С.И.Картышева, И.А.Кармаева
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ВОРОНЕЖ 2007
Издано по решению учебно-
методического совета ВГПУ
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии и физиологии А.Н.Корденко (ВГПУ)
кандидат биологических наук, доцент кафедры спорта
Ю.Г.Черных (ВГПУ)
Картышева С.И., Кармаева И.А.
Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учебно-методическое пособие.– Воронежский государственный педагогический университет, 2007.– 44 с.
В учебно-методическом пособии представлены методы оценки физического и умственного развития детей и подростков, функциональных возможностей организма, гигиенических условий учебно-воспитательного процесса в школе. Пособие составлено на основе опыта преподавания курса «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена» на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ.
Предназначено для студентов физико-математического, исторического и филологического факультетов педагогических вузов, учащихся педучилищ и преподавателей.
Картышева С.И., 2007
Кармаева И.А., 2007
Оформление. Воронежский
госпедуниверситет, 2007
ВВЕДЕНИЕ
Первостепенной задачей современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников. Пристальное внимание к этой проблеме объясняется тем, что именно школьники подвергаются негативным воздействиям внутришкольной среды, несбалансированности учебных планов и несоответствия большинства учебных заведений санитарно-гигиеническим нормам.
Будущий учитель должен в совершенстве знать анатомо-физиологические особенности детей и подростков, и те условия окружающей среды, в которых они живут и развиваются. При неправильной организации условий жизни ребенка возможно появление различных патологических нарушений функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Забота о здоровье требует знания функциональных возможностей детского организма, которые определяются возрастными особенностями его структуры и функций.
Цель настоящего пособия- дать будущему учителю анатомо-физиологические и гигиенические знания, помочь ему приобрести умения и навыки, способствующие охране и укреплению здоровья детей.
В учебном пособии предлагается большее количество работ, чем требует программа, что дает возможность использовать различные сочетания практических занятий в зависимости от имеющегося оборудования и обучаемого контингента. Отбору работ предшествовала многолетняя проверка их на практических занятиях по «Возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиене». В пособии даются методические указания к выполнению работ: в каждой работе четко сформулирована цель, указано необходимое оборудование, описан ход работы, имеется перечень вопросов для самостоятельной теоретической подготовки студентов к занятиям.
Такой подход в создании учебного пособия будет способствовать более эффективному усвоению студентами программно-учебного материала и позволит приобрести необходимые умения и навыки по охране и укреплению здоровья школьников.
Тема 1
ИСЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Изучение данного раздела дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена» основано на следующих понятиях:
Физическое развитие - это состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития. Оно является одним из ведущих признаков здоровья и от его уровня зависят другие показатели здоровья. Оно характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков.
При изучении физического развития используются следующие показатели:
1. Соматометрические - длина (рост) и масса (вес) тела, окружность грудной клетки.
2. Соматоскопические - форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение и телосложение, половое развитие.
3. Физиометрические - жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления.
Антропометрия - это совокупность методов оценки морфологических особенностей организма; проведение точных измерений человеческого тела с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.
Рост - это процесс количественного увеличения размеров, массы органов и организма в целом.
Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения.
Развитие - это качественный непрерывный процесс, связанный с усложнением функций организма.
Физиометрия- измерение функциональных показателей организма стандартными методическими приемами и инструментарием.
Динамометрия (сила сжатия кисти руки)- измерение показателя мышечной силы.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)- показатель вместимости легких и силы дыхательных мышц, измеряется спирометром.
Методы оценки физического развития:
1. Метод стандартов (сигмальных отклонений)- основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастно-половой группы оценочных таблиц.
2. Метод антропометрических профилей - это графическое отображение методов стандартов.
3. Метод корреляций - основан на таблицах-шкалах регрессии, составленных на основании вычисления коэффициента корреляции между антропометрическими признаками.
4. Центильный метод - заключается в оценке показателей физического развития по центильным шкалам.
5. Метод индексов- основан на расчете полученных результатов с помощью формул и сравнении их с нормативными данными.
Работа №1