Ответы
1. Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по второму критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 4 балла – «тройке», 8 баллов – «четвёрке» и 12 баллов –
«пятёрке». | Безусловно, возможны промежуточные | варианты (например, | ||||
6 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»). | ||||||
Критерии оценивания | Баллы | |||||
Пародийный текст – текст В | 5 баллов | |||||
В рассуждении проанализированы форма, тематика, язык и | до 12 баллов | |||||
стиль всех текстов. Доказательно указано, какой текст является | ||||||
пародийным. | ||||||
Шкала оценок: 0 – 4 – 8 – 12 | ||||||
Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, граммати- | до 3 баллов | |||||
ческих, | орфографических и пунктуационных | ошибок) | ||||
в пределах изученного в курсе русского языка материала. | ||||||
Шкала оценок: 0 – 1 – 2 –3 | ||||||
Максимальный балл |
Для эксперта. Перед нами пародия на детскую поэзию.Основные стилисти-ческие приёмы – повторы, перечисления, быстрая смена событий (динамика), бодрые и короткие стихотворные размеры (преимущественно хореи), синтаксический параллелизм. Авторы также используют эффект неожиданности (что отражено в строках, не вписывающихся в размер). Тексты удобны для чтения вслух.
2. [5 баллов] Эпоха – 20-е–30-е годы XX века. Достаточно указания на одно из имён из справки ниже.
Для эксперта. Текст А–фрагмент стихотворения К.И.Чуковского«Путаница»(1922). Текст Б – фрагмент стихотворения Д.И. Хармса «Как Володя быстро под гору летел» (1936). Текст В – пародия А. Архангельского (1930-е.). Подписан текст «Дяденька Корнеплодий», т. е. вроде бы пародия сочинена непосредст-венно на стихи Чуковского, но, конечно, она относится и к поэзии обэриутов
|
(Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников, Ю. Владимиров), и к поэзии С. Маршака и начинающего в те годы С. Михалкова.
3.
Критерии оценивания | Баллы |
Использовано не менее 10 глаголов | до 3 баллов |
Использованы стилистические приёмы «детской» поэзии. | до 12 баллов |
Шкала оценок: 0 – 4 – 8 – 12 | |
Максимальный балл |
- 4 -
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2018–2019 уч. г.
Муниципальный этап. 8 класс
II. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.
Вариант 1. Прозаический текст.
Прочитайте рассказ. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом,свободно,понятно,доказательно и грамотно.Рекомендуемый объём–250–300 слов.
Юрий Иосифович Коваль (1938–1995)
СОЛНЕЧНОЕ ПЯТНО
Чужой и рыжий, на крыльце моего дома спал огромный кот. Разморённый
солнцем, он привалился к двери спиной и посапывал. Я кашлянул. Кот приоткрыл глазок. И это, доложу вам, был жуткий глазок, вполне бандитский. Изумруд и лазурь горели в нём.
Оглядев меня, облив лазурью, обдав изумрудом, глазок закрылся.
– Позвольте пройти. Кот не шевельнулся.
– Вы не правы, – как можно мягче заметил я. – Ну, согласитесь, это мой дом, приобретённый недавно по случаю. Вы спросите, откуда у меня такие деньги?
|
Я работал, уважаемый. Работал ночами, над-ры-ва-ясь! Позвольте же пройти мне
в свою собственность.
Пока я нёс эту белиберду, кот отворил оба глаза, слушая меня с интересом. На слове «над-ры -ва-ясь » он встал, потянулся и отошёл в сторону, освобождая проход. Я открыл дверь.
– Прошу, – сказал я. – Пожалуйста, заходите.
Пропустив меня вперёд, кот вошёл следом. Он вёл себя разумно, интеллигентно, но всё-таки это был опасный кот. Его благородство было окрашено в рыжий пиратский цвет. Неслышно ступал он за мной, но я чувствовал за спиной его рыжее пиратство. Вошли в комнату.
– Располагайтесь, – предложил я. – Вот печь, вот табурет.
Гость оглядел печь и табурет и, заметив на полу солнечное пятно, падающее из окна, лёг под солнце и задремал. Я отрезал кусок колбасы, которую берёг для гостей, положил поближе к его усам. Он повёл носом и отвернулся.
– Ну, это уже неправильно. Угощаю чем могу. Обидно. Кот выслушал моё замечание, кивнул и опять задремал.
– Не понимаю, – сказал я. – В чём дело? неужели не нравится колбаса? Странно. Многие любят. Вы сыты? Ночь, полная пиратств? А? Неужели птички? Cкажите честно, это так? Птички?
На слове «птички» котяра замурлыкал.
– Не могу приветствовать! – сказал я. – Не одобряю!
Пират с наслаждением развалился в солнечном пятне. Мотор мурлыканья работал ровно и мощно. Странно было, что при таком моторе кот никуда не ехал. Он грохотал, как большой мотоцикл с коляской.
|
- 5 -
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2018–2019 уч. г.
