На современном этапе развития общества многогранность общественных отношений обуславливает рассмотрение вопроса свободы человека как одной из важных философских проблем. Само понятие свободы является емким, исторически изменчивым и противоречивым. В жизнедеятельности человека категория свободы применима по отношению к различным сферам бытия: политическая, экономическая, духовная, общественная и т.д. Однако, ввиду регулирования общественных отношений законом, моралью и нормами поведения абсолютная свобода личности невозможна.
Определение понятия свободы как философской категории зафиксировано в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова звучит так: «Свобода – возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества» []. Более широкое пояснение дано в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля: «Свобода – возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле» []. Значительный вклад в осмысление свободы как потенциальной возможности человека внесли исследования различных направлений философской мысли: И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Л. Шестова, Н. Бердяева, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж. П. Сартра. В процессе исторического развития в зависимости от характера общественных отношений и потребностей человека проблема свободы ставится и решается по-разному.
Вопрос человеческого существования в полной мере раскрывается в работах экзистенциалистов в начале XX века. Философия экзистенциализма как проявление нонконформизма представляет собой реакцию на духовный кризис, вызванный катастрофами, войнами, страданиями. Основными темами данного направления являются творчество, свобода, вера и неверие, смысл жизни. Экзистенциальная философия акцентирует внимание на уникальности бытия человека. Свобода в данном случае рассматривается как неотъемлемая составляющая жизни человека, только это не «свобода духа», а «свобода выбора». Однако, люди не желают осознавать, что они свободны, а предпочитают жить «как заведено в мире».
Экзистенциальное мировоззрение наложило свой яркий отпечаток на литературу ХХ-ХХI веков. Героями таких произведений являются люди, которые страдают от одиночества, состояния тревоги и страха перед действительностью. Бытие бессмысленно, общественная деятельность бесплодна, нравственность отсутствует. Одним из первых, кто бросил вызов обществу материальных ценностей, признал «американскую мечту» результатом морального разложения стал Чак Паланик. В его произведениях раскрываются темы утраты смысла жизни, кризиса мировоззрения, поддаются критике моральные устои и запреты, духовные ценности.Писатель выражает протест культурным традициям и навязанным стереотипам посредством разрыва с сложившимися религиозными традициями и ложными человеческими ценностями.
Религия всегда была и остается одним из важнейших движущих факторов развития человеческой цивилизации. Она влияет на мировоззрение и способ жизни не только верующих, но и на отношения в обществе в целом. Основой религии является поклонение Богу или богам и абсолютное соблюдение предписанных норм и правил: «Если ты, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли» (Второзаконие, гл.28:1). Именно поэтому возникает вопрос о сфере распространения свободы в жизни человека. Понятие свободы в Ветхом Завете трактуется как освобождение от рабского состояния, а в Новом Завете оно распространяется по меньшей мере на семь разных аспектов бытия человека:
1) свобода от судьбы,
2) свобода от греха,
3) свобода от злых сил,
4) свобода от власти смерти,
5) свобода от закона,
6) свобода от сословных различий,
7) свобода от экономического и политического гнета [].
С теологической точки зрения первым проявлением свободы, а именно свободы выбора человека стало нарушение воли Бога, которое привело к падению человека из состояния блаженства в состояние греховности. Отведав плод с дерева «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3, 22) – сказал Господь Бог. Это значит, что первые люди избрали жизнь, основанную на знании, а не на вере и по этой причине они были высланы из сада Едемского возделывать землю. В своей книге «Колыбельная» Чак Паланик интерпретирует события в райском саду как акт непослушания и, как следствие, наказание. «Вы никогда не задумывались, что, может быть, Адам и Ева – это просто два глупых щенка, которых Бог выбросил за порог, потому что они не просились пописать на улицу?» [Колыбельная].
получается, что человек – это узник правил, ограничений и любое их несоблюдение грозит наказанием: «если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Второзаконие, гл.28:15-68). Такое положение вещей не устраивает героев художественного мира Ч. Паланика.
Все персонажи книг автора выбирают путь противостояния, борьбы и отречения от современного миропорядка, и наложенных ограничений. Герои стремятся не только уничтожить, но и желают создать новый мир с безграничной свободой и правом выбора. Стоит отметить, что все действующие лица – это прототипы реальных людей, с их страхами, сомнениями, мыслями. Каждый человек размышляя на конкретную тему ведет диалог у себя в голове и выражает различные точки зрения. Подобное происходит и в художественном мире Ч. Паланика, приведем пример: Виктор Манчини [Удушье] говорит – «а никакой души нет. И Бога нет», Тендер Бренсон [Уцелевший] уверен – «нет никакого Рая. Нет никакого Ада»; и «Бог – порождение крошечного, суеверного и отсталого мозга деревенских проповедников и лицемерных республиканцев» [Проклятые]. В противовес им Устрица [Колыбельная] не полностью отрицает существование Бога, но он по-другому относится к вопросу веры и религии: «Я – просто ещё один боженькин крокодильчик, которого можно спустить в унитаз», а Сет [Невидимки] дополняет: «Все, чем занимается Бoг, так это следит за нами и убивает нас, когда мы смертельно устаем жить». И складывается впечатление, что Тендер Брэнсон («Уцелевший») прав и мы «просто очередное задание, еще один пункт в ежедневнике Господа Бога».
Но человек как существо, обладающее сознанием и разумом не готов быть частью чье-либо плана, ему хочется верить, что не все предрешено и наше будущее зависит от нас. А «если верить в то, что у каждого из нас есть свобода выбора, тогда Бог не в состоянии нами управлять» [Невидимки], а если он не управляет, а только наблюдает, значит он ничем не отличается от человека. Именно поэтому Преподобный Безбожник [Призраки] критикует Бога: «Господь так испугался, что рассеял единый народ по всей земле, и смешал языки, чтобы отныне и впредь чада Его стали друг другу чужими», а мы – люди «должны проявить себя выше Бога. Мы должны простить Богу его безразличие по отношению к нам – забытому Богом научному эксперименту, брошенному обрастать плесенью». Данная цитата позволяет говорить о том, что в художественном мире Ч. Паланика человек и Бог находятся на равных, у каждого из нас есть недостатки и никто не идеален. Но недостаточно просто сидеть и рассуждать о том, как несправедлив этот мир, или сколько безнравственных людей в нем, или сколько пороков, преступлений, аморальных поступков вокруг. Это значит только одно – у человека нет права бездействовать и «может быть, мы попадаем в ад за поступки, которые не совершили. За дела, которые не довели до конца» [Колыбельная].
Несмотря на то, что на данном этапе развития цивилизации индивид оказался под сильным внешним и внутренним давлением – современная мораль, законы, собственные морально-нравственные ориентиры не всегда позволяют человеку поступать так, как он желает. Главные герои художественного мира Ч. Паланика бросают вызов всем существующим канонам – в «Бойцовской клубе» обществу потребления, в «Невидимках» Шеннон МакФарленд – фотомодель с изуродованной внешностью, выступает противником стандартов красоты, и отношения общества к красивым и некрасивым, ее брат Шейн МакФарленд раскрывает вопрос гомосексуализма и отношения родителей к детям с нетрадиционной ориентацией. В «Колыбельной» Карл Стрейтор пытается противостоять потребительскому инстинкту, который ведет к разрушению личности и потере индивидуальности. В «Уцелевшем» Тендер Бренсон, в «Проклятых» и «Обреченных» Медисон (Медди) Спенсер противодействуют устаревшим религиозным канонам и фанатизму. Но для того чтобы выйти за рамки существующего мироустройства, по мнению Паланика, необходимо прибегнуть к «˂…˃ разрушению одной формы идентичности – основанной на комфорте или внешности, или образовании – и созданию другой. Вы должны уничтожить существующую форму, чтобы открыть лучшую» и «˂…˃ если не дойти до точки, то нечего и надеяться на спасение» [Бойцовский клуб]. Дабы как-то изменить этот несовершенный, безнравственный мир герои не видят другого выхода нежели уничтожить планету, утратить все до конца и обрести свободу. Свободу от влияния власти, религии, морали, что дает человеку настоящую свободу выбора. Вот только как он ей воспользуется – это другой вопрос.
Литература:
1. Архимандрит Павел (СТЕФАНОВ) Свобода в Библии https://ru.pravoslavie.bg/свобода-в-библии/
2.