Мотив свободы как сюжетообразующая константа произведений Ч. Паланика




На современном этапе развития общества многогранность общественных отношений обуславливает рассмотрение вопроса свободы человека как одной из важных философских проблем. Само понятие свободы является емким, исторически изменчивым и противоречивым. В жизнедеятельности человека категория свободы применима по отношению к различным сферам бытия: политическая, экономическая, духовная, общественная и т.д. Однако, ввиду регулирования общественных отношений законом, моралью и нормами поведения абсолютная свобода личности невозможна.

Определение понятия свободы как философской категории зафиксировано в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова звучит так: «Свобода – возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества» []. Более широкое пояснение дано в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля: «Свобода – возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле» []. Значительный вклад в осмысление свободы как потенциальной возможности человека внесли исследования различных направлений философской мысли: И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Л. Шестова, Н. Бердяева, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж. П. Сартра. В процессе исторического развития в зависимости от характера общественных отношений и потребностей человека проблема свободы ставится и решается по-разному.

Вопрос человеческого существования в полной мере раскрывается в работах экзистенциалистов в начале XX века. Философия экзистенциализма как проявление нонконформизма представляет собой реакцию на духовный кризис, вызванный катастрофами, войнами, страданиями. Основными темами данного направления являются творчество, свобода, вера и неверие, смысл жизни. Экзистенциальная философия акцентирует внимание на уникальности бытия человека. Свобода в данном случае рассматривается как неотъемлемая составляющая жизни человека, только это не «свобода духа», а «свобода выбора». Однако, люди не желают осознавать, что они свободны, а предпочитают жить «как заведено в мире».

Экзистенциальное мировоззрение наложило свой яркий отпечаток на литературу ХХ-ХХI веков. Героями таких произведений являются люди, которые страдают от одиночества, состояния тревоги и страха перед действительностью. Бытие бессмысленно, общественная деятельность бесплодна, нравственность отсутствует. Одним из первых, кто бросил вызов обществу материальных ценностей, признал «американскую мечту» результатом морального разложения стал Чак Паланик. В его произведениях раскрываются темы утраты смысла жизни, кризиса мировоззрения, поддаются критике моральные устои и запреты, духовные ценности.Писатель выражает протест культурным традициям и навязанным стереотипам посредством разрыва с сложившимися религиозными традициями и ложными человеческими ценностями.

Религия всегда была и остается одним из важнейших движущих факторов развития человеческой цивилизации. Она влияет на мировоззрение и способ жизни не только верующих, но и на отношения в обществе в целом. Основой религии является поклонение Богу или богам и абсолютное соблюдение предписанных норм и правил: «Если ты, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли» (Второзаконие, гл.28:1). Именно поэтому возникает вопрос о сфере распространения свободы в жизни человека. Понятие свободы в Ветхом Завете трактуется как освобождение от рабского состояния, а в Новом Завете оно распространяется по меньшей мере на семь разных аспектов бытия человека:

1) свобода от судьбы,

2) свобода от греха,

3) свобода от злых сил,

4) свобода от власти смерти,

5) свобода от закона,

6) свобода от сословных различий,

7) свобода от экономического и политического гнета [].

С теологической точки зрения первым проявлением свободы, а именно свободы выбора человека стало нарушение воли Бога, которое привело к падению человека из состояния блаженства в состояние греховности. Отведав плод с дерева «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3, 22) – сказал Господь Бог. Это значит, что первые люди избрали жизнь, основанную на знании, а не на вере и по этой причине они были высланы из сада Едемского возделывать землю. В своей книге «Колыбельная» Чак Паланик интерпретирует события в райском саду как акт непослушания и, как следствие, наказание. «Вы никогда не задумывались, что, может быть, Адам и Ева – это просто два глупых щенка, которых Бог выбросил за порог, потому что они не просились пописать на улицу?» [Колыбельная].

 

получается, что человек – это узник правил, ограничений и любое их несоблюдение грозит наказанием: «если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Второзаконие, гл.28:15-68). Такое положение вещей не устраивает героев художественного мира Ч. Паланика.