Муниципальный этап. 8 класс
Я сел к столу и занялся каким-то делом, скорей всего писательским скрипучим застольным трудом. Но дело не клеилось. Огненный и грохочущий бандит на полу отвлекал мысли в рыжую сторону. Отодвинув скрипучий свой труд, я достал кисть и акварель.
Кот приоткрыл глаз.
– Один набросок... приподнимите голову. Гость приподнял голову, и я стал его рисовать.
Солнечное пятно двигалось по полу к закату. Кот пятился, перемещался вслед за пятном, за ним пятился и мой рисунок.
Солнечное движение не мешало мне. Рыжий сохранял позу, не опускал голову. Похоже. он понимал, что рисование котов – дело ответственное в наше время, важное дело. Когда пятно солнечное полезло на стенку, я кончил работу.
– На сегодня хватит.
Кот поднялся на ноги, размялся, потянулся, мельком оценил рисунок, что-то муркнул, вроде «неплохо», и, не прощаясь, вышел. Пожалуй, отправился пиратствовать. Просыпаясь иногда ночью, я слышал в палисаднике треск сирени, мягкие тёмные прыжки, кошачьи вздохи. Наутро кот снова поджидал меня на крыльце.
– Ну, как прошла ночь? Пиратство совершилось?
Котяра замурлыкал на полную мощь, и я понял: да, совершилось.
Я впустил его в комнату, и кот улёгся в солнечное пятно на полу. Оно ему явно понравилось. Кажется, у меня в пятне ему было неплохо. Никто не трогал, не приставал. Так и повелось у нас. Каждое утро кот приходил, ложился на пол, дремал и мурлыкал, а когда пятно солнечное залезало на стенку, отправлялся пиратствовать.
Однажды он не нашёл на полу солнечного пятна. Весьма недовольно поглядел на меня.
– Помилуйте, батенька, – сказал я. – Дождь на дворе. Пасмур. Откуда же взяться солнечному пятну? Переждём, лезьте на печку. Кот вслушивался в мои слова, но не желал понять и постукивал когтями в пол, требуя пятна.
– Не могу, – разводил я руками. – Не в силах... Пасмур! Неожиданное слово подействовало. Кот перестал метаться в поисках пятна, глянул мне в глаза.
«И у вас пасмур? – задумался он. – Нехорошо». Изумруд и лазурь потускнели в его глазах. Не прощаясь, кот вышел.
«Да что же это такое! – возмущенно подумал я. – Разве я виноват? Ведь не
я же укладываю на пол солнечные пятна!» Начались долгие дожди. Серые капли
колотились в тусклые стёкла. Пасмур! Пасмур! Проходили ночи, полные дождя. Но вот дождь рассеялся, вчера выглянуло и солнце. Скоро, наверно, объявится рыжий пират. Во всяком случае, солнечное пятно у меня на полу опять
наготове.
(1993)
- 6 -
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2018–2019 уч. г.
Муниципальный этап. 8 класс
1. Как воспринимает кота рассказчик?
2. Каким вам представляется рассказчик?
3. Какие прилагательные, обозначающие цвет, характеризуют не только
предметы?
4. Какие противопоставления вы видите в рассказе?
5. В чём смысл названия рассказа?
Вариант 2. Поэтический текст.
Прочитайте стихотворение. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом,свободно,понятно,доказательно и грамотно.Рекомендуемыйобъём – 250–300 слов.
Арсений Александрович Тарковский (1907–1989)
КАКТУС
Далеко, далеко, за полсвета
От родимых долгот и широт,
Допотопное чудище это
У меня на окошке живёт.
Что ему до воклюзского лавра1
И персидских мучительниц-роз, Если он под пятой бронтозавра Ластовидной листвою оброс?
Терпеливый приёмыш чужбины,
Доживая стотысячный век,
Гонит он из тугой сердцевины
Восковой криворукий побег.
Жажда жизни кору пробивала, –
Он живёт во всю ширь своих плеч
Той же силой, что нам даровала
И в могилах звучащую речь.
(1948)
1. Как описан кактус?
2. Какие художественные приёмы использованы при его описании?
3. Как сопоставлены в этом стихотворении жизненная сила кактуса и языка?
4. Почему можно сделать вывод о таком сопоставлении?
1 В середине XIV века в Воклюзе жил Франческо Петрарка. Там написаны многие сонеты к Лауре.
- 7 -
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2018–2019 уч. г.
Муниципальный этап. 8 класс
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соот-ветствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке ». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие ошибок в понимании текста; последовательное и | |
адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте | |
сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. | |
Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | |
Композиционная стройность работы, её общая логика и стилисти- | |
ческая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и | |
отсылок к тексту. | |
Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | |
Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение | |
использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда | |
это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. | |
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность использования | |
фонового материала из области культуры и литературы. | |
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, | |
орфографических и пунктуационных ошибок в пределах изученного | |
в курсе русского языка материала). | |
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Максимальный балл |
Максимальный балл за все верно выполненные задания – 80.
- 8 -