Модуль "Сфера политики и социального управления"
1. Учитель на уроке охарактеризовал сущность и особенности власти, подробно раскрыв экономическую и политическую власть. Сравните два вида власти, упомянутые в условии задания, - экономическую и политическую. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия!
1)способность влиять на деятельность и поведение людей и социальных групп;
2)контроль над техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми;
3)наличие отношений господства и подчинения;
4)существование связи с функционированием государства.
черты сходства | черты отличия | ||
ОТВЕТ:__________
2. Задание предполагает выбор одного правильного ответа!
Государство в отличие от других политических организаций:
1)отстаивает и притворяет в жизнь определенную политику;
2)вырабатывает цели и задачи развития общества;
3)выражает интересы различных социальных групп;
4)устанавливает правовые нормы и принимает законы.
ОТВЕТ:__________
3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой!
(А) Считается, что принцип разделения властей обеспечивает возможность контроля над действиями конкретных людей, находящихся у власти. (Б) В его основе лежала идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточивалась в руках монарха. (В) Принцип разделения властей нашел свое отражение в Конституции США 1787 г.
Определите, какие положения текста:
1)отражают факты;
2)выражают мнения;
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений!
|
А | Б | В |
ОТВЕТ:__________
4. Государство С. представляет собой объединение штатов. Оно обладает единой законодательной, исполнительной и судебной властью, имеет законы, которые действуют на всей его территории. В каждом штате функционируют свои властные органы, а также существуют свои конституции и другие законы. Какова форма государственно-территориального устройства государства С.?
1)унитарное государство;
2)федерация;
3)автономия;
4)конфедерация.
ОТВЕТ:__________
5. В государстве Д. в центре и на местах ведущую роль играют органы исполнительной власти при одновременном отстранении народа от реальных рычагов государственного управления. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Д. существует авторитарный политический режим?
1)определяет соотношение политических сил в стране;
2)сужает сферу действия принципов выборности государственных органов;
3)влияет на внутреннюю и внешнюю политику государства;
4)отражает методы осуществления политической власти.
ОТВЕТ:__________
6. Прочитайте текст. Проанализируйте данные гистограммы и выполните задание!
В одном из регионов социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан в 2000 и 2012 годах. Им задавали вопрос: "Как вы оцениваете деятельность местного самоуправления?".
Результату опроса (в % от числа отвечающих) представлены в гистограмме.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы и запишите цифры, под которыми они указаны!
|
1) % положительных оценок деятельности местного самоуправления увеличился в период с 2000 по 2012 год;
2) в 2012 году % отрицательных оценок деятельности местного самоуправления превышал % положительных оценок;
3) в 2000 году треть опрошенных указала на то, что нельзя дать однозначную оценку деятельности местного самоуправления;
4) в 2012 по сравнению с 2000 годом в два раза увеличилось количество опрошенных, которые не смогли оценить деятельность местного самоуправления;
5) каждый пятый опрошенный в 2012 году отрицательно оценил деятельность местного самоуправления.
ОТВЕТ:__________
Результаты опроса, отраженные в гистограмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) представления жителей региона о деятельности местного самоуправления за 12 лет практически не изменились;
2) степень удовлетворенности населения региона деятельностью местного самоуправления возросла;
3) большинство жителей региона активно участвуют в формировании выборных органов местного самоуправления;
4) отношение значительной части населения региона к деятельности местного самоуправления отличается противоречивостью;
5) местное самоуправление в регионе характеризуется несамостоятельностью в принятии решений.
ОТВЕТ:__________
7. Верны ли следующие суждения о политическом участии?
А. Объем политического участия определяется политическими правами и свободами.
Б. Политическое участие всегда является непосредственным (прямым).
1)верно только А;
2)верно только Б;
|
3)верны оба суждения;
4)оба суждения неверны.
ОТВЕТ:__________
8. Документальный фильм, посвященный роли личности в политике, касался проблемы выборов и референдумов. Сравните две формы непосредственного участия граждан в осуществлении власти, упомянутые в условии задания, - выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия!
1)голосование за кандидата в депутаты законодательного собрания;
2)агитация политических партий;
3)согласие или несогласие с поставленным вопросом;
4)подсчет голосов избирательной комиссии.
черты сходства | черты отличия | ||
ОТВЕТ:__________
9. Установите соответствие между видами политических партий и основами их классификации. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца!
ВИДЫПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ОСНОВЫКЛАССИФИКАЦИИ
А) социалистическая 1)способ деятельности
Б) кадровая 2)внутренняя организация
В) либеральная 3)идеологическая направленность
Г) революционная
Д) массовая
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
ОТВЕТ:__________
10. Прочитайте текст и выполните задание!
«...Исторический опыт развития либерально-демократических и авторитарно-
тоталитарных систем XX века показывает, что именно от потенциала гражданского общества зависят коренные характеристики экономической системы государства. Гражданское общество, в свою очередь, влияет на политическую систему.
Полноценное гражданское общество по определению функционирует только в
демократическом пространстве как широкая модель общественных и личностных. связей преимущественно горизонтального (неиерархического) уровня. Явно просматривается и такая зависимость: чем глубже и разностороннее негосударственные общественные структуры и связи, тем меньше опасность установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов.
Конечно же, гражданское общество — не изолированное явление социальной жизни. Его качественные характеристики тесно связаны с типом и формой данного государства. Более того, формирование гражданских объединений, ассоциаций и союзов всегда идет параллельно и одновременно с формированием государственных институтов. Можно смело сказать, что каково общество, таково и государство, которое оно имеет.
В современной политологии структура гражданского общества предполагает учёт следующих показателей. Основу взаимосвязей составляют отдельные люди (индивиды), которые вступают в общественные отношения в процессе производственной деятельности. На производственные отношения как бы накладываются межличностные отношения. <.,.> Неотъемлемую составную часть отношений этого уровня являют этнические, культурные и религиозные связи. Наконец, «верхний слой» отношений внутри гражданского общества составляют объединения по интересам, отражающие стремление различных групп граждан добиться решения как индивидуальных и групповых, так и общезначимых целей».
(Адаптировано по книге: Филатова М. Н. Светенко А. С., Политология).
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. В чём, согласно тексту, состоит потенциал гражданского общества? Какова
зависимость между негосударственными общественными структурами и связями и опасностью установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов?
3. Какие уровни общественных отношений составляют структуру гражданского
общества? Какие отношения являются его фундаментом? Объясните почему.
4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните графы
таблицы.
Линии сравнения | Гражданское общество | Государство |
1. Уровень общественных и личностных связей | ||
2. Основа взаимосвязей |
5. В одном телевизионном ток-шоу, посвященном тенденциям развития современного общества была вы сказана точка зрения, согласно которой отделение гражданского общества от государства является естественным: государство и гражданское общество мешают другу. Как соотносятся между собой гражданское общество и государство? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.
6. Авторы утверждают, что «полноценное гражданское общество функционирует только в демократическом пространстве». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите по одному аргументу (объяснению) в защиту и опровержение этой точки зрения.