Все персонажи книг автора выбирают путь противостояния, борьбы и отречения от современного миропорядка, и наложенных ограничений. Герои стремятся не только уничтожить, но и желают создать новый мир с безграничной свободой и правом выбора. Стоит отметить, что все действующие лица – это прототипы реальных людей, с их страхами, сомнениями, мыслями. Каждый человек размышляя на конкретную тему ведет диалог у себя в голове и выражает различные точки зрения. Подобное происходит и в художественном мире Ч. Паланика, приведем пример: Виктор Манчини [Удушье] говорит – «а никакой души нет. И Бога нет», Тендер Бренсон [Уцелевший] уверен – «нет никакого Рая. Нет никакого Ада»; и «Бог – порождение крошечного, суеверного и отсталого мозга деревенских проповедников и лицемерных республиканцев» [Проклятые]. В противовес им Устрица [Колыбельная] не полностью отрицает существование Бога, но он по-другому относится к вопросу веры и религии: «Я – просто ещё один боженькин крокодильчик, которого можно спустить в унитаз», а Сет [Невидимки] дополняет: «Все, чем занимается Бoг, так это следит за нами и убивает нас, когда мы смертельно устаем жить». И складывается впечатление, что Тендер Брэнсон («Уцелевший») прав и мы «просто очередное задание, еще один пункт в ежедневнике Господа Бога».

Но человек как существо, обладающее сознанием и разумом не готов быть частью чье-либо плана, ему хочется верить, что не все предрешено и наше будущее зависит от нас. А «если верить в то, что у каждого из нас есть свобода выбора, тогда Бог не в состоянии нами управлять» [Невидимки], а если он не управляет, а только наблюдает, значит он ничем не отличается от человека. Именно поэтому Преподобный Безбожник [Призраки] критикует Бога: «Господь так испугался, что рассеял единый народ по всей земле, и смешал языки, чтобы отныне и впредь чада Его стали друг другу чужими», а мы – люди «должны проявить себя выше Бога. Мы должны простить Богу его безразличие по отношению к нам – забытому Богом научному эксперименту, брошенному обрастать плесенью». Данная цитата позволяет говорить о том, что в художественном мире Ч. Паланика человек и Бог находятся на равных, у каждого из нас есть недостатки и никто не идеален. Но недостаточно просто сидеть и рассуждать о том, как несправедлив этот мир, или сколько безнравственных людей в нем, или сколько пороков, преступлений, аморальных поступков вокруг. Это значит только одно – у человека нет права бездействовать и «может быть, мы попадаем в ад за поступки, которые не совершили. За дела, которые не довели до конца» [Колыбельная].

Несмотря на то, что на данном этапе развития цивилизации индивид оказался под сильным внешним и внутренним давлением – современная мораль, законы, собственные морально-нравственные ориентиры не всегда позволяют человеку поступать так, как он желает. Главные герои художественного мира Ч. Паланика бросают вызов всем существующим канонам – в «Бойцовской клубе» обществу потребления, в «Невидимках» Шеннон МакФарленд – фотомодель с изуродованной внешностью, выступает противником стандартов красоты, и отношения общества к красивым и некрасивым, ее брат Шейн МакФарленд раскрывает вопрос гомосексуализма и отношения родителей к детям с нетрадиционной ориентацией. В «Колыбельной» Карл Стрейтор пытается противостоять потребительскому инстинкту, который ведет к разрушению личности и потере индивидуальности. В «Уцелевшем» Тендер Бренсон, в «Проклятых» и «Обреченных» Медисон (Медди) Спенсер противодействуют устаревшим религиозным канонам и фанатизму. Но для того чтобы выйти за рамки существующего мироустройства, по мнению Паланика, необходимо прибегнуть к «˂…˃ разрушению одной формы идентичности – основанной на комфорте или внешности, или образовании – и созданию другой. Вы должны уничтожить существующую форму, чтобы открыть лучшую» и «˂…˃ если не дойти до точки, то нечего и надеяться на спасение» [Бойцовский клуб]. Дабы как-то изменить этот несовершенный, безнравственный мир герои не видят другого выхода нежели уничтожить планету, утратить все до конца и обрести свободу. Свободу от влияния власти, религии, морали, что дает человеку настоящую свободу выбора. Вот только как он ей воспользуется – это другой вопрос.

 

Литература:

1. Архимандрит Павел (СТЕФАНОВ) Свобода в Библии https://ru.pravoslavie.bg/свобода-в-библии/

2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: