Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«петербургский государственный
университет путей сообщения»
________________________________________________________________________________________________________________
Железнодорожный хладотранспорт
И доставка скоропортящихся грузов
Учебник
Санкт-Петербург
ПГУПС
УДК 656.2.001.7.003.13
ББК У372
Е 91
Рецензенты:
должность
И. О. Фамилия
должность
И. О. Фамилия
Ефимов В. В.
|
ISBN
В издании рассматриваются основные теоретические положения, определяющие рациональное функционирование железнодорожного хладотранспорта в условиях непрерывной холодильной цепи доставки скоропортящихся грузов; приводятся основы сохранения качества этих грузов, условия их подготовки и перевозки по железной дороге в свете новых правил перевозок грузов, основы коммерческой и технической эксплуатации железнодорожного хладотранспорта; освещаются основы теплоэнергетики и холодильной техники, а также вопросы экономики по доставке скоропортящихся грузов.
Предназначено для студентов высших учебных заведений железнодорожного профиля (специальность 190401 «Эксплуатация железных дорог», направление «080200 Менеджмент» профиль «Логистика», направление 100700 «Торговое дело» профиль «Коммерция»), а также для специалистов в области хладотранспорта.
УДК 656.2.001.7.003.13 ББК У372 |
Оригинал-макет данного издания является собственностью кафедры «Логистика и коммерческая работа»
ФГБОУ ВПО ПГУПС, и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается.
|
ISBN | © Ефимов В. В., Корольков Б. П., Слободчиков Н. А., Забадыкина М. В. |
© Петербургский государственный университет путей сообщения, 2012 |
Оглавление
Список определений и сокращений …………………………..….…… | ||
Введение ……………………………………………………………...…… | ||
Глава 1 Непрерывная холодильная цепь ………………………………………. | ||
1.1 Понятие и структура непрерывной холодильной цепи ………..… | – | |
1.2 Особенностинепрерывной холодильной цепи ……………….… | ||
1.3 Условия функционированиянепрерывной холодильной цепи … | ||
1.4 Логистические аспекты в функционировании непрерывной холодильной цепи …………………………………………………. | ||
1.5 Схемы функционирования непрерывной холодильной цепи …... | ||
1.6 Общая характеристика железнодорожного хладотранспорта России ………………………………………………………………. | ||
1.7 Общая характеристика грузопотоков скоропортящихся грузов... | ||
Глава 2 Основы сохранения качества скоропортящихся грузов …………… | ||
2.1 Природа и номенклатура скоропортящихся грузов ……….…….. | – | |
2.2 Химический состав скоропортящихся грузов ………………..….. | – | |
2.3 Физические свойства скоропортящихся грузов …………………. | ||
2.4 Процессы, происходящие в продуктах при хранении и перевозках …………………………………………………………. | ||
2.5 Виды и причины порчи продуктов ……………………………….. | ||
2.6 Принципы консервирования скоропортящихся грузов ………..… | ||
2.7 Основные и вспомогательные способы консервирования ……… | ||
2.8 Изменения в продуктах при консервировании холодом..………. | ||
Глава 3 Условия подготовки скоропортящихся грузов к доставке ……….. | ||
3.1 Общие требования к подготовке скоропортящихся грузов к доставке …………………………………………………………….. | – | |
3.1.1 Общие условия хранения и направления подготовки скоропортящихся грузов к перевозкам …………………….… | ||
3.1.2 Показатели и оценка качества скоропортящихся грузов …… | ||
3.1.3 Общие требования к упаковке грузов и транспортной таре … | ||
3.1.4 Общие требования к средствам пакетирования грузов ……… | ||
3.1.5 Холодильная подготовка скоропортящихся грузов ……….… | ||
3.1.6 Лечебная профилактика корнеплодов ……………………...… | ||
3.2 Требования к качеству и подготовка к доставке мясных грузов.. | ||
3.2.1 Мясо домашних животных …………………..……………...… | – | |
3.2.2 Домашняя птица и пернатая дичь …………………..….…...… | ||
3.2.3 Мясопродукты ………………………………………..….…...… | ||
3.3 Требования к качеству и подготовка к доставке рыбных грузов.. | ||
3.3.1 Промысловые рыбы ……………………………..…..….…...… | – | |
3.3.2 Нерыбные водные продукты ……………..…..….……….....… | ||
3.4 Требования к качеству и подготовка к доставке плодоовощей … | ||
3.4.1 Классификация и общие требования к качеству и подготовке свежих плодоовощей.…...………………..…...………………. | – | |
3.4.2 Картофель и овощи свежие ……………………………………. | ||
3.4.3 Плоды и ягоды свежие.…..………………………….…...……. | ||
3.5 Требования к качеству и подготовка к доставке продукции молочной, маслосыродельной и жировой промышленности …… | ||
3.6 Требования к качеству и подготовка к доставке прочих скоропортящихся продуктов ……………………………………… | ||
Глава 4 Основы теплоэнергетики …………………………….………………… | ||
4.1 Основы термодинамики …………………………………………… | – | |
4.1.1 Термодинамическая система ………………………………… | – | |
4.1.2 Механические и тепловые взаимодействия ………………… | ||
4.1.3 Первый закон Термодинамики ……………………………… | ||
4.1.4 Второй закон Термодинамики …………………………….… | ||
4.2 Основы теплопереноса …………………………………………… | ||
4.2.1 Механизмы переноса теплоты ……………………………….. | – | |
4.2.2 Теплопроводность …………………………………………….. | ||
4.2.3 Конвективный теплообмен …………………………………… | ||
4.2.4 Лучистый теплообмен ………………………………………… | ||
4.2.5 Теплопередача ………………………………………………… | ||
4.3 Способы получения искусственного холода ……………………. | ||
4.3.1 Изменение агрегатного состояния охладителей ……………. | – | |
4.3.2 Получение холода с помощью охладителей ………………… | ||
4.3.3 Хладагенты и холодоносители ………………………………. | ||
4.3.4 Холодильные машины ………………………………………… | ||
4.4 Термодинамические основы работы холодильных машин ……. | ||
4.4.1 Теоретический цикл Карно в идеальной паровой компрессионной холодильной машине ……………………… | ||
4.4.2 Реальная одноступенчатая паровая компрессионная холодильная машина …………………………………………. | ||
4.4.3 Реальная двухступенчатая паровая компрессионная холодильная машина ………………………………………….. | ||
4.4.4 Воздушная компрессионная холодильная машина …………. | ||
4.4.5 Абсорбционная холодильная машина ………………………… | ||
4.4.6 Построение и расчёт холодильного цикла одноступенчатой паровой компрессионной холодильной машины …………… | ||
4.5 Основные элементы и автоматизация работы транспортных холодильных установок …………………………………………... | ||
4.5.1 Компрессоры …………………………………………………… | – | |
4.5.2 Особенности поршневых компрессоров …………………….. | ||
4.5.3 Конденсаторы ………………………………………………….. | ||
4.5.4 Испарители, переохладители и вспомогательные аппараты.. | ||
4.6 Автоматизация работы холодильных установок ………………… | ||
4.6.1 Системы автоматизации работы холодильных машин ……… | – | |
4.6.2 Автоматизация работы испарителей …………………………. | ||
4.6.3 Автоматическое поддержание температурного режима в грузовых помещениях …………………………………………. | ||
Глава 5 Изотермические вагоны и контейнеры …………………………….... | ||
5.1 Классификация и общая характеристика изотермических вагонов ……………………………………………………………… | – | |
5.2 Требования к изотермическим вагонам и теплоизоляционным материалам ………………………………………………………… | ||
5.3 Пятивагонная рефрижераторная секция постройки завода Дессау (ZB‑5) …………………………………………….……….. | ||
5.4 Пятивагонная рефрижераторная секция постройки Брянского машиностроительного завода (БМЗ) ………………………….…. | ||
5.5 Автономные рефрижераторные вагоны..…………………………. | ||
5.6 Специальные рефрижераторные вагоны для перевозки живой рыбы ………………………………………………….…………….. | ||
5.7 Вагоны-ледники …………………………………………….……… | ||
5.8 Вагон, охлаждаемый жидким азотом ……………………..……… | ||
5.9 Вагоны-термосы …………………………………..………..……… | ||
5.9.1 Универсальный вагон-термос ………………………………… | – | |
5.9.2 Изотермические вагоны-термосы ……………………………. | ||
5.9.3 Цистерны-термосы …………………………………………..… | ||
5.10 Изотермические контейнеры …………………………………….. | ||
5.10.1 Назначение и классификация изотермических контейнеров | – | |
5.10.2 Устройство рефрижераторных контейнеров ……………….. | ||
5.10.3 Современное состояние контейнерных перевозок скоропортящихся грузов в стране и за рубежом ……..…….. | ||
5.10.4 Изотермические трейлеры и контрейлеры ………………… | ||
Глава 6 Холодильные склады ……………………………………………….….. | ||
6.1 Классификация холодильных складов и грузовых фронтов ……. | – | |
6.2 Особенности планировки и конструкция холодильных складов.. | ||
6.3 Плодоовощные склады и станции предварительного охлаждения плодоовощей ………………………………………………………. | ||
6.4 Механизация погрузочно-разгрузочных работ на грузовых фронтах холодильных складов ……………………………………. | ||
6.5 Особенности нормирования грузовых операций с вагонами на холодильниках …………………………………………………….. | ||
Глава 7 Условия перевозок скоропортящихся грузов в вагонах и контейнерах во внутреннем сообщении ……………………………… | ||
7.1 Приём скоропортящихся грузов к перевозкам ………………….. | – | |
7.2 Сроки и скорости доставки скоропортящихся грузов …………… | ||
7.3 Режимные параметры обслуживания перевозок скоропортящихся грузов ………………………………………….. | ||
7.3.1 Температурный режим ………………………………………… | – | |
7.3.2 Влажностный режим …………………………..………………. | ||
7.3.3 Циркуляция воздуха в грузовом помещении.……………….. | ||
7.3.4 Режимы конвективного теплообмена в грузовом помещении | ||
7.3.5 Обслуживание грузов в пути …………………….…………… | ||
7.3.6 Вентилирование воздуха в грузовом помещении …………… | ||
7.4 Размещение, укладка и крепление скоропортящихся грузов в вагонах и контейнерах …………………………………………….. | ||
7.4.1 Непакетированные грузы. Общие требования ……………… | – | |
7.4.2 Транспортные пакеты. Общие требования ………………….. | ||
7.4.3 Особые требования к размещению и укладке грузов ………. | ||
7.5 Условия использования вагонов и контейнеров для перевозки скоропортящихся грузов …………………………………………. | ||
7.5.1 Условия использования рефрижераторных вагонов ……….. | – | |
7.5.2 Условия использования вагонов-термосов ………………….. | ||
7.5.3 Условия использования крытых вагонов ……………………. | ||
7.5.4 Условия использования крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров ……………………………… | ||
7.5.5 Условия использования крупнотоннажных контейнеров-термосов ………………….…………………………………… | ||
7.5.6 Условия использования универсальных контейнеров ……… | ||
7.6 Выгрузка и выдача скоропортящихся грузов ……………………. | ||
7.7 Переадресовка скоропортящихся грузов ………………………… | ||
7.8 Сопровождение скоропортящихся грузов ……………………..… | ||
7.9 Перевозки скоропортящихся грузов мелкими отправками.……. | ||
7.10 Перевозки скоропортящихся грузов на особых условиях ……. | – | |
Глава 8 Теплотехнические расчёты изотермических вагонов и контейнеров …………………..……..………………………………… | ||
8.1 Цели, методы и надёжность теплотехнических расчётов ………. | – | |
8.2 Состав теплопоступлений в грузовое помещение вагона, контейнера ………………………………………………………… | ||
8.3 Расчётная температура окружающей среды …………………….. | ||
8.3.1 Расчётная температура наружного воздуха в пути следования транспортного модуля …………………………… | – | |
8.3.2 Расчётная температура воздуха на грузовом фронте ………. | ||
8.4 Концепция теплообменных процессов и регулирования температурного режима при охлаждении плодоовощей в рефрижераторных вагонах и контейнерах..……………………… | ||
8.4.1 Описание теплообменных процессов ………………………… | ||
8.4.2 Основные характеристики теплообменных процессов и факторы, влияющие на продолжительность охлаждения грузов в рефрижераторных вагонах и контейнерах ………… | ||
8.5 Аналитический расчёт мощности теплопоступлений в изотермические вагоны и контейнеры для проектных целей ….. | ||
8.6 Аналитический расчёт мощности теплопоступлений в рефрижераторные вагоны и контейнеры для условий эксплуатации в однородной климатической зоне ………………. | ||
8.7 Определение показателей использования дизель-генераторного и холодильно-отопительного оборудования рефрижераторных вагонов и контейнеров …………………………………………….. | ||
8.8 Особенности теплотехнического расчёта вагонов-термосов и контейнеров-термосов..…………………………………………… | ||
Глава 9 Техническая эксплуатация и обслуживание железнодорожного хладотранспорта …………………………………………….………….. | ||
9.1 Техническая эксплуатация хладотранспорта …………………… | – | |
9.2 Техническое нормирование эксплуатационной работы с изотермическими вагонами и контейнерами..…………….. | ||
9.3 Техническое обслуживание изотермических вагонов и контейнеров …..………………………………………………… | ||
9.4 Ветеринарно-санитарная подготовка вагонов и контейнеров ….. | ||
9.5 Системы контроля режимных параметров условий перевозок и хранения скоропортящихся грузов ……………………………..... | ||
9.5.1 Контроль температуры воздуха и груза ……………………… | – | |
9.5.2 Контроль относительной влажности воздуха и груза..……… | ||
Глава 10 Несохранные перевозки и актово-претензионная работа при доставке скоропортящихся грузов ………………………………….… | ||
10.1 Несохранные перевозки скоропортящихся грузов …………….. | ||
10.2 Актово-претензионная работа ………………………….……..… | ||
10.3 Ответственность за сохранность перевозимых грузов.……..… | ||
10.4 Информационные технологии в сфере актово-претензионной работы.………………………………….. | ||
Глава 11 Перевозки скоропортящихся грузов в смешанном и международном сообщениях ………..…………………………………. | ||
11.1 Краткая характеристика водного, автомобильного и других видов транспорта …………………………………………...…….. | – | |
11.2 Перевозки скоропортящихся грузов в смешанном сообщении.. | ||
11.3 Перевозки скоропортящихся грузов в международном сообщении ………………………………………………………… | ||
11.3.1 Общие положения …………………………………………… | – | |
11.3.2 Условия перевозок скоропортящихся грузов по СМГС …… | ||
11.3.3 Перевозки скоропортящихся грузов между государставами-участниками Содружества Независимых Государств и Балтии ………………………………………………………. | ||
Глава 12 Сравнительная оценка экономической эффективности различных вариантов доставки скоропортящихся грузов …………………..….. | ||
12.1 Логистический подход к экономической оценке и сравнению вариантов доставки скоропортящихся грузов ………………….. | ||
12.2 Отбор вариантов доставки груза для технико-экономической оценки и сравнения ………………………………………………. | ||
12.3 Показатели сравнительной оценки экономической эффективности вариантов доставки скоропортящихся грузов.. | ||
12.4 Возможный состав расходов на доставку скоропортящихся грузов ……………………………………………………………… | ||
12.5 Универсальная металогистическая модель учёта экономических показателей по вариантам доставки скоропортящихся грузов ………………………………………… | ||
12.6 Общие положения расчёта экономических показателей по вариантам доставки скоропортящихся грузов …………………. | ||
12.7 Расчёт эксплуатационных и капитальных затрат на доставку груза ……………………………………………………………….. | ||
