Среди других компонентов мотивации необходимо назвать влечения, желания, интересы, склонности и установки. Все они характеризуют различные этапы и формы мотивационного процесса.
Начальный момент мотивации характеризуется формированием влечений – психологических состояний, выражающих недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно потребности лежат в основе влечений, что позволяет считать их внутренне детерминированными (окружающая среда — «поле» служитв этом случае не источником, а объектом активности).
Примерами влечения могут служить поведение кошки, которая знает, какие травы для нее обладают лечебным эффектом, или ребенка, который жует мел или штукатурку при недостатке кальция.
В эксперименте семилетним детям в условиях летнего лагеря разрешили самостоятельно строить свое питание. Естественно, дети тут же отказались от манной каши и питались в основном фруктами, йогуртами и конфетами. Тем не менее, подсчет показал, что в результате в их недельном рационе оказались все необходимые вещества, витамины и микроэлементы.
Влечение переживается человеком как эмоционально напряженное состояние. Однако оно представляет собой проходящее явление, поскольку представленная в нем потребность из-за неопределенности не может перерасти в деятельность. На уровне влечения человек не понимает, что ему нужно достичь и как это сделать. Поэтому влечение, как правило, либо осознается, либо угасает.
Осознание потребности, лежащей в основе влечения, лежит в основе формирования желания.Желание представляет собой отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Обладая побуждающей силой, желание обостряет осознание цели будущего действия и способствует построению его плана, поскольку в нем отражается не только осознаваемая потребность, но и возможные пути ее удовлетворения.
|
Еще одним компонентом мотивации являются интересы— форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности благодаря более глубокой ориентировке в ситуации. Интересы способствуют более полному и глубокому пониманию действительности, ознакомлению с новыми фактами, которые связаны с теми или иными жизненными задачами. Особенностью интересов является их социальная опосредованность: сами интересы и способы их удовлетворения обусловлены социальным контекстом жизни человека. Об этом свидетельствует, в частности, своеобразная «мода на интересы»: астрология, фэн-шуй, древние языки др.
Интерес переживается человеком как своеобразная эмоциональная окраска процесса познания, обеспечивающая дополнительное внимание к познаваемым объектам. Важным признаком интересов является тот факт, что при удовлетворении не происходит угасания, но, напротив, возникают новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
Принято различать непосредственный и опосредованный (косвенный) интересы. Непосредственные интересы вызываются самими объектами, на которые они направлены, в то время как в случае косвенных интересов эти объекты являются средствами на пути достижения целей. Очень ярко различия между непосредственными и косвенными интересами можно проследить, в частности, на таком примере: интерес к произведениям живописи фламандских мастеров XVIII в. может проявлять и искусствовед, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь, и человек, планирующий ограбление музея ради наживы. На этом, как и на любом другом, примере, очевидно, что интересы отражают субъективно значимые потребности.
|
Другая классификация интересов — по их направленности — позволяет выделить материальные, общественные и духовные интересы. Материальный интерес может проявляться в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.д. Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего, познавательные интересы, интересы к разным видам искусства. Общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.
Интересы личности различаются по степени их устойчивости, которая выражается в длительности их сохранения и интенсивности. Важный признак устойчивости интересов — готовность к преодолению трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе не интересна человеку, но является необходимым условием для удовлетворения актуального интереса.
Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность— проявление потребности в осуществлении определенной деятельности. Ее основа — устойчивая потребность человека в той или иной деятельности, создающая позитивный эмоциональный фон при ее реализации (эмоциональный компонент склонностей). Другим признаком склонности выступает стремление постоянно совершенствовать знания, умения и навыки, связанные с данной деятельностью (когнитивный компонент склонностей), и готовность преодолевать препятствия на пути ее осуществления (волевой компонент).
|
Таким образом, становясь склонностью, интерес создает так называемый «рабочий цикл», в котором вознаграждает сам себя, обретает потенциал самоподдержания и саморазвития.
Устойчивый и целенаправленный характер деятельности по отношению к тем или иным объектам обеспечивают и установки- состояния психологической готовности человека реагировать определенным образом навнешние воздействия. Установка возникает при предвосхищении человеком определенного объекта или ситуации, то есть еще до момента взаимодействия с ними.
Понятие установки охватывает широкий спектр психологических явлений. Так, еще в конце XIX в. оно использовалось немецкой школой экспериментальной психологии для обозначения поведения, обусловленного фактором прошлого опыта. Другой пример установки — некоторые иллюзии восприятия. Или состояние готовности к деятельности, возникающее при постановке задачи, которое не осознается субъектом, однако организует работу его психических процессов.
В социальной психологии в начале XX в. появилось понятие социальной установки — аттитюда. Это понятие обозначает субъективные ориентации человека как члена той или иной общности людей на определенные способы поведения.
Так, например, в 1934 г, исследователь Ла-Пьер разослал письма более чем в сто американских отелей с вопросом, готовы ли они принять в качестве гостей китайцев. Учитывая, что в США в то время было распространено негативное отношение китайцам, неудивительно, что лишь один ответ был положителен. Однако когда Ла-Пьер со своими китайскими помощниками полгода путешествовал по Америке, они столкнулись с реальной ситуацией отказ только один раз. Очевидно, что при ответе на письма играли роль одни социальные установки, а в реальном взаимодействии — другие.
В общей психологии установка изучается в исследованиях целенаправленного поведения животных и человека, адаптационных реакций организма и психики на предвосхищаемые ситуации, избирательности и направленности психических процессов и др. Поскольку эффекты установки непосредственно проявляются только при изменении условий протекания деятельности, для их изучения чаще всего используются приемы прерывания деятельности.
Например, испытуемому предлагают два предмета, отличающихся друг от друга по объему, причем один (например, меньший) — в правую, а другой (больший) — в левую руку. Через определенное число повторных воздействий (обычно 10-15) субъект получает в руки пару равных по объему предметов с заданием сравнить их между собой. Испытуемый, как правило, не замечает равенства этих объектов: наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в большинстве случаев в направлении контраста, то есть большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему шар [Узнадзе, 1966].
Общепсихологическая теория установки создана в рамках грузинской школы психологии под руководством Д.Н. Узнадзе. В ее основе идея о том, что в основе целесообразной избирательной активности индивида лежит его готовность к восприятию будущих событий и совершению действий в определенном направлении. Установка возникает при встрече двух факторов — потребности и ситуации ее удовлетворения. В том случае, если импульсивное поведение, наталкиваясь на препятствия, прерывается, начинает функционировать механизм объективации, благодаря которому человек понимает свою отдельность от объективно существующего мира и готов продолжать осуществление прерванных действий.
Установка выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, она обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер деятельности, гарантируя ее стабильность в изменяющихся ситуациях. Во-вторых, она освобождает человека от необходимости принимать решения в уже известных, стандартных для него обстоятельствах. Эта функция, безусловно, облегчает человеку жизнь, однако может обусловливать инертность, косность деятельности и тем самым затруднять приспособление человека к новым ситуациям.
А.Г. Асмолов приводит несколько примеров установок, иллюстрирующих эти функции. Так, бегун, столкнувшийся в ходе состязаний с неожиданным препятствием, при попытке остановиться падает или резко наклоняется вперед. Человек, читающий набранный латинским шрифтом текст, прочитывает слово «чепуха» как «реникса». Из этих примеров явственно следует, что тенденция к сохранению движения в определенном направлении присуща самым различным формам движения и имеет две стороны. С одной стороны, это необходимый внутренний момент процесса деятельности, обеспечивающий его стабильность. С другой стороны, тенденция к сохранению движения в определенном направлении проявляется в том, что субъект деятельности становится «слепым» по отношению к другим возможностям.
Содержание установки зависит от ее места в структуре деятельности (мотив—цель—условия). Соответственно, выделяют уровни смысловой, целевой и операциональной установки.
Смысловая установка выражает отношение личности к тем объектам, которые обладают для нее личностным смыслом — «значением-для-меня». Она отражает взгляды человека на мир и образ того, к чему он стремится (когнитивный компонент), симпатии и антипатии по отношению к значимым объектам (эмоциональный компонент), а также готовность действовать по отношению к ним определенным образом (поведенческий компонент). В отличие от целевых и операциональных установок, изменяющихся в ходе обучения благодаря речевым воздействиям, смысловые установки могут изменяться только благодаря изменению деятельности, перестройке системы ее мотивов.
Больного с поражением руки никак не удавалось убедить пользоваться поврежденной рукой в работе, хотя это было необходимо для скорейшего восстановления ее функций. Однажды этот больной попал в бригаду, которая занималась переправой материалов через реку. Неожиданно он взял на себя всю инициативу и стал активно пользоваться больной рукой. Оказалось, что большую часть своей жизни он прожил и проработал на реке. После этого изменилось его отношение к работе, установка на щажение руки была «сдвинута.
Смысловые установки выступают в роли фильтров по отношению к целевым и операциональным установкам, представляющим собой нижележащий уровень.
Целевые установки определяются целью деятельности и обеспечивают устойчивый характер протекания действия. Цель, представленная в виде образа желаемого результата действия, обеспечивает готовность человека к ее достижению, тем самым, определяя направленность действия. В случае прерывания деятельности именно они обеспечивают так называемый эффект незавершенного действия — явление, связанное с тем, что прерванные задачи в силу сохраненного мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.
Примером действия целевой установки является, в частности, такой трагический случай на охоте. В поздний час охотник подстерегал в засаде кабана. И вот, наконец, дрогнули ветки куста, охотник выстрелил и кинулся к подстреленному кабану, но вместо кабана увидел девочку. Сила целевой установки была столь велика, что образ девочки трансформировался в его восприятии в образ кабана.
Целевая установка проявляется в тех случаях, когда на пути протекания действия возникают препятствия, и осуществляет функцию стабилизации деятельности в этих ситуациях. В отличие от них, операциональные установки обнаруживаются в знакомых человеку ситуациях и проявляются как на психологическом (например, в стереотипности мышления), так и на психофизиологическом (преднастройки в сенсорной и моторной сферах) уровнях. Они предшествуют развертыванию тех или иных способов осуществления действия.
Так, контролер после многократного предъявления билета ожидает вновь увидеть именно билет, а не другой предмет. У него формируется установка по отношению к способу действия с билетом. Поэтому велика вероятность, что в час пик он пропустит пассажира, предъявившего похожую на билет бумажку. Это будет обусловлено «образом действия», типичным для данной ситуации.
В целом установки представляют собой направленность психики на определенную активность, причем необходимыми условиями их возникновения являются потребности и соответствующие им ситуации.