не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, сграффито, руста и для создания некоторых других архитектурных элементов.

Характерно чередование материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич.

В интерьере используются лепные гипсовые украшения, сначала белые, а впоследствии тонированные и золотые.

Из дерева делают балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш, кесонированые потолки. В некоторых случаях из дерева выполняются и своды.

 

Градостроительство

Градостроительство и город как объект специального исследования привлекали интерес многих архитекторов. Вместе с попытками теоретического осмысления, отмечаются и попытки осуществить на деле сложившиеся теоретические градостроительные представления.

Основными критериями были ясность пространственной организации, логичное сочетание главного и второстепенного, пропорциональное единство сооружений и пространств, их окружающих, взаимосвязь отдельных пространств, и все это в соразмерных человеку масштабах.

Выдающимися зодчими Возрождения — Брунеллески, Альберти, Росселино, Леонардо да Винчи, Браманте, Микеланджело — был задуман ряд грандиозных преобразований городов.

Леонардо да Винчи

В 1484-1485 эпидемия чумы унесла жизни более 50 тыс. жителей Милана. Распространению болезни способствовали скученность, перенаселение и антисанитария города. Зодчий предложил новую планировку внутри расширяемых городских стен, где должны были остаться только важные горожане, обязанные перестроить свои владения. Одновременно с этим следовало недалеко от Милана основать 20 более мелких городов с 30 тыс. жителей и 5000 домов каждый. Наброски Леонардо предусматривали дороги в двух уровнях, виадуки на подходах от сельской местности, разветвленную сеть каналов, обеспечивающих постоянное снабжение городов свежей водой и многое другое.

В те же годы Леонардо да Винчи работал над планом коренной перестройки Флоренции, заключая ее в правильный десятигранник стен и прокладывая по ее диаметру, используя реку, грандиозный канал. Проект канала, предусматривавший ряд плотин и отводных меньших протоков, служащих для промывания всех улиц города, носил явно утопический характер. Несмотря на предлагаемое Леонардо социальное (сословное) расселение в городе, зодчий стремился создать всем жителям Флоренции здоровые и удобные условия жизни.

 

Проекты, также как и осуществленные работы, свидетельствуют о том, что постепенно созревало новое представление о городе как о едином целом, в котором все части взаимосвязаны. Представление о городе развивалось параллельно с зарождением идеи о централизованном государстве, о единовластии, которое могло бы в новых исторических условиях провести в жизнь разумную перепланировку городов.

Градостроительство требовало от зодчих Возрождения значительных научно-технических и специфически-художественных знаний. Перепланировка городов в значительной степени была связана с изменившейся техникой боя, введением огнестрельного оружия и артиллерии, что вынуждало перестраивать оборонительные сооружения почти всех средневековых городов. Простой пояс стен, следовавший обычно рельефу местности, заменяли стенами с бастионами, что обусловливало звездчатую форму периметра городских стен.

 

Градостроительные теории и проекты идеальных городов эпохи Возрождения могут быть подразделены на два основных этапа:

- с 1450 до 1550 г. (от Альберти до Пьетро Катанео) – проблемы градостроительства рассматривались очень широко и всесторонне,

- с 1550 до 1615 г. (от Бартоломео Амманати до Винченцо Скамоцци) – стали преобладать вопросы обороны и одновременно эстетики.

 

 

Трактаты и проекты городов рассматривают:

- вопросы выбора местности для расположения городов (на практике были совершенно неприменимы, ибо новые города возводились редко, притом в местах, предопределенных экономическим развитием или стратегией);

- вопросы расселения жителей по профессионально-социальному признаку. Ремесленники родственных профессий должны были жить в непосредственной близости друг от друга, а их местожительство определялось «благородством» их ремесла или профессии. Торговцы, менялы, ювелиры, ростовщики могли жить в центральном районе около главной площади; корабельщики и канатчики имели право селиться только во внешних кварталах города, за кольцевой улицей; каменщики, кузнецы, шорники и др. должны были строиться около въездных ворот в город. Ремесленники же, необходимые всем слоям населения, как-то: парикмахеры, аптекари, портные должны были быть расселены по всей территории города равномерно. Для расселения «знатных» отводились лучшие районы идеального города;

- принципы планировки - распределение территории на жилые, производственные, торговые, общественные комплексы. Предусматривали их разумную связь между собой, а порой и сочетание, для наиболее полноценного обслуживания города в целом и использования его экономических и природных данных («Сфорцинда» Антонио Филарете). Планировка городов должна была быть обязательно регулярной. Иногда авторы избирали радиально-кольцевую (Филарете, Ф. ди Джорджо Мартини, Фра Джокондо, Антонио да Сангалло Мл., Франческо де Марки), иногда ортогональную (Мартини, Марки), а ряд авторов предлагали проекты, сочетающие и ту и другую системы (Перуцци, Пьетро Катанео). Однако выбор планировки обычно не был чисто формальным, механическим мероприятием, так как большинство авторов обусловливали его прежде всего природными условиями: рельефом местности, наличием водоемов, реки, господствующих ветров и пр. Обычно в центре города располагалась главная общественная площадь. Торговые, культовые площади районного значения в радиальных городах размещались на пересечении радиальных улиц с одной из кольцевых или обводных магистралей города;

- принципы застройки;

- благоустройство и оздоровление городской территории - авторы предлагали разрядить застройку, выпрямить улицы, провести по главным из них каналы, рекомендовали всемерно озеленять улицы, площади и набережные. В «Сфорцинде» Филарете улицы должны были иметь уклон к окраинам города для стока дождевой воды и промывки водой из водоема в центре города. По восьми главным радиальным улицам и вокруг площадей предусматривались судоходные каналы, что обеспечивало тишину центральной части города, куда въезд колесного транспорта должен был быть запрещен. Радиальные улицы должны были быть озеленены, главные же из них (шириной 25 м) обрамлены галереями вдоль каналов. Леонардо да Винчи установил соотношение высоты построек и разрывов между ними для наилучшей инсоляции и проветривания, разработал улицы с движением в разных уровнях.

Антонио да Сангалло Младший в своем проекте предлагал периметральную застройку кварталов с хорошо проветриваемым озелененным внутренним пространством;

- эстетические проблемы и архитектурно-пространственную организацию города и его элементов – город должен быть украшен красивыми улицами, площадями и отдельными сооружениями. Дома, улицы и площади должны быть как по размерам, так и по своему внешнему виду согласованы между собой.

- вопросы общей обороны и строительства фортификаций.

 

Последним представителем теоретиков эпохи Возрождения, охватывающих комплексно все вопросы градостроительства, был Пьетро Катанео. Он перечисляет пять основных условий, которые, по его мнению, необходимо учитывать при проектировании и сооружении города: климат, плодородие, удобство, возможность роста и наилучшую оборону. С точки зрения обороны автор трактата считает наиболее целесообразными города многоугольной формы. Однако внутреннее пространство города безотносительно к его внешней конфигурации Катанео компонует из прямоугольных и квадратных жилых блоков.

 

С середины XVI в. вопросы градостроительства и идеальных городов не составляли более предмета специальных трудов, но освещались в трактатах по общим вопросам зодчества. В этих трактатах варьируются уже известные приемы планировки и объемной композиции. Порой разрабатывались лишь отдельные элементы города без учета его общей схемы.

В градостроительной теории начинают превалировать второстепенные вопросы. Всестороннее рассмотрение проблем города постепенно уходит из поля зрения мастеров. Они решали частные вопросы: композиция периферийных площадей, новая система застройки центра, тщательная разработка рисунка оборонительных сооружений и генерального плана и т. д. Постепенно, с потерей широкого подхода к разработке функционально-художественных задач в градостроительной науке и практике назревает и профессиональный упадок, сказывавшийся в эстетическом формализме и произвольности некоторых планировочных решений. Довольно часто в этот период план идеального города – это лишь красиво нарисованная схема генерального плана, соотношение размеров площадей, каждой в отдельности и в сравнении друг с другом, не найдено, отсутствует тонкое пропорционирование, площади города слишком велики, из-за чего вся схема теряет масштабность.

 

Теоретические учения эпохи Возрождения о градостроительстве, несмотря на их утопичность, все же оказали некоторое влияние на практику градостроительства. Особенно оно было заметно при возведении крепостных сооружений в небольших по размеру портовых и пограничных городах-крепостях, строившихся в Италии в XVI и даже в XVII вв (Ла Валетта, Терра дель Соле, Ливорно).

Центрическая композиция идеальных городов не была оставлена без внимания зодчими, создававшими крупные архитектурные комплексы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: