Ассимиляция мотивационных психических образований в качествах личности




Согласно представлениям А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других корифеев отечественной психологии, мотивы и способы их формирования, становясь устойчивыми, закрепляются в структуре личности и являются, таким образом, предпосылкой формирования многих личностных свойств. В их числе можно назвать решительность, безрассудство, убежденность, любознательность, широту и устойчивость интересов и др.

Решительность и безрассудство — это качества, имеющие тенденцию проявляться в ши­роком диапазоне жизненных ситуаций, в которые попадает человек, в самых разнообразных сферах его жизнедеятельности. Решительность представляет собой способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и реализовывать их в деятельности. Эта личностная черта особенно отчетливо видна в тех ситуациях, когда поступок связан с риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив. Решительность также про­является в способности брать на себя ответственность за принятые решения, осуществлять своевременные действия, быстро исполнять или задерживать их. Для этого необходим определенный уровень склонности к риску, которую большинство исследователей считают довольно устойчивой чертой личности.

Риск представляет собой ситуационную характеристику деятельности, связанную с неопределенностью ее исхода или возможных последствий, особенно в случае неудачи. Посколь­ку даже ближайшее будущее человека в принципе не может быть ему полностью подконтроль­но, элементы рискованного поведения зачастую обеспечивают успешность деятельности.

Так, экономист Г. Лэнот проанализировал поведение участников телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Из 515 участников первых одиннадцати сезонов на британском телевидении две трети вышли из игры сами, и только треть — из-за неправильного ответа. Построив математическую модель, исследователи пришли к выводу, что если бы люди проявляли больше склонности к риску, они в общей сложности уносили бы с собой больше денег.

Исследованиями выявлено, что люди обнаруживают более высокий уровень риска в тех ситуациях, которые связаны с навыком, а не с шансом, то есть в тех ситуациях, которые вос­принимаются как относительно подконтрольные. Однако чрезмерная склонность к риску, частые проявления немотивированного или неоправданного рискованного поведения могут свидетельствовать о безрассудстве человека как устойчивой личностной черте.

В эксперименте на дно глубокого рва насыпали битое стекло. Испытуемым показывали этот ров, что­бы они могли убедиться, что лучше туда не падать. Затем их отводили ото рва примерно на пять метров, завязывали глаза и предлагали подойти к краю рва. В этой ситуации люди вели себя по-разному. Не­которые делали несколько уверенных шагов вперед и затем замедляли скорость; другие смело шагали к самому края рва, и их даже приходилось удерживать от падения; третьи с первого же шага начинали проявлять повышенную осторожность.

Два последних варианта поведения обнаружили связь с предрасположенностью к несчастным слу­чаям. Если, к примеру, посадить таких людей за руль автомашины, то «сверхосторожные» люди будут пугаться каждой мелочи, их внимание будет отвлекаться на второстепенные детали, и это может при­вести к аварии. Не менее опасны и «сверхрисковые» люди, склонные к излишнему и необоснованному риску. В отличие от них, хороший водитель, не предрасположенный к несчастным случаям, уверенно делает два-три шага вперед, а потом либо совсем отказывается идти, либо идет, проявляя достаточную и постепенно возрастающую осторожность.

Ряд мотивационных свойств личности связан с устойчивостью содержания мотивационной сферы человека. К их числу относится, прежде всего, убежденность — личностное свойство, определяющее общую направленность всей деятельности человека и его цен­ностных ориентаций. Убежденность выражается в отношении личности к своим поступкам и убеждениям, связанном с уверенностью в правоте своих взглядов, ценностей и идеалов. Она основывается на знаниях мировоззренческого характера, которые составляют мотивы личности и формируют ее установки.

Мировоззрение — это интегральное образование. В нем принципиально важна связь его ком­понентов, их «сплав». В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солид­нее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное со­знание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям. Кроме знаний о мире (включая и мир человека), в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представле­ния о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.

Именно мировоззрение, а точнее, один из его фрагментов, касающийся отношения к смерти, опреде­ляет различия поведения в бою русского гусара, японского самурая и шахида.

Некоторые мотивационные свойства личности связаны с ее познавательными потребностями. Одно из них, любознательность, — необходимое условие формирования устой­чивых интересов. Она уже с первых месяцев жизни человека проявляется как активное познавательное отношение к действительности, особенно ко всему новому.

Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что удовлетворение биологических потреб­ностей — в пище, кислороде и пр.приводит лишь к успокоению ребенка, к состоянию удовлетворен­ности, но не вызывает радостных эмоций, таких как удовлетворение потребности в новых впечатлениях. Отсутствие впечатлений даже у вполне здорового, сытого, хорошо ухоженного ребенка вызывает крик, который прекращается лишь вместе с появлением новых впечатлений. И наоборот, если дети начинают плакать под влиянием боли или голода, то очень часто, если боль и голод не достигли слишком большой интенсивности, плач можно затормозить, показывая ребенку яркие, блестящие игрушки.

Первые проявления любознательности можно наблюдать в ориентировочно-исследовательских действиях младенца, позже — в познании отношений предметов и людей, не данных в непосредственном чувственном опыте. Первоначально эту цель преследуют многочисленные детские вопросы, задаваемые взрослым, в школьном возрасте этот про­цесс продолжается в познании законов природы и жизни общества.

Развитию любознательности способствует внимательное отношение взрослых к познавательным потребностям детей, организация соответствующих им ситуаций и занятий. Отсутствие соответствующих условий приводят к обеднению сферы интересов.

В эксперименте макаки-резус вообще утратили способность испытывать любопытство даже по отно­шению к новым объектам. Для этого оказалось достаточным поместить их на первые два месяца жизни в темную комнату, лишив таким образом зрительных впечатлений, и лишь пять минут в день показывать им яркие картинки.

Широта и устойчивость интересов, в свою очередь, также являются мотивационным личностным свойством, формирующимся в процессе жизни человека и напрямую отражающим те виды деятельности, в которые человек вовлечен сейчас или был вовлечен ранее: действительно, трудно предположить, что некто увлекается чем-то, о существовании чего не имеет ни малейшего представления.

Подводя итог характеристике отдельных мотивационных свойств личности, нужно отметить, что между мотивационными психическими образованиями и личностью существует обоюдная связь: с одной стороны, свойства личности влияют на особенности мотивации, с другой сторо­ны, особенности мотивации, закрепившись в структуре личности, могут становиться ее чертами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: