ВОЗРОЖДЕНИЕ В НИДЕРЛАНДАХ




 

Архитектура Возрождения в Нидерландах охватывает весь XVI век. Это время развития и видоизменения традиций национального готического искусства. Нидерланды, не имевшие своего собственного античного наследия, не могли создать архитектурный стиль, непосредственно опирающийся на формы классического зодчества древности. Затруднено было также восприятие архитектурных форм итальянского Возрождения. Сведения и впечатления от образцов, расположенных на территории Италии, доходили до Нидерландов главным образом окольными путями или через гравированные изображения, изделия прикладного искусства. Самое главное, что Нидерланды отличались не только от Италии, но и от Франции и Англии в социально-экономическом отношении. Это была страна с преобладанием городской культуры. Отсюда тематика архитектуры: здесь строились преимущественно городские сооружения.

Своеобразный нидерландский тип сооружений – грандиозные торговые ряды, которые воспринимались как свидетельство его экономической мощи, с возвышающейся над ними громадной башней городского колокола (беффруа), традиционным символом городских вольностей. Наряду с ними были распространены и другие типы общественных сооружений. Важное место в застройке занимали жилые дома городского бюргерства.

 

В северо-восточной части страны (Голландия) преобладала кирпичная техника, в юго-западной (Фландрия) в строительстве активно применялся камень. К концу XVI в. в Нидерландах сложился своеобразный стиль: здесь часто используется комбинация кирпича и камня. При этом в камне выполняются различные архитектурные детали сложной формы. Сочетание лицевой кладки стены с каменными элементами архитектурного оформления придает зданиям живописный характер.

 

В XV—XVI вв. облик городов сохраняет средневековые черты. Множество городских построек тесно группировалось внутри городских стен, а в силуэте города важную роль играли башни соборов и церквей. Главной площадью города оставалась рыночная площадь, на которой размещались ратуша, а также гильдейские и цеховые дома. В основной городской застройке преобладали тесно прижатые друг к другу жилые дома с узкими фасадами, завершавшимися высокими треугольными либо ступенчатыми фронтонами. От городов других европейских стран нидерландские города отличало обилие каналов, нередко служивших основными транспортными магистралями. Сеть этих каналов в основном соответствовала стихийной планировке городов, располагаясь большей частью по радиально-концентрической системе. На севере страны каналы использовались также в военно-фортификационных целях. Широкий обводный канал составлял важный оборонительный рубеж перед окружавшими город крепостными стенами. В связи с этим в Северных Нидерландах большое распространение получил тип предмостных крепостных башен.

 

Прямоугольные по очертаниям площади нидерландских городов характеризуются сплошной периметральной застройкой, прерываемой лишь выходящими на площадь немногими улицами (площади в Брюгге, Брюсселе и Антверпене). Главное сооружение ансамля — здание ратуши — настолько сильно выделялось среди других зданий, что допущенные в остальной застройке отклонения в масштабе зданий, в уровнях их основных членений и даже само многообразие их архитектурных форм не вредят впечатлению общего композиционно-образного единства.

Наряду с типом замкнутой прямоугольной площади с периметральной застройкой был распространен другой тип планировки городского центра, когда здание ратуши выдвигалось к середине площади, очертания которой при этом часто носили неправильный характер (площадь в Гауде, Миддельбурге и Ауденарде).

 

Городские дома сохраняли каркасную структуру готики. Различие между зданиями первой половины XVI века и предшествующего времени заключалось в основном в декорировке – вводятся мотивы аркады с полуциркульными очертаниями сводчатых перемычек, наделенных замковыми камнями, ордера, античные орнаментальные темы, кариатиды, но воспроизведены они в искаженном по пропорциям виде.

Функциональное решение жилого дома и характер его размещения в городской застройке остались такими же, как и в предшествующие столетия. Это были узкие двух- или трехэтажные дома с высокой кровлей, скаты которой образовывали над фасадом треугольный или ступенчатый фронтон. Первый этаж отводился для лавки (или мастерской) и для кухни; в верхних этажах, на которые вела винтовая лестница, располагались жилые помещения и склад. Особенностью жилых домов были весьма большие оконные проемы, забранные частыми переплетами. Величина проемов и обильное застекление фасадов были связаны с тем, что помещения могли освещаться на всю их большую глубину только через большие фасадные окна.

 

Чрезвычайно важны для нидерландской архитектуры сооружения утилитарного характера: торговые ряды, здания складов, городских весов и. О том, что таким сооружениям придавалось большое значение, свидетельствует их размещение на ответственных участках городской застройки (Большие мясные ряды, здание склада на Зеленой набережной в Генте, здание городских весов в Алкмааре).

Мясной рынок в Гарлеме

Арх. Ливен де Кей. Призматический объем, завершенный крышей огромной высоты, с развитыми чердачными помещениями. Явно проступает национальный колорит — основным материалом служит красный кирпич, он дополнен деталями из белого тесаного камня.

 

Характерные образцы архитектурных сооружений раннего нидерландского Возрождения – гильдейские и цеховые дома (Дом свободных корабельщиков в Генте, Дом Лосося в Мехелене, Дом гильдии стрелков в Антверпене). Эти дома служили членам городских корпораций для собраний и празднеств. В основу внешней архитектуры цехового дома положен образ бюргерского жилого дома, но с соответственным увеличением размеров и богатства архитектурных форм. Цеховые дома имели до 5—6 этажей и завершались высоким щипцом и крутой двускатной крышей. Фронтоны иногда тоже делились на два-три яруса в соответствии с количеством этажей находившихся за ними чердачных помещений.

Это здания с очень высокими окнами, снабженными характерными крестообразными переплетами. В некоторых из них простенки между окнами по своей ширине лишь немного превышают толщину оконных переплетов; высота междуэтажных перекрытий тоже невелика, и весь фасад кажется огромной стеклянной решеткой. Простенки между окнами украшались резьбой, фронтоны — волютами, обелисками и медальонами, в самой верхней точке фронтона устанавливалась статуя.

 

Главное место среди общественных построек принадлежало ратушам. Ратуша прежде всего была местом собраний городского совета, и главным помещением в ней являлся предназначенный для официальных церемоний зал собраний, отличавшийся очень крупными размерами и богатством отделки. Зал этот обычно располагался на втором этаже. Кроме того, в здании ратуши помещались муниципальная канцелярия, архив, казначейство, а иногда и городской суд.

Канцелярия городского суда в Брюгге

1534-1537 гг., арх. Христиан Сиксденирс. Расположена на главной площади, слева от внушительного здания ратуши. Архитектор зрительно расширил фасад Канцелярии, перекинув от него через уличку (улица Слепого осла) арку на уровне второго этажа, соединившую его со зданием ратуши. Таким образом, уличка превратилась во внутриквартальный проезд, и образовался сплошной фронт застройки площади со стороны ратуши, отчего выиграло не только здание Канцелярии, но и вся площадь в целом. Фасад дает пример готической конструкции в своеобразном ренессансном оформлении каннелированными полуколоннами, импостами с медальонами, орнаментированным фризом. Элементы новой архитектуры объединены с готическими мотивами, например, ренессансные волюты усеяны готическими крабами и т.д..

Ратуша в Антверпене

Сер. XVI в., арх. Корнелис Флорис. Основной трехэтажный горизонтально-протяженный объем дополнен центральным ризалитом, воспроизводящим обычную для Нидерландов композицию вертикально построенного здания с развитым фронтоном-щипцом.

Энергичная пластика архитектурных форм центральной части с полуциркульными окнами, сдвоенными колоннами и нишами с медальонами эффектно оттенена более строгой плоскостью стены по сторонам от нее. Архитектурные формы боковых частей фасада отличаются ясностью и простотой. Рустованная стена нижнего этажа разделена простыми арочными проемами. Второй и третий этажи одинаковы по высоте и по архитектурной трактовке. В узких простенках между ними плоские пилястры, во втором этаже тосканского, в третьем — ионического ордера. Четвертый этаж, меньший по высоте, отделён слегка выступающей за плоскость фасада балюстрадой.

ВОЗРОЖДЕНИЕ В АНГЛИИ

 

В Англии готика господствовала очень долго, архитектурный стиль Возрождения в Англии отмечается лишь с середины XVI века. Возникнув поздно, Ренессанс в Англии задержался до середины XVII века.

Тематически монументальное строительство этого времени в Англии близко к французскому. В основном это замки аристократии, королевские дворцовые сооружения, отчасти — городские жилые дома и общественные здания.

Сначала Ренессанс проявляется только в декоре, при этом общая схема сооружения остается готической. Так строились и поместья аристократов, и общежития английских университетов.

В университетских городах Оксфорде и Кембридже интерес к античности отражается в новых пристройках к старым готическим колледжам (вход в оксфордскую Бодлеянскую библиотеку - друг над другом расположены все пять ордеров Виньолы, что свидетельствует о несколько наивном еще понимании ордерной системы).

 

Ведущим типом в английской архитектуре до начала 17 в. оставался загородный замок, где особенно ярко проявился характерный для Англии культ дома и домашнего уюта (в Англии не только дворцы и замки, но подчас и скромные жилые дома имеют собственные имена).

В замковом строительстве сравнительно быстро отбрасываются те традиционные приемы, которые утратили свой функциональный смысл в связи с изменениями в общественной жизни. Устанавливается схема Н-образного плана без внутреннего двора и без рвов-каналов, окружавших здание. В качестве новой черты следует отметить стремление к симметрии. Замки Англии трехэтажны. Главный вход со стороны курдонера (открытого парадного двора), покрытого зеленым газоном, отмечается обычно декоративным порталом. Со входом связано главное помещение замка — холл, являвшийся одновременно и вестибюлем, и парадным залом. В холле или около него находится ведущая наверх главная лестница. Во втором этаже вдоль всего заднего фасада располагается длинная галлерея для приемов и празднеств, украшенная картинами и портретами предков. Эти основные части английского помещичьего дома окружаются большим числом жилых комнат и служебных помещений для членов семьи, гостей и огромного штата слуг.

Уоллатон-холл

На первый план выступает почти каркасный строй конструкции — суммарная поверхность оконных проемов превышает площадь простенков и междуэтажных перемычек. Окна квадратной или даже удлиненной по горизонтали формы с частым, сетчатым каменным переплетом. Большие витражного типа окна с узкими простенками, башнеобразные крылья, выступающий в центре над основной частью сооружения объем холла, напоминающий донжон средневекового замка, смотровые башенки по углам последнего, все это — реминисценции готики. Но наряду с ними присутствуют и ренессансные приемы и формы — симметрия сооружения с выделением центрального объема, поэтажное членение здания с применением ордеров в каждом из этажей.

Крыши выявлены слабо. Чрезвычайно характерны щипцовые увенчания на угловых павильонах с хрящевидным орнаментом. Особенностью стиля английской архитектуры этого периода являются дымовые трубы — стояки, соединенные в пучки.

Хэтфилд-хауз

1605-1612 гг. Арх. Роберт Лайминг. На южном фасаде арки первого этажа и прямоугольные окна расчлененного пилястрами и завершенного ажурной балюстрадой второго этажа обнаруживают воздействие раннего французского Ренессанса. Трехэтажная башня центрального входа, где над дорическими колоннами расположены ионические, а еще выше — коринфские, свидетельствует о знакомстве строителей с элементами ордера.

 

Первая половина XVII века — период Зрелого Возрождения в архитектуре Англии. В это время традиционные формы и приемы английского зодчества отходят на второй план и достигается сближение с античными формами и обусловленными ими приемами итальянского Возрождения.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИСПАНИИ

 

Архитектура эпохи Возрождения и Испании охватывала XVI век, и ее история делится на два периода: ранний (первая пол. XVI в.) и зрелый (вторая пол. XVI в.).

Смешение новых ренессансных архитектурных форм с выработанными ранее конструктивными приемами (готическими, мавританскими) длится в Испании очень долго. Лишь во второй половине XVI в. цилиндрический свод и купол начинают заменять почти повсюду готические нервюрные конструкции сводов и арабские наборные потолки.

 

Раннее Возрождение

 

Раннее Возрождение совпало с открытием Нового Света, когда происходит быстрое обогащение господствующего класса. В Испании в XVI веке строились дворцы знати, жилые комплексы для королей, городские и торговые помещения, культовые сооружения, монастыри и учебные заведения.

 

Испанские города в целом сохраняют средневековый характер. В их планировке господствовала сложная, запутанная сеть криволинейных улиц, сбегающихся к рынку, общественной площади (placa mayor) и к небольшой площади перед старым готическим собором. Соборы, ратуши, алькасары (дворцы арабских властителей, позднее используемые испанскими королями) образовывали архитектурные акценты, эффектно завершая перспективы многих улиц.

 

Планировка и конструктивные приемы рядовых городских жилых домов сохраняют тесную связь с традициями народного зодчества. Типы жилых домов варьируются под влиянием различных климатических условий, бытовых навыков, в зависимости от местных строительных материалов и художественных традиций. Очень часто в Испании в структуру дома включали внутренний дворик (патио). В больших домах иногда можно встретить и два внутренних двора, один из которых использовался обычно для чисто хозяйственных целей. Лишь в северных провинциях с холодным, дождливым климатом преобладала компактная планировка жилищ.

 

В произведениях испанской архитектуры наряду с готическими и мавританскими формами начали появляться элементы ордера, сначала в чисто декоративном плане. Раннюю стадию стиля Возрождения называли платереско (исп. platero — «ювелирный»). Архитектор в обработку фасадов вводил многочисленные орнаментальные и растительные мотивы, различные мелкие детали, геральдическую символику, накладывая их на плоскость, но сами фасады не имели чётких членений. Такая обработка фасадов придавала им сходство с ювелирными украшениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: