О. Г. Ивановская Л. Я. Гадасина С. Ф. Савченко
ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ
ПО ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
НА ОСНОВЕ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК
Научный редактор
доктор филологических наук
Л. Н. Засорина
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Санкт-Петербург
УДК 373 ББК 74.3
И 22 Художник
Л. А. Иванов
Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я., Савченко С. Ф.
И 22 Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок. — СПб.: КАРО, 2009. — 56 с. — (Серия «Популярная логопедия»).
ISBN 978-5-9925-0401-9
Пособие носит практический характер, может использоваться логопедами для развития связной речи у детей. Оно будет способствовало формированию у детей навыков грамотного словоизменения, умения правильно строить предложения, а также поможет в развитии длительности речевого выдоха. В книге представлены разрезные картинки, разделенные линиями на составные части, рассмотрены примеры составления рассказов на основе разрезных картинок путем последовательного распространения предложений с опорой на вопросы. Кроме того, в пособие включены конспекты логопедических занятий, в которых описана работа по предлагаемым разрезным картинкам.
УДК 373
Ивановская Ольга Геннадьевна
Гадасина Лилия Яковлевна Савченко Светлана Файзеловна
ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПО ОБУЧЕНИЮ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК
Ответственный редактор М. О. Вайполина
Редактор Г. С. Скороспелкина Технический редактор И. Н. Варламова Иллюстрация на обложке Л, А, Иванова
Издательство «КАРО». ЛР № 065644 195027, Санкт-Петербург. Свердловская наб.. д. 60. (812) 570-54-97
www.karo.spb.ru
Гигиенический сертификат № 78.01.07.953.П.004023.03.07 от 22.03.2007
|
Подписано в печать 19.05.2009. Формат 70 х 100 У^. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 06.04
Отпечатано в типографии «КАРО»
© Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я„
Савченко С. Ф., 2009
© КАРО, 2009
ISBN 978-5-9925-0401-9 Все права защищены
РАБОТА С ПОСОБИЕМ
Обучение составлению предложений является неотъемлемой частью методики развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская и др.). Распространение предложений второстепенными членами — один из важных этапов развития речи.
В логопедической практике распространение предложений — работа не только по формированию синтаксиса, но также и по преодолению аграмматизма, по расширению словаря и развитию функции словоизменения, по формированию длительного речевого выдоха в момент произнесения (прочтения) полученных предложений, по восстановлению речевых функций, частично утраченных в результате органических поражений головного мозга.
Так, развитие функции словоизменения может иметь целью распространение предложений, если сделан акцент на добавление в предложения второстепенных членов. Распространение предложений, в свою очередь, нацелено на расширение словаря, если внимание учащихся обращают на выбор второстепенных членов из ряда возможных и их сравнение. Эти цели актуальны при работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «аграмматическая дисграфия».
Последовательное распространение предложений несколькими второстепенными членами способствует также формированию длительного речевого выдоха, что необходимо в работе с детьми, страдающими заиканием, дизартрией и ринолалией. Если же последовательное распространение предложений ориентировано на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, то этот вид работы особенно нужен для детей, имеющих диагноз «общее недоразвитие речи».
|
Пособие представляет собой ряд сюжетных картинок, разделенных линиями на составные части — слова, из которых складывается предложение, описывающее каждую данную ситуацию.
Поскольку пособие в первую очередь предназначено для работы с детьми, вопросы к главным и второстепенным членам предложения находятся рядом с изображением предметов и действий.
Сюжетную картинку, представляющую собой целое предложение, учителю-логопеду предварительно следует разрезать на составные части (слова) по линиям.
Детям предлагается найти сначала части картинки, соответствующие главным членам предложения (слова, отвечающие на вопросы КТО? / ЧТО? и ЧТО ДЕЛАЕТ? / ЧТО ДЕЛАЮТ?), и составить с ними предложение. Затем добавляются картинки — предложение распространяется второстепенными членами (по вопросам).
Распространение полученных предложений определениями (прилагательными) по вопросам КАКОЙ? / КАКАЯ? носит более творческий характер, чем распространение второстепенными членами — дополнениями (существительными), так как место этих вопросов в пособии не обозначено. Кроме того, все предлагаемые картинки ребенок должен раскрасить сам, поэтому выбор признаков, как цвет предметов, а следовательно, и ответ на эти вопросы, дается самим ребенком.
|
После составления предложения картинка переворачивается и дети могут проверить свое решение — прочитать предложение. Возможен и обратный вариант: прочитав предложение, дети переворачивают лист и анализируют, из каких слов составлено предложение. В процессе этой работы уместны эксперименты с порядком слов в предложении.
Так как задачи развития речи детей решаются в комплексе с развитием их психических функций и моторики, в пособии предусматривается и этот аспект логопедической работы. Помимо раскрашивания картинок, дети составляют картинки из частей, что напоминает складывание паз-лов. Кроме того, части большинства картинок разрезаны либо только по горизонтали, либо только по вертикали, либо только по диагонали, действия с такими фрагментами улучшают ориентировку детей на поверхности листа бумаги.
Итогом работы по развитию речи детей является сформированное у них умение составлять рассказ. Поэтому в пособии рассмотрены примеры составления рассказов из разрезных картинок путем последовательного распространения предложений с опорой на вопросы.
Особое внимание уделяется и стилистической стороне детских высказываний. Так, дети учатся не повторять на протяжении рассказа одно и то же существительное в качестве подлежащего, а усваивают возможность его замены местоимениями ОН — ОНА.
Логопедическую программу, представленную в данном пособии, мы назвали «Вместе дружная семья», потому что персонажи, о которых составляются предложения, могут быть членами одной семьи. Все они по-своему трудятся — кто обеспечивает семью, кто ведет хозяйство, а кто пока еще познает мир. Но любой, даже самый маленький успех каждого ведет к общему благосостоянию.
Так и любое достижение учащихся в составлении предложений по данному пособию положительно влияет на развитие их речи в целом.
КОНСПЕКТЫЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Составление словосочетаний и предложений
Словосочетания, образованные на основе подчинительных связей, представляют собой «строительный материал» для предложений. Видами подчинительной связи являются согласование, управление и примыкание.
Связь слов по типу согласования требует постоянного внимания логопеда в ходе работы над составлением словосочетаний и предложений, а также в ходе поиска связи между главными членами предложения — подлежащим и сказуемым, между главными и второстепенными членами предложения — определениями, дополнениями и обстоятельствами.
Связь слов в предложении по типу согласования
Главное слово | Зависимое слово | В чём согласуются |
Существительное, местоимение (подлежащее, дополнение, обстоятельство) | Прилагательное, местоимение (определение) | Род, число, падеж |
Глагольное сказуемое соласуется с подлежащим, выраженным существительным, в числе, а в прошедшем времени — в числе и роде. (Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени — в роде и числе).
Прежде чем начать практическое усвоение согласования, нужно закрепить у детей знание категории рода.
УРОК1
Тема: Составление простых нераспространённых предложений.
Цели: Закрепить знания о категории рода существительных.
Тренировать учащихся в согласовании подлежащего и сказуемого в роде и числе при составлении простых не распространённых предложений.
План и ход урока
Организационный момент.