12.8 Расчёт удельной стоимости убытков груза в процессе доставки груза ……………………………………………………………….. | ||
12.9 Расчёт удельной стоимости грузовой массы, находящейся в процессе доставки груза ………………………………………….. | ||
12.10 Расчёт стоимости услуг транспортных организаций ………….. | ||
12.11 Удельные суммарные приведённые затраты и сравнение вариантов доставки груза ……………………………………….. | ||
Библиографический список …………………………………………..…. | ||
Приложение А. | Химический состав скоропортящихся продуктов ….... | |
Приложение Б. | Теплофизические характеристики скоропортящихся грузов ………………………...………………..……….. | |
Приложение В. | Лесные грибы ……………...………………..………….. | |
Приложение Г. | Удельная мощность биохимической теплоты, выделяемой фруктами, ягодами и овощами при дыхании........................................................................... | |
Приложение Д. | Проявления порчи у основных продуктов питания ….. | |
Приложение Е. | Основные условия хранения скоропортящихся грузов | |
Приложение Ж | Характеристика транспортной тары для доставки скоропортящихся грузов ………………………………. | |
Приложение И. | Характеристика средств пакетирования скоропортящихся грузов...…………………………..… | |
Приложение К. | Требования к температуре грузов при погрузке в изотермические вагоны и контейнеры, следующие без охлаждения и отопления ………………………………. | |
Приложение Л. | Термодинамические свойства фреона-12 ……………. | |
Приложение М. | Характеристика изотермических вагонов и контейнеров ……………………………………………. | |
Приложение Н. | Технические нормы загрузки изотермических вагонов и контейнеров скоропортящимися грузами …………... | |
Приложение П. | Предельные сроки перевозки скоропортящихся грузов в вагонах и контейнерах ….……………………………. | |
Приложение Р. | Температурный режим перевозки скоропортящихся грузов ……………………………………………………. | |
Приложение С. | Нормы естественной убыли скоропортящихся грузов. | |
Приложение Т. | Поправочные коэффициенты к расчёту скорости охлаждения воздуха и груза в вагонах и контейнерах | |
Приложение У. | Физические свойства влажного воздуха …………….. | |
Приложение Ф. | Сдельные часовые тарифные ставки оплаты труда работников разных категорий ………………………… | |
Приложение Х. | Расходные ставки эксплуатационных затрат на погрузочно-разгрузочные машины, производственные и складские помещения и складское оборудование …. | |
Приложение Ц. | Фактическое число часов работы машин, механизмов и вспомогательного оборудования в течение года..… | |
Приложение Ш. | Ориентировочные нормы отчислений на амортизацию оборудования и сооружений ………………………..… | |
Приложение Щ. | Годовая оборачиваемость тары, контейнеров и средств пакетирования груза ………………………… | |
Приложение Ы. | Калькуляция себестоимости начально-конечной и движенческой операций с подвижным составом железных дорог ………………………………………… | |
Приложение Э. | Расходные ставки на измерители эксплуатационной работы автотранспорта ………………………………… | |
Приложение Ю. | Показатели для расчёта себестоимости холодоснабжения скоропортящихся грузов в холодильных складах ………………………………… |
Список определений и сокращений
|
|
А | Автомобильный магистральный транспорт |
АРВ | Автономный рефрижераторный вагон |
АРВ-Э | Автономный рефрижераторный вагон с обслуживающей бригадой (ранее использовался для эндокринного сырья и низкотемпературных грузов) |
АСУ | Автоматизированная система управления |
БМЗ | Брянский машиностроительный завод |
В | Воздушный магистральный транспорт |
ВА | Вывоз груза автотранспортом |
ВВ | Вывоз груза воздушным транспортом |
ВЖ | Вывоз груза железнодорожным транспортом |
ВМ | Вывоз груза морским транспортом |
ВНИИАС | Всероссийский научно-исследовательский институт агропромышленного строительства |
ВР | Вывоз груза речным транспортом |
ВТ | Вывоз груза трубопроводным транспортом |
Г0 | Грузоотправитель |
ГП | Грузополучатель |
Ж | Железнодорожный магистральный транспорт |
ЕАСАПР | Единая автоматизированная система актово-претензионной работы на сети железных дорог России |
ЗПУ | Запорно-пломбировочное устройство |
ИВ-термос | Грузовой вагон рефрижераторной секции из холодного отстоя, переоборудованный по ТУ ДИ-212-99, ТУ ДИ-272-99, ТУ 32 ЦВ-2434-96 и ТУ 32 ЦВ-2435-96 или эксплуатируемый в опытном порядке без холодильно-отопительного оборудования как одиночный изотермический вагон в режиме термос, а такжеавтономный рефрижераторный вагон без служебного помещения, переоборудованный под вагон-термос |
ИСО | Международная организация стандартов (ISO) |
ИТМ | Изотермический транспортный модуль |
КРК | Крупнотоннажный рефрижераторный контейнер |
М | Морской магистральный транспорт |
МИИТ | Московский государственный университет путей сообщения |
Накладная | Транспортная железнодорожная накладная |
НХЦ | Непрерывная холодильная цепь |
ПГУПС | Петербургский государственный университет путей сообщения |
ПКП | Пункт концентрации погрузки |
ПОВТ | Пункт отправления груза воздушным транспортом |
ПОМТ | Пункт отправления груза магистральным транспортом |
ПНВТ | Пункт назначения груза воздушным транспортом |
ПНМТ | Пункт назначения груза магистральным транспортом |
ППМТ | Пункт перегрузки груза с одного вида магистрального транспорта на другой |
Правила | Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов |
Правила СМГС | Правила перевозок скоропортящихся грузов в международном сообщении между государствами-участниками СМГС |
ПРГ | Пункт распределения груза |
ПТО АРВ | Пункт технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов |
ПЭТ | Полиэтиленовая тара (в данном случае – бутылка) |
Россельхознадзор | Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору |
Р | Речной магистральный транспорт |
РПС | Рефрижераторный подвижной состав |
РТМ | Рефрижераторный транспортный модуль |
СМГС | Соглашение о международном грузовом сообщении |
СПО | Станция предварительного охлаждения плодоовощей |
СПС | Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок |
Справочник | Справочник-пособие по перевозке скоропортящихся грузов |
Т | Трубопроводный магистральный транспорт |
ТБА | Тетра-Брик Асептик (упаковка) |
ТРВ | Терморегулирующий вентиль |
УВ-термос | Универсальный вагон-термос |
Устав | Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» |
ЦИМ | Международная Конвенция о перевозке грузов железными дорогами в странах Западной Европы |
Введение
Продукты питания и скоропортящееся сырьё для ряда отраслей промышленности занимают в железнодорожных перевозках около 1 %, в грузообороте – 2 %, в доходах до 4 %. В процессе доставки эти грузы подвержены порче, понижению качества и естественной убыли. Они требуют особого подхода к решению технических, технологических, управленческих и экономических вопросов, которые возникают от приёма груза к перевозке до его выдачи. Поддержание потребительских свойств скоропортящихся грузов достигается созданием специфических условий для защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха. Эти функции на железнодорожном транспорте возложены на хладотранспорт и соответствующие ему обслуживающую и складскую инфраструктуры, которые входят в транспортно-логистическую систему, называемую непрерывной холодильной цепью (НХЦ).
Теоретические основы хладотранспорта, концепция непрерывной холодильной цепи и логистические основы доставки скоропортящихся грузов впервые были заложены профессором М. Н. Тертеровым ещё в середине 80-х годов двадцатого столетия [2].
Скоропортящиеся грузы перевозят по железным дорогам в следующих типах транспортных модулей: изотермических вагонах (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, молочные цистерны, цистерны-термосы, вагоны-цистерны), крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах, контейнерах-термосах. В перспективе возможно использование изотермических вагонов, охлаждаемых жидким азотом и термоэлектрическими батареями.
В связи с переходом к рыночным принципам хозяйствования изменились взаимоотношения железных дорог, грузовладельцев, экспедиторов, операторов, появилась конкуренция между российскими железными дорогами и другими видами транспорта, которая требует обеспечения процесса доставки скоропортящихся грузов потребителям в кратчайшие сроки без потерь и понижения качества. При этом обязательным условием является строгое соблюдение условий подготовки, приёма, погрузки, транспортировки, выгрузки и выдачи таких грузов.
Первостепенное значение приобретает решение задач, направленных на максимальное удовлетворение интересов и потребностей грузовладельцев в перевозках. Для этого необходимо совершенствовать и технологию перевозочного процесса, и всю его нормативно-законодательную основу, которая шла бы в ногу со временем.
Децентрализация экономики страны привела к изменению структуры грузопотоков и к необходимости изменения соотношения в парке изотермических вагонов. Появление мелких грузоотправителей уже сейчас определило потребность в одиночных изотермических вагонах, количество которых явно недостаточно. Рост мелкопартионных поставок скоропортящихся грузов почти полностью отвергает использование группового рефрижераторного подвижного состава (РПС), который постепенно переоборудуется на одиночные изотермические вагоны-термосы (далее — ИВ-термосы). Наметилась тенденция к широкому использованию в нашей стране изотермических контейнеров.
В связи с реструктуризацией Министерства путей сообщения в ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и интенсивным развитием поставок новых видов скоропортящейся продукции в 2003 г. были пересмотрены и дополнены правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов [1] (далее – Правила). Действующие Правила утверждены приказом МПС России 18.06.03 г. № 37, зарегистрированы в Минюсте России 19.06.03 г. № 4762, вступили в силу 30.06.03 г. Правила разработаны в соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в 2003 г. (далее – Устав) [3]. Они определяют порядок осуществления перевозок скоропортящихся грузов по железным дорогам России во внутреннем сообщении. Международные перевозки грузов между государствами-участниками соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), между Россией и Финляндией и т. п. регламентируются другими правилами.
Наряду с использованием действующих нормативных документов целесообразно применять и договорные условия приёма скоропортящихся грузов к перевозкам с применением гибких договорных тарифов, дифференцированных по видам и режимам обслуживания грузов в пути.
Всё выше указанное потребовало кардинальной переработки имеющейся учебной и справочной литературы. В 2007 году учёными МИИТа и ВНИИАСа при участии ответственных работников ОАО «РЖД» был составлен новый достаточно подробный справочник-пособие по перевозке скоропортящихся грузов [4] (далее – Справочник), рассчитанный на работников железнодорожного транспорта, связанных с перевозками этих грузов. Часть материалов Справочника использована в настоящем учебнике, который посвящен различным аспектам доставки скоропортящихся грузов в вагонах и контейнерах в свете действующих Правил. Особое внимание уделено изучению технологии подготовки и перевозки скоропортящихся грузов. Для объяснения сущности отдельных положений и требований Правил в учебнике применена систематизация излагаемого материала с теоретическими выкладками, основанными на анализе и обобщении результатов контрольно-опытных перевозок скоропортящихся грузов, которые проводились учёными страны в разные годы.