Иногда, понятие "государственное устройство" употребляется в широком смысле, им пытаются охарактеризовать государственный строй той или иной страны в целом, связать с политическим устройством государственной власти, для чего используется термин "политико-территориальное устройство государства".
Говоря о государственном устройстве, мы выясняем вопрос, о том, как организована территория государства, какова внутренняя структура государства, т.е. из каких частей состоит государство, каким образом оно осуществлено внутреннее территориальное деление государства, какова система отношений между центральной и региональной властью государстве.
С юридической точки зрения государственное устройство (национально-государственное, национально-территориальное) нередко используется для характеристики политико-территориальной и административно-территориальной организации государства, определения соотношения государства в целом с его составными частями (штатами, административно-территориальными единицами, автономными образованиями).
Государственное (национально-государственное, территориально-государственное) устройство включает в себя: нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства; нормы, правовую и политическую практику, устанавливающие способ государственного (национально-государственного, территориально-государственного) устройства (унитаризм, федерализм, автономию, виды административно-территориальных единиц); нормы, правовую и политическую практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями (между федерацией и штатами, между унитарным государством и автономными образованиями, между унитарным государством и административно-территориальными единицами); нормы, правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составных частей.
|
Нельзя не учитывать то обстоятельство, что при наличии одной и той же сущности государства ему может быть свойственна различная форма государственного устройства. Так, в США федеративная организация государственной власти, а во Франции - унитарная. Но по своей сущности они фактически одинаковы. Постигнуть сущность государственного устройства - это значит понять ту форму общественных отношений, которая непосредственно определяет его. Причем сущность государства и сущность его устройства - категории далеко не совпадающие, разные.
При рассмотрении государства как системы на первый план выступают вопросы построения, компетенции и процедуры деятельности органов государства (аппарата), разделения власти; юридического оформления порядка работы составных частей "правительственной машины", контроля общества над нею и т.п. Рассматривая государство как территориальную систему, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью применения методов политической и правовой системотехники, в том числе при моделировании организации территории, при рассмотрении самой территории как системы.
Территориальная организация государства может пониматься в двух значениях. Во-первых, под территориальной организацией понимается само государство как одна из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу.
|
Во-вторых, под территориальной организацией государства понимается организация его территории, определение его составных частей и система взаимоотношений между ними.
Форма государственного устройства - категория качественно-самостоятельная, она во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Государства с республиканской формой правления могут быть как (унитарными, так и федеративными).
По форме устройства все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарное государство - наиболее распространенная форма устройства современных государств. Термин "унитарное" имеет латинское происхождение от слова "унус" - единый, один. Поэтому унитарное государство - это единое, (цельное государство, не имеющее внутри себя каких либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, самостоятельности. Унитарные государства организованы по административно-территориальному принципу.
В унитарных государствах действует единая система центральных и местных органов власти, поэтому в них существует единый центр власти.
На территории унитарного государства действует единая конституция и соответственно существует единая система законодательства. У них единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.
Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации властных, экономических, финансовых и др. ресурсов в руках центральных органов власти. Она более Удобна для управления, поскольку административно-территориальные единицы не обладают самостоятельностью и подчинены непосредственно центру. Решения центральных органов Власти действуют напрямую, минуя федеративный барьер, виде субъекта федерации.
|
В настоящее время в мире существуют довольно разнообразные унитарные государства: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.
В централизованных государствах местное самоуправление в правах существенно ограничено или они вообще отсутствуют.
В децентрализованных органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируют самостоятельно (избираются непосредственно населением, имеют свой бюджет, принимают самостоятельные решения по вопросам своей компетенции и т.д.).
Простые унитарные государства состоят только из административно-территориальных единиц (районов, городов), а сложные имеют в своем составе так называемые административные автономии. Например, Дания имеет в своем составе Фарерские острова, Гренландию, которые пользуются правами, близкими к правам субъектов федерации, но, тем не менее, Дания - это унитарное государство.
Федеративное государство - это всегда сложное государство, состоящее из нескольких государственных образований (не государств, а именно государственных образований).
Федерация - это союз, объединение (лат.), части которых обладают элементами государственности, определенной политической самостоятельностью. Мировая практика знает договорные, конституционные, договорно-конституционные модели федераций, а исторический опыт показывает, что существование федераций, появление федеративных государств объясняется необходимостью совершенствования в основном внутригосударственных отношений, вызывается потребностями повышения эффективности государственного управления.
При создании федеративных государств всегда решается вопрос о передаче федеральному центру определенных экономических, политических, управленческих полномочий и в первую очередь тех, которые федеральная власть сможет решать более успешно, чем это делали бы субъекты федерации каждый в отдельности. Одновременно решается и вопрос о том, какие полномочия сохранить за субъектами федерации, а какие им рациональнее решать совместно с центром.
Федерации обладают рядом присущих им общих признаков:
субъекты, входящие в федерацию, обладают элементами государственности, в частности имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы власти, государственные символы и т.д.;
федеральный центр имеет высшие (общефедеральные) властные органы (парламент, правительство, высшие судебные органы), решения которых по предметам их ведения имеют общеобязательное значение для субъектов федерации;
территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов федерации, т.е. территория федерации - это территория ее субъектов;
может быть двойное гражданство (общефедеральное и гражданство какого-либо из субъектов федерации);
федеральный парламент имеет две палаты, одна из которых должна представлять интересы субъектов федерации;
имеется два вида законов - законы общефедеральные и законы субъектов федерации;
существует двойная система налоговых потоков (федеральному центру и субъектам федерации).
Практика федеративного строительства (создания и функционирования федераций) выработала следующие основные способы распределения полномочий (интересов) центра и субъектов федерации:
определяется исключительная компетенция федеральной власти;
устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации;
определяются вопросы, относящиеся к совместному ведению (совместная компетенция) центра и субъектов федерации.
Федеративное государство - это союзное государство, составные части которого обладают определенной политической самостоятельностью. Образуются федерации несколькими путями. Это может происходить путем объединения независимых государств в результате договора о создании объединения. Или же в результате присоединения каких-либо новых территорий к государству с наделением или сохранением за ними признаков самостоятельной государственности. Еще союзное государство может возникнуть из унитарного государства в том случае, если автономные или административно-территориальные единицы в результате повышения их статуса стали обладателями определенной политической самостоятельности.
Федерации строятся либо по национальному (СССР), либо по территориальному (США) признакам. А, к примеру, в составе РФ присутствуют и субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения).
Политический режим
Политический режим - это "правила и цели политического взаимодействия", совокупность основных приемов, средств и способов осуществления политической власти. Это система характерных для определенного типа государств политических отношений, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры.
Политический режим соотносится с понятием "политическая система общества". Политические партии определяют для себя цели, тактику, стратегию, решают, с какой из партий вступить в союз для формирования правительства, когда его поддержать, когда нет - это относится к политическому режиму, политической системе.
Политический режим, как уже отмечалось, теснейшим образом связан с политической системой. Он характеризует весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и осуществлении политической власти. Исходя из политического режима, судят о реальной картине политического устройства общества, о характере политических взаимоотношений между субъектами.
Субъектами политической власти выступают, в частности, органы местного самоуправления, которые согласно ст.3 п.2 ст.12 Конституции РФ являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти.
Понятие "политический режим" включает следующие качественные признаки:
степень участия народа в формировании политической власти, а также сами способы такого формирования;
соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
гарантированность прав и свобод личности;
характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;
степень реализации политической власти непосредственно народом;
положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности деятельности государственного аппарата;
место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Заключение
Государства существуют и функционируют в различных условиях. Отмеченное многообразие государственности связано не только с различными социальным содержанием государства, особенностями национального состава, быта, общественной психологией, традициями и другими факторами самобытности народов. Оно обусловлено также поисками таких моделей, которые обеспечивают более совершенное государственное руководство обществом, достижение лучших результатов с меньшей затратой "управленческой энергии", оно вызвано необходимостью полнее учесть в формах государственности особенности народов, их бытия.
Новые государственные формы возникают на базе неизвестного раннее явления - интеграции государств. Она обусловлена различными причинами, в том числе задачами полнее использовать требования научно - технической революции для повышения благосостояния человечества, выравнивания условий жизни, требованием вместе идти по пути социального прогресса, необходимостью поднять оставшиеся народы до более высокого уровня развития. Она протекает еще в выборочном порядке, многие народы не хотят поступаться своим благополучием, но интеграция развивается в самых различных формах. На этой основе возникают государственные формы, неизвестные ранее: союзы, содружества, сообщества государств.
Список литературы
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. - М.: Юриспруденция, 1999.
2. Радько Т.Н. Теория государства и права, - Москва, ПРОСПЕКТ 2010
3. Четвернин В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории права и государства. - М.: Дело, 1997. - 120 с.
4. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 398с.
5. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения: Учебный курс. - М.: Артикул, 1997. - 352 с.