Дидактическая игра «Пентамино»




Возрастная группа: подготовительная

 

Выполнил:

воспитатель Смакова Ф.А.

имеющаяся квалификационная категория: первая

стаж работы: 11л.

 

 

Туймазы 2019

Направленность дидактической игры:

Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды подготовительной группы.

Предназначение: для детей старшего дошкольного возраста, также рекомендуется воспитателям и заинтересованным родителям.

Актуальность: Человечество с давних времён увлекается различными головоломками. Они привлекают разнообразными формами, позволяют с пользой провести свободное время, проверить свои интеллектуальные способности. "Пентамино" - одна из самых популярных мировых головоломок. Игра на все времена - от трех до ста лет. Запатентовал головоломку "пентамино" Соломон Вольф Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. Её стали называть «Мировой головоломкой» и она очень быстро увлекла не только школьников и студентов, но и профессоров математики. Долгое время он вел рубрику "головоломки" в газете Информационного Общества. Известная головоломка - уникальна по своим возможностям. Именно его идеи вдохновили создателей "Тетриса". С фигурками, которые известны нам всем по игре "Тетрис", можно фантазировать бесконечно. Пентамино развивает абстрактное и оперативное мышление, геометрическое и пространственное воображение, комбинаторные способности, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать. Кроме того, пентамино развивает мелкую моторику и координацию движений.
Цель игры: развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, целенаправленности действий, желания думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.
История создания логической игры «пентамино»

Известна история о принце Генри, сыне Вильгельма Завоевателя, впоследствии Генрихе I, которая столь часто встречается в старых хрониках, что, несомненно, отражает реальный факт. Приведенная ниже версия этой истории взята из книги Хэйворда «Жизнь Вильгельма Завоевателя», увидевшей свет в 1613 г. «К концу своего царствования Вильгельм передал своим сыновьям Роберту и Генри совместное управление Нормандией, дабы один обуздывал наглость и легкомыслие другого. Принцы отправились навестить французского короля, находившегося тогда в Констанции. Время проводили в играх и состязаниях, Генри часто играл в шахматы с Людовиком, бывшим тогда дофином Франции, и почти всегда выигрывал. Людовик становился все более неразборчив в словах, отчего у Генри не прибавилось к нему уважения. Чрезмерная нетерпимость одного и непокладистость другого в конце концов так накалили атмосферу, что однажды Людовик швырнул шахматы в лицо Генри. Генри в свою очередь ударил Людовика по голове шахматной доской, и, возможно, дело кончилось бы весьма печально для дофина, если бы принца не удержал собственный брат Роберт. Братья тотчас вскочили на коней, и, как уверяют, их шпоры были столь остры, что им удалось добраться до своих владений, хотя французы преследовали их по пятам». Далее предание гласит (хотя в этой части можно и усомниться), что шахматная доска от удара разломилась на тринадцать частей.

Это двенадцать кусочков разной формы, каждый из которых содержит пять клеток, и только один меньший кусочек состоит из четырех клеток. Таким образом, у нас есть все 64 клетки шахматной доски, а головоломка состоит в том, чтобы вырезать эти части и сложить затем из них правильную Шахматную доску. Сам принц Генри при всей своей ловкости и образованности нашел бы это занятие весьма занимательным.

Первое упоминание полимино относится к 1953 году, когда американский математик Соломон Вольф Голомб, аспирант университета Гарварда, сделал доклад в Гарвардском математическом клубе «Шахматные доски и полимино». Игры и задачи о полимино быстро нашли популярность по всему миру.

Пентамино́ (от др.-греч. πέντα пять, и домино) — пятиклеточные полимино, то есть плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами («ходом ладьи»). Этим же словом иногда называют головоломку, в которой такие фигуры требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.

Аналогично классической игре домино из фигур, состоящих из двух квадратов, С. Голомб назвал фигуры тримино (из 3-х квадратов), тетрамино (из 4-х) и пентамино (5 квадратов). Также существуют фигуры из большего количества квадратов.

Для тримино требуется набор из 2-х компонентов – полоски, состоящей из трех квадратов и угла. Для тетрамино требуется уже 5 различных элементов, а для пентамино – 12. При этом, элементы головоломки можно вращать, поэтому несимметричный элемент полимино и его зеркально-отраженная копия считаются одним элементом. А для полимино из большего числа элементов уже требуется еще большее количество элементов: 35 элементом для гексамино и 135 для гептамино. Поэтому такие полимино редко используются для игры.

В 70-е годы прошлого века в нашей стране был пик популярности этой игры. Тогда же выяснили, что впервые вариант этой игры под названием «12 по 5» придумал Н.Д. Сергиевский еще в 1935 году, а в 1951 эта игра участвовала во Всесоюзном конкурсе детской игрушки. Игра стала активно набирать популярность, и отечественная промышленность выпускала ее в виде набора пластмассовых фишек, уложенных в коробку 6×10. К игре прилагалась инструкция с набором различных задач. Например, классические задачи о покрытии прямоугольников размером 6×10, 5×12, 4×15 и 5×20.

Задачи с пентамино – это один из типов математических головоломок на разрезание фигур. Эти задачи относятся к разделу комбинаторной геометрии. Разъединение целого объекта на составляющие и объединение этих составляющих в одно целое (пусть даже в пределах плоскости) – это деятельность, которая развивает геометрическое «видение» учащихся, помогает формировать первичные геометрические представления и является пропедевтикой развития пространственного мышления. Универсального метода решения задач на пентамино не существует. Ученикам, которые берутся за их решение, не понадобится знание основ планиметрии, они могут в полной мере проявить свою смекалку, интуицию и способность к творческому мышлению.

Суть пентамино заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. В результате получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Имеется комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Разработаны различные схемы изображений. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы. Пентамино позволяет создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры.

Об игре:

Пентамино – это творческая игра, требует от ребёнка поисковой активности при выполнении нового.

Игровой набор «Пентамино» состоит из 12 разных по форме, но равных по площади элементов. Каждый элемент состоит из пяти равных квадратов. При решении задач и головоломок фигурки можно вертеть и переворачивать.

Игра предназначена для детей с 5 лет.

С чего начать?

Первый этап.

Основным правилом является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект элементы. Начинать освоение игры лучше с варианта использования головоломки в качестве геометрической мозаики с детьми 5 лет. Или складывать их один в другой, а в получившейся собранной фигуре искать признаки сходства с животными или знакомым предметом.

Второй этап.

Через некоторое время можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. Для дошкольников 6 лет можно предложить изображение с показанным на нём расположением элементов головоломки. Можно предложить собрать фигуру наложением на изображении или рядом с изображением выложить фигуру.

Третий этап.

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур пообразцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части. Рекомендуется предлагать детям с 7 лет.

Детям можно предложить чистое контурное изображение, рядом с которым нарисованы необходимые для его построения элементы головоломки, которые нужно прикладывать к контуру.

Самым сложным является собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению. В данной игре ребёнок-дошкольник с подобным заданием, скорее всего, не справится. Но собрать картинку по уменьшенному изображению с прорисовкой деталей - сможет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: