Мотивация различных видов деятельности




Обратимся к специфике мотивации конкретных видов деятельности. В психологии в связи с нуждами практики особое внимание в этой связи уделяется учебной, профессиональной и спортивной деятельности.

Учебная деятельность занимает практически весь период становления личности человека и по праву является одним из центральных предметов исследования возрастной и педагогической психологии. Ее эффективность во многом обусловлена теми мотивами, которые заложены в ее структуре.

Мотивы учебной деятельности зачастую путают с мотивами посещения школы. Однако это не одно и то же. Для первоклассника, например, мотивами посещения школы могут служить такие отвлеченные от учебной деятельности вещи, как возможность избежать не­обходимости укладываться спать в тихий час или покрасоваться новым портфелем. Мотивы собственно учебной деятельности представляют собой совокупность факторов, обусловли­вающих проявления учебной активности.

Эти факторы меняются на протяжении всего периода обучения человека, Для учеников начальной школы характерна так называемая социальная мотивация, беспрекословность выполнения требований учителя, который на время становится самым авторитетным чело­веком в их жизни, ориентация на оценку.

В педагогической психологии показано, что положительные оценки подбадривают школьника, сти­мулируют его учебную деятельность. Однако нужно учитывать, что похвала за слабые ответы может подчеркнуть некомпетентность ученика в глазах его одноклассников. Щадящие оценки эффективны, когда разрыв между оценкой и реальным результатом невелик. Отрицательные оценки — более слож­ная проблема. Оценка учебной работы, «переходящая на личность», всегда болезненно воспринимается детьми. Отрицательная оценка должна направлять и корректировать учебные действия ученика.

К окончанию начальной школы роль учителя и значимость оценки снижаются, закладываются основы дифференциации мотивов учения в зависимости от отношения к пред­метам. Этот процесс продолжается и в средней школе, где на первый план выходит мотив найти свое место среди одноклассников.

В старшей школе интерес к предмету заменяется его целесообразностью — важностью для подготовки к поступлению в выбранное учебное заведение. Сохраняется и мотивация самоутверждения и достижения определенного статуса среди одноклассников.

В структуре учебной деятельности студентов наблюдается сохранение мотива лично­го престижа, прагматических мотивов, а также появляются профессиональные мотивы, связанные с овладением будущей профессией. В этом случае студент проходит путь от поиска однозначной истины, «рецептов» работы по специальности к выбору собственных профессиональных взглядов и ценностей.

Очевидно, что перечисленные мотивы учебной деятельности вслед за сторонниками деятельностной теории обучения (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.) в зависимости от отношения человека к получению знаний можно разделить на внешние и внутренние.

Внешняя мотивация — это не синоним «плохой мотивации», у нее есть и свои достоинства. Так, известно, что «престижная», соревновательная мотивация и даже мотивация «учебы за вознаграждение» нередко приводят к неплохим результатам в учебе. Однако слабой стороной учебной деятельности, поддерживаемой внешней мотивацией, является то, что устойчивая система научных представлений о мире не образуется: для этого не­обходима истинная познавательная мотивация.

Специфика познавательной мотивации состоит в том, что она появляется в процессе фор­мирования у ребенка учебной деятельности. Если какие-то ее компоненты не сформированы (например, отдельные учебные действия, самооценка, рефлексия результатов и т.д.), можно говорить не об учебной деятельности, а только лишь об учебе (действительно, педагогическая психология предлагает разделять учебу и учебную деятельность). Здесь ситуация напомина­ет замкнутый круг. Учебная деятельность имеет место только тогда, когда она побуждается познавательным мотивом, который может существовать на трех различных уровнях. Пер­вый уровень представлен широким познавательным мотивом, то есть направленностью на усвоение новых знаний. Второй уровень характеризуется как учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний. Третий уровень представлен моти­вом самообразования. В идеале для младшего школьника должны быть характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени должны ориентироваться на способ получения знаний. При этих условиях в старших классах можно ожидать появления зрелых познавательных мотивов — мотивов самообразования.

Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познаватель­ных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов. Наиболее продуктивным по всем параметрам является обучение, в котором соблюда­ются следующие условия. Во-первых, ребенку сообщаются базовые (инвариантные) знания. В результате ученик оказывается в состоянии самостоятельно решить конкретную учебную задачу. Во-вторых, ученика знакомят с обобщенными способами работы с базовыми знаниями применения этих знаний к различным задачам. В-третьих, усвоение знаний происходит в процессе их практического применения. Решая учебные задачи, ребенок одновременно усваивает знания и приобретает умения. Если все условия соблюдаются, то обучение приобретает творческий характер. Ученик, обладающий базовыми предметными знаниями, чув­ствует, что он в состоянии справиться с конкретными учебными заданиями. Как правило, успех окрыляет ребенка, и у него возникает потребность в получении новых знаний.

Не менее важное место в жизни человека занимает и трудовая деятельность. Ответ на вопрос «Зачем человек работает?» в значительной мере связан с эффективностью его профессиональной деятельности, а во многих случаях и с личностным благополучием.

Перед тем как начать работать, человек должен определиться в выборе своей будущей профессии. Про­цесс профессионального самоопределения для многих настолько труден, что уже в начале XX века в США, Англии, Франции, Германии появились первые частные службы профориентации молодежи, позже были созданы многочисленные бюро, кабинеты и институты профориентации во многих городах мира.

Условия успешного выбора профессии крайне разнообразны. К ним относится, во-первых, информированность человека о сути тех или иных профессий, их востребованности в обществе, возможностях и конкретных путях получения соответствующего профессионально­го образования. Во-вторых, человек должен соотносить требования профессии с состоянием своего здоровья, психическими и психологическими возможностями, личностными качествами, способностями. Рассогласования между требованиями профессии и возможностями челове­ка в будущем грозят ему профессиональной дезадаптацией и могут разрушить даже вполне устойчивую мотивацию к работе по избранной профессии. И, наконец, в-третьих, должен быть сформирован мотивационный фундамент для профессионального самоопределения.

Мотивы выбора профессии современной молодежью очень вариативны. Помимо так называемых общественно значимых мотивов (сближение профессиональных намерений с потребностями народного хозяйства страны, конкретного экономического района в кадрах), которые встречаются довольно редко, среди них можно назвать интересы, сформи­ровавшиеся в период учебы, общественный престиж (мода на профессии), экономическую целесообразность, уступки выбору родителей или друзей (в последнем случае профессия выбирается «за компанию») и т. д.

Все эти первоначальные мотивы, различаясь по степени самостоятельности и осознанности совершаемого выбора, в дальнейшем могут привести к успешной адаптации чело­века в профессии при условии формирования устойчивых профессиональных интересов к конкретной области деятельности. Однако, безусловно, наибольшие шансы в этой связи имеют те люди, которые выбирали профессию самостоятельно, на основе личных инте­ресов или убеждений, и обладают сформированными профессиональными намерениями.

Исследованиями также показано, что немаловажную роль играет и практический опыт в рамках выбранной профессии (кружок, факультатив, стажировки и т. д.).

Не менее важную роль играет и выбор места работы. Среди мотивов здесь лидируют оценка карьерных перспектив, оценка своих возможностей, оценка условий работы и оценка возможностей для закрепления и совершенствования профессиональных навы­ков. Аналогичные мотивы выявлены социологами и при исследовании профессиональной мобильности — смены человеком места работы или получения им второго, третьего или даже четвертого профессионального образования.

В структуре собственно трудовой деятельности можно выделить три группы мотивов. К ним относятся, во-первых, побуждения общественного характера, включающие в себя осознание необходимости приносить пользу людям, связанную с общественной установкой на значимость профессиональной деятельности. Вторую группу мотивов профессиональ­ной деятельности составляют мотивы самореализации, которые связаны с тем, что человек по природе не только потребитель, но и созидатель. В третью группу входят мотивы по­лучения определенных материальных благ для себя и своей семьи. Эти мотивы побуждают человека к тому, чтобы более или менее активно включаться в трудовую деятельность и работать с определенной степенью эффективности.

Следует отметить, что применительно к отдельным профессиям эти мотивы являются неоднознач­ными стимулами, что связано со спецификой того или иного вида деятельности. Есть эта специфике и у так называемых помогающих профессий, в число которых входят профессии врачей, педагогов, психо­логов и др. Во-первых, неоднозначное влияние на эффективность деятельности оказывает установка на необходимость приносить пользу людям. Чрезмерная потребность быть полезным может перерасти в комплекс спасательства, благодаря которому человек обрекает себя на быстрое профессиональное выгорание. Аналогичным образом мотив самореализации, будучи сильно преувеличенным, способен привести к излишней концентрации на процессе деятельности и выпадению из поля внимания его результата, что снижает эффективность профессиональной деятельности. И, наконец, ориентация на удовлетворение материальных потребностей посредством профессиональной деятельности может при­вести к ее формализации, выхолащиванию процесса взаимодействия с людьми.

Большое внимание в психологии уделяется и спортивной деятельности. Это связано, во-первых, с изучением проблем так называемого любительского спорта: потребность в движении является базовой потребностью человека, определенный объем движений необходим для успешной жизнедеятельности, в то время как гиподинамия, напротив, разру­шительна не только для соматического, но и для психологического здоровья человека. И для любителей, и для начинающих профессионалов (прежде всего, детей) основными мотивами в этой связи являются стремление к здоровому образу жизни, удовольствие от движения, а также в некоторых случаях стремление к самоутверждению или самовоспитанию.

Во-вторых, спортивных психологов интересуют проблемы профессионального спорта, в котором человек проходит несколько этапов. На этапе учебно-спортивной деятельности мотивы в общих чертах соответствуют учебным мотивам. На стадии специализации появляется мотивация на достижение результата, связанного с длительной работой. Основ­ные мотивы стадии спортивного мастерства — достижение и поддержание определенного статуса, вплоть до того, что спортсмен может отказываться от участия в соревнованиях, на которых его статусу может быть нанесен урон. Завершение периода активных выступлений (которое часто связано не с физическими возможностями спортсмена, а с его эмоциональным сгоранием) актуализирует мотивацию выбора новой сферы деятельности, аналогичную мо­тивации профессиональной мобильности. Некоторые спортсмены после завер­шения карьеры стремятся остаться в спорте в роли тренера, судьи, комментатора и т. д., од­нако для многих жизнь в профессиональном спорте развивается параллельно с получением профессионального образования и построением перспективных профессиональных планов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: